«Визитная карточка» Игоря Апольского была яркой: хорошая музыка, почти профессиональная игра, исполнение песен. Филолог из Ростовской области забавно инсценировал диалог со своей мамой, которая не разрешила ему поступать в театральный, велела идти в учителя. И признался, что со школой его примиряет должность зам. директора по воспитательной работе. Игорь Игоревич – неизменный организатор школьных вечеров, выпускных, новогодних утренников… С помощью компьютерной презентации Апольский показал уморительные фотографии, на которых предстал в разных образах, в том числе в облике Аллы Пугачевой… Он сумел зажечь зал, уставший от просмотра десятков презентаций финалистов конкурса «Учитель года России-2006». Выступление было фееричным, но сам Игорь на меня впечатления не произвел. Актер погорелого театра… Ну да, так я и поверила! Такого уверенного в себе человека под два метра ростом мама «загнала» в школу… И вообще он какой-то неправильный! Как этот Апольский посмел, спрашивается, перед жюри признаться, что «иногда хочется бежать из профессии»? Вот и шел бы играть на сцену! И что, он думает «выехать» на внеклассных мероприятиях на финале всероссийского состязания?! Неужели этот конкурсант не понимает, что здесь оценивают в первую очередь профессионализм?
Содержание речи – следующий шаг. А пока – разминаем артикуляционный аппарат. Вытянем губы для поцелуя, еще раз… Это методика так и называется – «Поцелуй». Исследуем языком все закоулки во рту – методика «». Произнесем пару-тройку скороговорок. Хорошо!
Язык – мой друг
А потом я случайно попала на защиту педагогического опыта Игоря Апольского и почувствовала, что краснею. Надо же так промахнуться… Профессионал. И какой! Игорь уверенно рассказывал о своей работе, не смущаясь, к месту оперировал сложными терминами, излагал суть авторских методик. Кроме того, он представил стройную систему работы. И говорил не только о том, что он делает, но еще и зачем.
Например, обязательный этап на уроках – отработка темпа речи, техники дыхания, тренировка артикуляции, регулировка тембра голоса. К чему эти, казалось бы, специфические «актерские штучки»? Чтобы научить детей хорошо говорить! Чтобы хотелось говорить на уроках эмоционально, убедительно. А еще – чтобы ребята были здоровей, ведь речь тесно связана с дыханием. Многие знают, что здоровье начинается с правильного дыхания.
Содержание речи – следующий шаг. А пока – разминаем артикуляционный аппарат. Вытянем губы для поцелуя, еще раз… Это методика так и называется – «Поцелуй». Исследуем языком все закоулки во рту – методика «Язык – мой друг». Произнесем пару-тройку скороговорок. Хорошо!
Игорь – искусный оратор. Уже через десять минут представления опыта он не только завладел вниманием слушателей, но и включил жюри в действо в качестве помощников. Речь пошла о жестах, мимике, интонации. Игорь рассказывает: «Порой с помощью этих невербальных средств передается гораздо больше информации. Мы не всегда задумываемся над тем, о чем мы говорим, зато всегда думаем о том, как это делаем. Есть методики развития эффективности речи с помощью невербальных средств общения. Например, «Свет мой, зеркальце». Дети получают зеркала и учатся правильно выражать удивление, гнев, радость… А вот методика, которую мы называем «О, жесты!». Попробуем сейчас с помощью ритмического жеста произнести пословицу и фразеологизм:
«Говорит, что воду цедит. Строчит как пулемет».
Игра – вещь заразительная. Следующее задание жюри выполняет самостоятельно: серьезная дама объясняет жестами, что такое винтовая лестница. Следующая методика – «Интонационные минутки». «Дети обучаются навыкам правильной, ситуативно обусловленной интонации. Учатся избирать тон общения, – объясняет Игорь Игоревич. – Фраза «Мне очень приятно». Попробуйте произнести ее иронически, восторженно, равнодушно, нежно, высокомерно…» Аудитория оживилась, старательно произносит, смеется. Игорь комментирует последний вариант: «У жюри получается лучше…»
Взрыв хохота.
Сельская идиллия?
Потом я разговаривала с Игорем. Уже после объявления результатов «Учителя года России-2006». Шел банкет, гремела дискотека, а мы тихо беседовали на диванчике областного театра драмы. То ли интервью, то ли разговор по душам. Выяснилось, что и по поводу мамы я ошиблась. Действительно, учитель русского языка и литературы со стажем, а также преподаватель истории, географии, химии, физики, биологии, когда необходимо – неизменный классный руководитель, педагог до мозга костей, кумир в профессии для собственного сына, Раиса Макаровна Апольская не хотела слушать Игоря, который после школы рвался в актеры, в дизайнеры, в парикмахеры… Она видела своего наследника только на студенческой скамье педагогического вуза. Во время учебы на филологическом факультете Таганрогского государственного педагогического института у Игоря была возможность попробовать себя на актерском поприще – он играл на сцене Студенческого театра эстрадных миниатюр (СТЭМ), а на пятом курсе вообще на год сбежал из педагогики в Таганрогский драматический театр. Что помешало завершить «побег» артистическим триумфом? Банальные причины – бытовые, жилищные. Родился ребенок, выяснилось, что никаких перспектив в городе у семьи Апольских нет, все пути ведут в село. Педагоги Игоря уверенно говорили ему: «Вы не придете работать в школу!» Пришел. В обыкновенную сельскую. И сам стал сельским жителем.
Грустная история? Мечты о славе, блеске, творчестве, свободе – и в результате простой сельский класс, регламент школьных будней, деревенская жизнь, которая комфортом не балует, здесь редко случаются культурные события, людям не до праздника… Вы думаете, Игорь озлобился на весь мир? Ничего подобного. Он решил остаться самим собой, не изменять себе ни в чем. Длинные волосы, не строгий костюм, а джинсы. Завуч шокирована… Но времена уже новые – 1992 год на дворе, значит, можно… Нетрадиционные уроки – тогда внове были все эти суды, экскурсии, провокации. Оказалось, можно и это. Программу выполняет, журналы заполняет, тематические планы составляет, успеваемость на высоте, не придраться. А Игорь Игоревич в это время понял, что никогда не будет работать традиционно. Он брал детей, вел на улицу, на какую-нибудь симпатичную полянку и предлагал описать… запахи осени. И хотя это казалось невероятным, но после такой экскурсии каждый ребенок находил свои эпитеты, оттенки, образы. Творческие работы были такие разные, словно дети побывали в разных концах страны…
Воля Скорпиона
С таким учителем, как Апольский, не соскучишься. Однако это вовсе не означает, что с ним легко! Ученики Игоря Апольского знают, что, несмотря на любовь к шутке и склонность к эпатажу, их словесник – строгий педагог. И совершенно не выносит хамства. Дисциплина ставится сразу, в пятом классе, благодаря железной воле Игоря, между прочим, Скорпиона по гороскопу… Однажды ростовскому педагогу попалась ученица – неглупая, но избалованная родителями девочка. Игорь сразу прекратил «праздник непослушания» на своих уроках, поставил ультиматум: на занятия не пущу, пока не придешь с мамой. Две недели продолжалось противостояние. Девочка ходила в школу, а во время литературы сидела за дверью. Что вы думаете? Привела маму… Зато те хулиганы, с кем у Игоря Игоревича случались конфликты, став выпускниками, приходят к нему в гости. Никто не в обиде. И тот факт, что Апольский не только знает свое прозвище – «Игорь в квадрате», но и слышит его от своих детей, о многом говорит.
Глядя на мастер-класс Игоря, я начала понимать, за что его любят дети. Он не притворяется. Если перед взрослыми людьми, на «Визитной карточке» конкурса «Учитель года», во время шоу или вечеринки Игорь легко играет роль, перед ребятами он этого себе не позволяет. Если дал задание и не получилось, оценивает объективно. И тут же хочется исправиться, сказать лучше, написать красивее. Апольский назвал свой мастер-класс «Фантазия на тему…». Материалом стало стихотворение Жака Превера «Как нарисовать птицу». Задача сверхсложная – понять, что такое творчество, вдохновение, почувствовать замысел творца, разгадать загадку поэта. Неудачный заголовок. Учитель ироничен, взрослые ученики стремятся реабилитироваться. Новый вопрос: подобрать выпущенное слово в отрывке из стихотворения:
…если птица поет –
это хороший признак,
признак, что вашей картиной
можете вы гордиться
и можете вашу подпись
поставить в углу картины,
вырвав для этой цели
перо у (…) птицы.
Рождается россыпь ассоциаций:
– Шикарной.
– Желанной!
– Волшебной…
– Странной.
– Несчастной (учитель улыбнулся).
– Долгожданной.
– Шедевра.
– Капризной.
Игорь Апольский резюмирует: «А теперь послушайте, что звучало в истинном тексте». В оригинале – у «поющей» птицы.
Мне совсем не кажется случайным, что Игорь Игоревич выбрал именно этот стих для представления себя во втором туре конкурса. Он сам, как герой Превера, нарисовал свою птицу счастья, которой может гордиться.
***
– Чье имя, на ваш взгляд, в заветной коробке, которую вскроют 22 ноября в Кремле, чтобы огласить имя абсолютного победителя конкурса «Учитель года России-2006»?
– Это будет Андрюша Успенский. Он настоящий интеллигент, настоящий учитель. Еще я вижу Катю Убу, потому что она живет в Ульяновской области, глава которой просто помешан на образовании, там люди купаются в лучах образовательной славы.
Комментарии