Одна из самых острых сегодняшних проблем – взаимоотношение религии и образования. Понятно, что представители всех конфессий хотели бы иметь доступ к подрастающему поколению, ведь именно в юном возрасте формируется личность, которую можно приобщить к вере. В этом смысле нет более удобного места для работы с юными, чем школа. Поэтому постоянно идут дискуссии о преподавании в школах курса «Основы православия». Но пока общество занято дискуссией по этому поводу, крепкие позиции в образовании занимает ислам. Информацию об этом в редакцию принес член Московской городской Общественной палаты по образованию доктор юридических наук и известный в России эксперт в области религиозного права Игорь Понкин, который подготовил аналитическую справку, в которой приводятся факты, не известные и отдельным российским налогоплательщикам, и обществу в целом. Речь идет о громадных вливаниях бюджетных средств на подготовку священнослужителей для мусульманских религиозных организаций. По мнению Понкина, по сути, речь идет о создании мусульманской госкорпорации. Прав ли юрист?
Комментарий «УГ»4 июня 2007 года был издан приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №196-дсп «Об обеспечении подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007 году».Основные задачи проекта на период 2007-2010 годов: Выстроить при полномасштабной государственной поддержке и координации системную и комплексную структуру исламского образования, в которой органично интегрированы и согласованы все виды обучения как непосредственно профессионального религиозного образования, так и светского образования всех уровней, прежде всего:- учреждения высшего профессионального религиозного (духовного) образования (узкоконфессиональная религиозная подготовка религиозных служителей);- учреждения среднего профессионального религиозного (духовного) образования (медресе; узкоконфессиональная религиозная подготовка религиозных служителей);- учрежденные исламскими религиозными организациями светские вузы;- блоки квотированных мест в государственных и муниципальных учреждениях высшего профессионального образования;- научно-исследовательские подразделения. Выстроить на базе существующих светских вузов систему учебно-методического обеспечения мусульманского образования.
Самое интересное, что Министерство образования и науки РФ, столь долгое время твердо противостоявшее проникновению православия в систему среднего образования, по каким-то только ему известным причинам всячески поддерживает (причем не только морально, но и материально) проект, рассчитанный на 2007-2010 годы.
7 июня 2007 года состоялось совещание Министерства образования и науки Российской Федерации, посвященное организации содействия подготовке специалистов по истории и культуре ислама. На этом совещании и в предварившем его приказе министра был сделан значительный прорыв в решении задачи стимулирования роста объема мусульманского религиозного образования, включая светскую составляющую массовой подготовки имам-хатыбов, сотрудников мусульманских издательств, аппаратов мусульманских религиозных организаций и так далее. В работе совещания приняли участие министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, руководители некоторых российских вузов, представители мусульманских религиозных организаций, представители мусульманских религиозных образовательных учреждений.
В Министерстве образования и науки Российской Федерации была создана рабочая группа по реализации программы подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама (Т.Петрова, С.Устинкин и другие), перед которой были поставлены задачи по планированию, организации и реализации планов подготовки специалистов по истории и культуре ислама, а также подведению итогов и оценке реализации этих планов в конце 2007 года.
Вполне возможно, что такая деятельность министерства – не его личная инициатива, а реализация каких-то решений, принятых на более высоком уровне. (Во всяком случае Правительство Российской Федерации 14.06.2007 (распоряжение № 775-р) утвердило План мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007-2010 годах, предусматривающий обучение административно-управленческих, богословских кадров, религиозных служителей для мусульманских религиозных организаций.) Такие выводы, говорит Понкин, позволяют увидеть, например, факты соединения по парам светских и негосударственных мусульманских вузов (очевидно, для увеличения качества образования в негосударственных вузах); издания литературы для подготовки духовных лиц ислама (религиозных служителей); создания филиалов кафедр светских вузов в мусульманских духовных учебных заведениях и многие другие. Ничего криминального в таком соединении вузов, вероятно, и нет: есть примеры, когда таким же образом объединяются светские вузы и православные высшие учебные заведения. Вот только, скажем, о том, что такой деятельностью занимается МГУ имени М.В.Ломоносова, известно многим, а о сотрудничестве госвузов с мусульманскими НОУ знают далеко не все. Может быть, такая информация и есть, но, видимо, она скромна и тиха настолько, что мало кому известна. Между тем с этой информацией связано очень много интересного. Кстати, интересен и проект, патронируемый Минобрнауки РФ и реализуемый под благородным призывом «поддержать лояльные государству мусульманские религиозные общины (мечети) в укреплении их имущественного и финансового положения для организации противодействия радикальным элементам». То есть декларируемая идея вроде бы в своей основе благородна, идеологи проекта говорят, что все его мероприятия «будут направлены на борьбу с экстремизмом внутри самой исламской уммы России». Понкин, кстати, говорит, что эта идея не нова и связана в основном с оказанием значительной государственной финансовой поддержки, она формулируется так: «Особые возможности в поддержке исламских религиозных организаций может дать привлечение духовных управлений к федеральным и региональным программам, связанным с противодействием экстремизму и терроризму. Это позволит проводить финансирование некоторых видов деятельности исламских религиозных организаций по закрытым бюджетным статьям, в частности, по этим программам могут финансироваться подготовка и издание антиэкстремистской исламской религиозной литературы и периодических изданий, подготовка теле- и радиопередач, выплачиваться гонорар исламским религиозным деятелям за участие, например, в антитеррористических мероприятиях… Основную часть материальной поддержки по согласованию с руководителями традиционных исламских организаций России сосредоточить на сельских и городских мечетях и молельных домах (всего около 1100), расположенных в этих районах. На антиэкстремистскую поддержку мусульманских общин необходимо выделять около 200 млн руб. в год (в среднем по 180 тыс. руб. на общину)». Но тут, естественно, возникает вопрос относительно того, что именно системе образования отведена почетная миссия по реализации всех этих замечательных планов.
Руководить всем этим масштабным строительством выпало Министерству образования и науки Российской Федерации и Федеральному агентству по образованию, некоторым вузам и даже образовательным учреждениям СПО. Работа масштабна. По планам на 2007-2010 годы предстоит разработать примерные образовательные программы на основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям) «искусство и гуманитарные науки», «культурология», «регионоведение», «социология», разработать и апробировать необходимые учебники, учебные пособия, словари, хрестоматии, практикумы, методические рекомендации, рабочие тетради, образовательные технологии, учебно-методическое обеспечение дистанционных образовательных технологий. Кроме того, важным авторы проекта посчитали провести повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, определить потребность в специалистах по перечисленным специальностям в Приволжском, Северо-Западном, Центральном и Южном федеральных округах, создать и поддерживать специализированный сайт в сети «Интернет» по вопросам подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. Запланированы также разработка и апробация нормативно-правового и методического обеспечения реализации образовательных программ высшего профессионального образования по этим направлениям подготовки (специальностям) с привлечением учреждений профессионального религиозного образования, закупка и поставка вузам оргтехники и компьютерного оборудования. В планах есть и разработка примерных образовательных программ на основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) «теология», разработка и апробация для этого необходимых учебников, учебных пособий, словарей, хрестоматий, практикумов, методических рекомендаций, рабочих тетрадей, образовательных технологий, учебно-методического обеспечения дистанционных образовательных технологий, программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Но авторы проекта помнят и о том, что образование – это не только обучение, но и воспитание. А потому запланировали разработку примерных образовательных программ на основе государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, а также учебников, учебных пособий, словарей, хрестоматий, практикумов, методических рекомендаций, рабочих тетрадей, образовательных технологий, учебно-методического обеспечения дистанционных образовательных технологий, необходимых для реализации образовательных программ среднего профессионального образования по специальности «организация воспитательной деятельности».
На выполнение многих пунктов этого плана предусмотрено достойное финансирование, только в 2007 году на развитие мусульманского религиозного образования государством было выделено 300 миллионов рублей.
Чтобы обеспечить выполнение плана, были приняты нормативные и распорядительные правовые акты. Например, выпущен приказ Рособразования от 15.08.2007 №1476 «О реализации проектов, выполняемых в 2007 году в рамках Плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007-2010 годах, финансируемых за счет средств федерального бюджета», который утвердил перечень проектов и, скажем, поручил Управлению учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта «Образование» направить в Управление программ в сфере образования и размещения государственного заказа проекты заказов на поставку товаров и выполнение работ (оказание услуг) по этим проектам.
Как же должны были распорядиться выделенными деньгами ответственные работники? Например, 14800000 руб. (более 630 тысяч долларов США) через Рособразование пошли в 2007 году на создание интернет-сайта для развития и обеспечения мусульманского образования. Совокупная же стоимость работ в 2007-2010 годах по созданию и обеспечению сайта составляет по плану почти 60 миллионов рублей (по 15 миллионов в год). В середине сентября 2007 года Федеральное агентство по образованию сообщило о том, что намерено на конкурсной основе выбрать организацию, которая взяла бы на себя «создание и поддержку специализированного сайта в сети «Интернет» по вопросам подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама». От исполнителя данного проекта требовалось, в частности, разработать сам портал (с учетом определенных критериев), а также обеспечить соблюдение требований к защите информации от несанкционированного доступа и требований к надежности работы аппаратно-программного комплекса. Кроме того, подрядчик должен будет организовать годовое информационно-техническое обслуживание разрабатываемого сайта и обеспечить доступ пользователей к нему через федеральные научно-образовательные сети (RUNNet, RBNet) и интернет. Бюджет этого проекта был определен в 15 млн руб.
Информация к сведению
Предмет указанного государственного контракта:
«Выполнение работ (оказание услуг) по проекту: «Создание и поддержка специализированного сайта в сети «Интернет» по вопросам подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама».
Требуемый по указанному госконтракту объем выполняемых работ (оказываемых услуг):
«Анализ опыта функционирования интернет-ресурсов, сходных по тематике с разрабатываемым порталом.
Анализ целевой аудитории разрабатываемого портала и ее информационных потребностей.
Разработка единой концепции портала.
Разработка информационно-логической архитектуры портала.
Выработка единой стилистики портала; разработка дизайн-макетов различных типов страниц портала и администраторского интерфейса.
Верстка дизайн-макетов различных типов страниц портала.
Разработка программной платформы портала.
Подбор информационных материалов и перевод их на арабский язык.
Адаптация информационных материалов для размещения в сети «Интернет».
Верстка и размещение на портале информационных материалов.
Создание аппаратно-программного комплекса портала и его зеркал в регионах вузов – участников проекта и его внедрение в промышленную эксплуатацию».
На участие в объявленном конкурсе поступила лишь одна заявка. Ее подал Северо-Кавказский государственный технический университет, который запросил за свои услуги 14 млн 800 тыс. руб. (или свыше 630 тыс. долларов США!). 6 ноября 2007 года Федеральное агентство по образованию подвело итоги открытого конкурса по выбору подрядчика IT-проекта. Конкурс был признан несостоявшимся, но предложение вуза устроило Рособразование, и с единственным участником было решено подписать государственный контракт.
Приказ Федерального агентства по образованию от 20.11.2007 №2099 «О выделении ассигнований из федерального бюджета на выполнение работ (оказание услуг) в 2007 году по итогам открытого конкурса «Создание и поддержка специализированного сайта в сети «Интернет» по вопросам подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама» обязал Управление программ в сфере образования и размещения государственного заказа предусмотреть выделение ассигнований из федерального бюджета на оплату выполнения работ (оказания услуг) по итогам открытого конкурса «Создание и поддержка специализированного сайта в сети «Интернет» по вопросам подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама» (И-1) по направлению расходов «прочие нужды», по подстатье 226 «Прочие услуги» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации на сумму 14800000 руб. и обеспечить заключение государственного контракта с государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Северо-Кавказский государственный технический университет». Управлению учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта «Образование» было предписано обеспечить рассмотрение и приемку результатов исполнения обязательств названным образовательным учреждением в соответствии с условиями государственного контракта, а также предоставление зарегистрированных Управлением программ в сфере образования и размещения государственного заказа актов сдачи-приемки исполнения обязательств по государственному контракту в Управление бухгалтерского учета и отчетности. Управление бухгалтерского учета и отчетности этим же приказом обязали обеспечить перечисление денежных средств по государственному контракту, заключенному с Северо-Кавказским государственным техническим университетом, в рамках выполнения Плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007-2010 годах по направлению расходов «прочие нужды», по подстатье 226 «Прочие услуги» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации на сумму 14800000 руб.
Комментарии