search
main
0

Ислам придет в школу или школа придет в ислам?

Реализация Проекта по созданию государственно финансируемой системы исламского религиозного образования в России проходит с использованием возможностей существующих социальных институтов, в частности: мусульманских организаций, государственных механизмов взаимодействия с общественными объединениями и оказания им поддержки. В 2005 году был создан Совет по исламскому образованию при Совете муфтиев России, председателем совета стал М.Ф.Муртазин, уже создан Центр исламских вузов на Северном Кавказе, а при Министерстве образования и науки РФ, как и предполагалось, создан консорциум вузов по исламскому образованию, реализуется комплексная программа по содействию развитию сферы религиозного образования (прежде всего мусульманского).

Продолжение. Начало в №№27,28

В ноябре 2007 года был создан Совет ректоров высших исламских учебных заведений России. Его учредителями стали ректор Московского исламского университета (Москва) Марат Фахрисламович Муртазин, ректор Российского исламского университета (Казань) Рафик Мухаметшович Мухамметшин, вице-президент Северо-Кавказского университетского центра исламского образования и науки (Махачкала) Максуд Ибнугаджарович Садиков. В ходе одного из первых заседаний участники совета утвердили Положение Совета ректоров высших исламских учебных заведений России и избрали председателем совета Рафика Мухамметшина.

Логика выстраивания одного из направлений реализации проекта, как следует из документов, такова: финансирование выделяется для того государственного вуза, за которым закрепляется в качестве партнера определенный мусульманский вуз. Эти два вуза совместно выполняют работы, предусмотренные планом. План предусматривает различные научные, учебные, методические направления работы.

По решению Министерства образования и науки РФ пять исламских вузов прикреплены соответственно к пяти государственным вузам, в их числе:

Московский государственный лингвистический университет (Москва);

Кубанский государственный университет (Краснодар);

Нижегородский государственный университет (Нижний Новгород);

Смольный институт свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург);

Северо-Кавказский государственный технический университет.

Базовыми негосударственными исламскими вузами в проекте были определены следующие:

Московский исламский университет (Москва);

Российский исламский университет (Казань);

Российский исламский университет при Центральном духовном управлении мусульман России (Уфа);

Северо-Кавказский исламский университет имени Абу Ханифы (Нальчик);

Северо-Кавказский исламский университетский центр (Махачкала).

В проект также включен Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет.

В пять из перечисленных выше государственных вузов осуществляется целевой набор абитуриентов по квотам (по религиозному признаку) на основе рекомендаций духовных управлений мусульман.

Пункт 24 Плана мероприятий Минобрнауки России по стабилизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Южном федеральном округе (приказ Министерства образования и науки РФ от 12.05.2005 №139 «Об утверждении плана мероприятий Минобрнауки России по стабилизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Южном федеральном округе» с изменениями от 26.07.2005) предусматривал организацию в течение 2005 года целевой подготовки специалистов в области истории и культуры ислама (30 мест) на базе ряда вузов (Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный лингвистический университет, Нижегородский государственный университет имени Н.И.Лобачевского).

В 2007 году в вузы набирали по 10 человек по рекомендациям духовных управлений мусульман:

– в Институт международных отношений и социально-политических наук (подразделение на правах факультета) Московского государственного лингвистического университета – на специальность «культурология» (востоковедение, арабский язык);

– на факультет международных отношений Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского – на специальность «политология» (востоковедение, арабский язык);

– в Смольный институт свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета – на специальность «искусства и гуманитарные науки» (востоковедение, арабский язык);

– в Северо-Кавказский государственный технический университет – на специальность «социология» (исламская социология, арабский язык);

– в Кубанский государственный университет – на специальность «история».

Ответственный секретарь Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации А.Себенцов прокомментировал это так: «…по инициативе государства образован фонд, аккумулирующий средства, поступающие из разных источников, в том числе зарубежных, на эти цели. Кроме того, государство на протяжении четырех лет расширяет практику подготовки на базе светских вузов специалистов по истории и культуре ислама. Так, первая группа студентов МГУ, направленных в этот вуз по рекомендациям ДУМов (духовных управлений мусульман), завершает обучение по специальности «регионоведение». Государство выбрало также ряд престижных вузов в регионах, которые будут ежегодно принимать по 10 человек по рекомендациям ДУМов на обучение по гуманитарным специальностям (история, культурология, социология, регионо- и религиоведение). Эти вузы объединены в ассоциацию, за ними закреплены религиозные учебные заведения соответствующих ДУМов, программы и учебные планы которых будут проходить апробацию в этих светских государственных вузах».

По мнению Игоря Понкина, квотирование по религиозному признаку учебных мест в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования можно рассматривать как неправомерную инициативу отдельных государственных должностных лиц в сфере отношений с религиозными объединениями, которая явно противоречит конституционным нормам о светскости государства в Российской Федерации, отделении религиозных объединений от государства и равенстве их перед законом (части 1 и 2 статьи 14 Конституции Российской Федерации), а также конституционной норме о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии (часть 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации).

Тем не менее еще в марте 2002 года председатель Комитета по связям с религиозными организациями Правительства Москвы Н.Меркулов, обращаясь к председателю городского Комитета образования Л.Кезиной, писал так: «В настоящее время сложилась острая ситуация с обеспечением мусульманских общин священнослужителями. Открытые в 1994 году Высший Духовный исламский колледж и в 1999 году Московский исламский университет в целом дают необходимое религиозно-богословское образование своим выпускникам. В то же время преподавание необходимого количества светских дисциплин в данных учебных заведениях затруднено. Однако опыт прошлых лет показывает, что богословы и имамы должны быть всесторонне развиты, получать не только теологическое, но и полноценное светское высшее образование. Комитет по связям с религиозными организациями поддерживает просьбу муфтия шейха Равиля Гайнутдина об обучении священнослужителей Духовного управления мусульман Европейской части России по целевому набору в вузах столицы для получения ими высшего светского образования. Для финансирования данного проекта комитет считает необходимым предусмотреть выделение Комитету образования дополнительных средств из бюджета города Москвы для обучения 25 студентов».

По заявлению начальника отдела Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ Т.Петровой: «Государство выделяет значительные средства этим пяти государственным вузам для оснащения исламских вузов современными техническими средствами образования: компьютерными классами, лингафонными кабинетами, средствами дистанционного обучения и т.д. Предполагается также стажировка преподавателей исламских вузов в государственных вузах, а преподаватели светских дисциплин, таких как история, философия, социология, педагогика, культурология, будут восполнять свои знания об исламе, изучая историю ислама, философию ислама, педагогику ислама, этику ислама, мусульманское право. Такое сотрудничество государственных и исламских вузов поможет поднять исламское образование в России на новый, современный уровень… Для практического осуществления этой, поистине новой политики государства Правительством РФ принято специальное распоряжение, предусматривающее конкретные меры по поддержке исламского образования».

О том, какая колоссальная работа развернулась внутри этих отобранных для проекта государственных вузов, можно судить по объявлениям о внутренних конкурсах в Московском государственном лингвистическом университете, осуществляемых в рамках проекта «Реализации Плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007-2010 годах» (заявки принимались до 25.10.2007):

на выполнение работ по мероприятию 2.1.1 «Разработка концепции учебников, учебных пособий, словарей, хрестоматий, практикумов, методических рекомендаций, рабочих тетрадей по основным учебным дисциплинам каждой образовательной программы»;

на выполнение работ по мероприятию 2.1.2 «Подготовка учебников, учебных пособий, словарей, хрестоматий, практикумов, методических рекомендаций, рабочих тетрадей по основным учебным дисциплинам каждой образовательной программы»;

на выполнение работ по мероприятию 2.1.5 «Разработка методических рекомендаций по использованию учебников, учебных пособий, словарей, хрестоматий, практикумов, методических рекомендаций, рабочих тетрадей по основным учебным дисциплинам каждой образовательной программы»;

на выполнение работ по мероприятию 3.1.4 «Разработка концепции применения современных технических средств при реализации образовательных программ с учетом специализации и содержания частных методик».

В конце 2007 года Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского объявил открытый конкурс на оказание услуг по разработке, информационному наполнению и внедрению портальной системы дистантного, то есть основанного на использовании технических средств связи, обучения специалистов-политологов с углубленным изучением истории и культуры ислама. Изначальная цена вопроса – 3,82 млн рублей. ООО «ПрофИнвест-IT» при этом стало единственным участником конкурса, признанного несостоявшимся. Но конкурсная комиссия рекомендовала заказчику заключить контракт по цене 3,82 млн рублей с единственным участником размещения заказа. Источником финансирования стал федеральный бюджет.

Результатом такой совместной деятельности при столь значительном финансировании стало издание в рекордно короткие сроки значительного количества учебных, учебно-методических и научно-справочных пособий, учебников, монографий, научно-популярной литературы. Вообще в рамках плана издается большое количество литературы по смежным темам. На государственные же деньги государственные же вузы во взаимодействии с мусульманскими организациями экстренно подготовили (или готовят, или запланировали) совокупно со всеми привлеченными светскими вузами, а также соисполнителями – третьими лицами (например, задействованными в организации проекта чиновниками или близкими им лицами):

свыше 200 учебно-методических комплектов по основным дисциплинам мусульманского профессионального религиозного (духовного) образования, включая типовые материалы (в электронном и печатном виде) для лекционных и семинарских занятий (учебники, учебные пособия, учебные планы, учебные программы, учебно-методические пособия и пр.), в том числе их презентационные мультимедийные части;

несколько сотен учебников, учебно-методических пособий, курсов лекций, методических рекомендаций, словарей;

десятки примерных образовательных программ высшего профессионального образования по различным направлениям подготовки и специальностям (программ профессиональной переподготовки, программ повышения квалификации), иных рабочих программ;

десятки электронных учебников и электронных учебных пособий.

Специалисты, ознакомившиеся с изданными и проектируемыми пособиями, отмечают довольно высокое качество подготовки указанных материалов. В частности, в рамках проекта Московскому государственному лингвистическому университету было поручено подготовить 4 примерные образовательные программы высшего профессионального образования по одному направлению подготовки и четырем специальностям, разработать 64 учебника и учебно-методических пособия, 32 методические рекомендации. Смольному институту свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета было предписано создать 100 электронных учебно-методических комплектов по 4 направлениям подготовки (специальностям), разработать и провести апробацию системы сетевого дистанционного обучения, подготовить 22 электронных учебника и учебно-методических пособия, создать интернет-портал системы дистанционного образования для студентов и преподавателей и так далее.

Одним только Московским исламским университетом в 2007 году в рамках анализируемого проекта были подготовлены 26 учебников и пособий по исламоведению, истории, философии, культурологии, филологии арабского языка, социологии, политологии, были разработаны учебные программы по дисциплинам таких образовательных направлений, как регионоведение, культурология, социология, искусства и гуманитарные науки. Во многих субъектах сегодня «в пожарном порядке» печатаются учебники для мусульман, проводятся тендеры на поставку материалов для типографий для печати мусульманских учебников, например, был проведен тендер в ноябре 2007 года на поставку канцелярских товаров и бумаги для обеспечения подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в Кубанском государственном университете.

Окончание следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте