Необходим переход к такой стратегии, при которой ученик превращается в субъект образовательного процесса, приходит в школу действительно учиться, то есть, «учить себя»: не только получать знания от учителя, но и самостоятельно добывать их и пользоваться ими в жизни.
Традиционная педагогическая наука складывалась в условиях авторитарного общества. В новых обстоятельствах прежняя педагогическая теория не всегда срабатывает.
Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый школьник чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать своё мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные интересы, самостоятельность, изобретательность в способах работы, ощутить атмосферу сотрудничества, почувствовать и пережить успех – мечта любого учителя. К подобным урокам я шла в течение нескольких лет работы в профильных классах.
Я обратилась к практике работы по системе модульной технологии в 2007-2008 учебном году. Работала я тогда в 10 «Б» классе профильного уровня. Увеличение количества часов на изучение профильных предметов в профильном классе увеличивает объём получаемой информации, а соответственно и учебную нагрузку на учащихся. Современная старшая профильная школа страдает от насыщенности учебных программ: один предмет сменяется другим в течение учебного дня. Форсированное прохождение программы (чаще всего традиционными методами) препятствует его усвоению. Такая ситуация особенно актуальна для изучения профильных гуманитарных предметов, где необходимо усвоить большие объёмы учебного материала. В условиях всё нарастающих объёмов информации приоритетным является поиск педагогических средств и технологий, позволяющих сжимать информацию.
Технология модульного обучения, как показали экспериментальные исследования М.А. Чошанова, создает основу для индивидуальной и групповой самостоятельной работы учащихся и приносит до 30% экономии учебного времени без ущерба для полноты и глубины изучаемого материала.
Работая в 2007-2008 учебном году с 10 «Б» классом, я столкнулась с тем, что уровень знаний учащихся очень низкий. Это подтвердил вводный тест по обществознанию, который показал следующие результаты: 40% – уровень обученности, 6% – качество.
Психолог школы Е.С.Киреева в начале года провела психологическую диагностику учащихся «Исследование ситуативной и личностной тревожности» (по Ч. Спилбергу). По результатам диагностики выяснилось, что 49% учеников испытывают высокую ситуативную тревожность – это состояние характеризуется переживаемыми эмоциями, напряжением на уроке, нервозностью. Высокую личностную тревожность испытывали 35% учащихся.
Психолог также исследовала мотивацию учебной деятельности учащихся. Учащиеся отвечали так:
– родители заставляют учиться – 70%,
– учусь по необходимости – 30%.
То есть учащиеся не испытывали интереса ни к предмету, ни к самостоятельной работе.
Проблема: использование традиционной технологии обучения не учитывает разницу в уровне развития детей и их образовательные потребности. От этого страдает процент качества и обученности учащихся, а модульная технология даёт возможность учитывать индивидуальные особенности и успешно пройти индивидуальные образовательные маршруты. Модульная технология создаёт условия для совместного выбора педагогом и учеником оптимального пути обучения. Здесь налицо и здоровьесберегающий эффект, так как ученик, осознавая свои возможности, способен самостоятельно выбрать для себя вариант обучения, рассчитывая на высокий результат. Это повышает его самооценку, уверенность в свои силах, создаёт благоприятный эмоциональный настрой. Он не будет испытывать страх перед тем, спросят ли его на уроке или нет, так как он сам определит время зачёта или другой формы контроля.
Перед началом изучения курса провожу мониторинг образовательного процесса для составления индивидуальных образовательных маршрутов.
Итак, технология модульного обучения.
Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Сущность модульной технологии – ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем.
Модуль – это определённый вид работы, который выполняют учащиеся.
Методика модульной технологии основана на представлениях о том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации.
Модульно-блочная система – это
1) довольно гибкая система, которая позволяет учитывать специфику конкретного класса, особенности учебного материала, глубину его изученности и степень усвоения учащимися;
2) довольно простая система, в том смысле, что школьники чётко и ясно представляют объём работы, который они должны выполнить, объём информации, который они должны усвоить, умения и навыки, которыми они должны овладеть.
На мой взгляд, модульное обучение обладает рядом преимуществ перед традиционным обучением:
Умственная работа учащихся чётко организована;
Из огромного блока обществоведческого материала выделено главное и второстепенное;
Усиливается мотивация познавательной деятельности учащихся;
Стимулируется самоконтроль и самооценка, что позволяет ликвидировать пробелы в знаниях и развить умения и навыки;
Гарантируется достижение хороших результатов обучения;
Паритетные отношения учителя и учащихся;
Возможность работы учащихся в парах, группах; возможность делового общения с товарищами;
«Мягкие» формы контроля в процессе усвоения содержания учебного материала;
Наличие модулей с печатной основой позволяет индивидуализировать работу с отдельными учениками.
Модульно-блочная технология должна применяться не эпизодически, а как система.
Важнейшие принципы модульно-блочной системы:
Сжатие материала.
Четкая мотивация всех этапов работы.
Мобильность, т.е. возможность варьировать модули в зависимости от материала или класса.
Самостоятельность и индивидуализация обучения – используются самоучение, самоконтроль, самоорганизация.
Сокращение учебного времени без ущерба для глубины знаний.
Практическая направленность в смысле отработки умений и навыков с помощью различных видов упражнений – практикумов, собеседований, зачётов, творческих работ, тестирования.
Система работы
Работа по модульно-блочной системе начинается с планирования. Чем крупнее блок, тем удобнее в нём варьировать модули, тем меньше перегрузка учащихся. В начале изучения блока провожу мотивационно-установочную беседу, поясняющую содержание каждого модуля данного блока.
Учитель сообщает и представляет план прохождения материала: указываются темы, количество уроков по каждой теме, называются сроки итогового контроля. Лекционное изложение содержания всего модуля в целом – учитель излагает общую структуру, значение содержания блока, наиболее существенные и трудные для восприятия моменты.
Затем самостоятельное детальное изучение материала по учебнику по частям модуля. Учитель оказывает индивидуальную помощь, консультирует. Следующий этап работы – закрепление материала. Приём текущих зачётов по заданиям проверочной работы; обобщающее занятие по всему модулю в виде семинара, дискуссии, игры, творческого отчёта и т.д. И итоговый контроль – в такой форме, в какой каждый ученик определил для себя сам.
Начиная работу с новым модулем, нужно проводить входной контроль знаний учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе. Важно осуществлять промежуточный контроль, сверка с образцом. После изучения всей темы проводится выходной контроль – контрольная работа, проверочная работа и т.д. Выходному контролю обязательно предшествует резюме учителя – краткий обзор всей темы, акцентирование внимания на сложных вопросах, анализ их и совместное решение.
Модульные уроки имеют свои особенности. Одна из них заключается в том, что каждый такой урок целесообразно начинать с процедуры мотивации – это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, небольшой графический диктант, притча. Например: урок обществознания в 10 классе. Тема: «Познание». Учитель обращается к классу: «Представьте себе, что вы взяли большой красивый лимон и решили нарезать его к чаю. Вы медленно режете ломтик за ломтиком. Поднимаете нож и видите, как по его лезвию медленно стекают капли лимонного сока…» Как правило, ребята быстро реагируют на этот образный комментарий учителя. Учитель спрашивает: «В своём рассказе я ни разу не употребила слова кислый. Почему же вы так отреагировали на мой рассказ?». Начинаются сбивчивые объяснения. Учитель предлагает ознакомиться с заданиями модуля по теме «Познание», где излагаются этапы чувственного познания.
Таким образом, при составлении плана модульного урока придерживаюсь следующего алгоритма:
1) формулирую тему урока;
2) определяю и формулирую цели урока и конечных результатов обучения;
3) разбиваю учебный материал на отдельные логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определяю цели каждого из них;
4) подбираю необходимый фактический материал;
5) определяю способы учебной деятельности учащихся;
6) отбираю формы контроля;
7) составляю модуль данного урока, делаю распечатку по количеству учащихся.
Учебных элементов не должно быть много, максимальное количество – 7, но обязательны следующие элементы:
УЭ – 0 – комплексная дидактическая цель изучаемой темы, введение в тему.
УЭ – 1 – входной контроль ЗУН (проводить перед каждым модулем, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе, при необходимости проводить коррекцию).
УЭ – 2 – работа с новым материалом (в паре, в группе, отработка учебного материала).
УЭ – 3 – текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента (выявление пробелов, их устранение сразу, самоконтроль, взаимоконтроль).
УЭ – 4 – выходной контроль ЗУН, который показывает уровень усвоения модуля.
УЭ – 5 – выбор домашнего задания.
УЭ – 6 – рефлексия (обратная связь, самооценка работы с учётом оценки окружающих)
Таким образом, в ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формирование и развитие приёмов учебной деятельности. В результате пяти лет работы по освоению элементов модульной технологии в применении к обществознанию и праву удалось добиться следующих результатов:
– Возрос познавательный интерес к предмету, что подтверждает большое количество учащихся, выбирающих обществознание для сдачи ЕГЭ.
– Призовые места в окружных олимпиадах; олимпиадах всероссийского уровня.
– Повысился уровень ЗУН учащихся, о чём свидетельствуют итоги учебных полугодий и года: 100 % успеваемость, 88 % – качество.
– Возрос уровень самостоятельности учащихся по освоению содержания учебного материала.
Но при работе по модульно-блочной системе возникает ряд трудностей.
Для учителя:
Трудно изменить привычный образ мыслей и действий, так как необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе, стать помощником ученика в достижении поставленных целей.
Различная степень умения учащихся самостоятельно работать.
Малое число учителей, работающих по этой технологии (и если ещё кто-то работает, то обучение по этой технологии идёт успешнее).
Большие материальные затраты на ксерокопирование текстов модульных уроков, надо проверять большой объём письменных работ, готовить разнообразные задания.
Недостаточное оснащение кабинетов компьютерами.
Для учащихся:
Сопоставлять различные источники, обобщать большой объём материала и делать выводы.
Правильно распределять время работы, выполнять большой объём самостоятельной работы.
Оценивать свою работу и работу товарищей.
В целом опыт показал, что учащимся эта система обучения пришлась по душе, хотя она требует от учителя большой предварительной работы: он не готовится к тому, как лучше провести объяснение нового, а готовится к тому, как лучше управлять деятельностью школьников, а от ученика – напряжённого труда, готовность к самостоятельной деятельности.
Но все трудности можно при желании постепенно преодолеть. Что я и делаю. За последние годы многие мои ученики выбирают экзамены по моим предметам, удачно их сдают и поступают в учебные заведения на бюджетной основе. Пять моих выпускников избрали профессию учителя истории и обществознания. Отличный результат по итогам ЕГЭ в 11 классе.
Рекомендации учителям:
Не следует сразу выходить с модулями на весь класс. Вначале попробуйте на малой группе.
Не включайте большой объём содержательной деятельности
Беседуйте с учеником, активируйте его на рассуждения, поиск, ориентируйте на успех. И у вас всё получится.
Синквейн на тему:
Технология.
Модульная, функциональная.
Гарантирует, обучает, развивает.
Учащийся самостоятельно достигает целей.
Эффективность.
Ирина Никитушкина, учитель истории и обществознания средней школы №1 города Похвистнево Самарской области
В прикрепленных файлах:
– состав модуля,
– модуль урока «Гражданское право», 11 класс,
– модуль урока «Уголовная ответственность несовершеннолетних», 11 класс,
– технологическая карта урока «Уголовная ответственность несовершеннолетних», 11 класс.
.
Комментарии