search
main
0

Искусство жить в мире. Даже если люди вокруг не похожи на тебя

​В гимназии №1583 имени Керима Керимова состоялось масштабное событие – прошла городская конференция «Роль современного образования в формировании гражданской идентичности личности в поликультурной образовательной среде».

Конференция проводилась при научно-методическом сопровождении Московского института открытого образования. Открыла конференцию заслуженный учитель Российской Федерации, директор гимназии №1583 Светлана Дворянцева. В выступлении Светлана Евгеньевна подчеркнула, что одна из главных целей образования, отмеченных в основополагающих документах (Закон «Об образовании в РФ»), а также в важных документах, определяющих государственную политику страны и столицы (стратегии национальной политики России и Москвы), – формирование гражданина России как члена поликультурного общества, одновременно выступающего как в качестве представителя своего этноса, так и в качестве гражданина огромной поликультурной России. После торжественного открытия конференции были подписаны протоколы о взаимодействии и культурном сотрудничестве между гимназией и общероссийской общественной организацией «Федерация мигрантов России», общественным движением «Таджикские трудовые мигранты», Институтом миграции и межнациональных отношений. С приветственным словом выступили Вадим Коженов, президент Федерации мигрантов России, Асламбек Паскачев, директор Института миграции и межнациональных отношений, председатель высшего совета Общероссийского общественного движения «Российский конгресс народов Кавказа», член президиума Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, член Общественной палаты РФ, депутат Государственной Думы ФС РФ Ирина Белых.Выступающие и гости конференции отметили актуальность данного мероприятия. Это обусловлено особенностями социокультурной, экономической и образовательной ситуации как в столице, так и в государстве в целом. Ситуация характеризуется значительными изменениями в системе образования и воспитания как в образовательных учреждениях, так и в семье. Новые образовательные стандарты учитывают интересы семьи, общества и государства. Профессиональный стандарт педагога отражает изменения контингента обучающихся в школах в сторону их поликультурного состава. Одна из важнейших целей профессионального стандарта – строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, освоить и применить в своей работе психолого-педагогические технологии, необходимые для адресной работы с различными контингентами обучающихся. В настоящее время активно прослеживается рост национального самосознания народов и этнических групп, населяющих Россию. Увеличиваются масштабы миграционных процессов как внутри страны, так и из-за рубежа – все это составляет реалии жизни нашего общества.Конференция состояла из двух пленарных заседаний. Докладчиками отмечалось, что одной из центральных задач новой российской школы, обеспечивающей социокультурную модернизацию российского общества, должно стать воспитание ответственного гражданина. Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь детей и подростков. Для успешного воспитания обучающихся очень важно взаимодействие и сотрудничество школы с семьей. Семейные ценности и традиции имеют очень большое значение у многих, особенно малых народов.Современное образование становится поликультурным. Центральной задачей поликультурного образования является сохранение и обогащение как русской культуры, так и национального своеобразия других народов, которых становится все больше и больше, особенно в нашей столице. Поликультурность общества требует повышенного внимания к толерантности его членов, ответственности к свободе личностного выбора, самоактуализации. В России проживает более 150 национальностей, которые принадлежат к различным этнолингвистическим семьям и группам, исповедуют разные религии, имеют свои самобытные культуры, сложную и особую историю. Только в Москве сейчас живут представители более 100 этносов, из которых азербайджанцы, как жители столицы, составляют второй по численности этнос столицы (порядка 1,5 млн, около 14 процентов).В 2015 году к гимназии №1583 присоединилась 157-я школа с этнокультурным азербайджанским компонентом. После присоединения новой школы первым шагом администрации было стремление ознакомить учащихся других структурных подразделений гимназии с культурой и бытом азербайджанского народа. Департаментом образования Москвы была одобрена и принята программа «Создание единого многопрофильного образовательного пространства в образовательном комплексе гимназии №1583 в условиях многонационального мегаполиса», и перед педагогами встала задача создать (цитируя программу) «благоприятный психолого-педагогический климат для реализации индивидуальных способностей учащихся, создать условия, обеспечивающие приобщение учащихся к ценностям культуры для интеграции личности в системе национальной и мировой культур, воспитание гражданственности, уважительного отношения к духовному и культурному наследию, семье, а также создать условия для социокультурной адаптации учащихся». Конференция проводилась в рамках данной программы, и педагогам гимназии было чем поделиться и что представить участникам и гостям конференции.Гражданственность в отличие от гражданства является духовно-нравственным понятием, а не политико-правовой принадлежностью. Гражданственность выражает не этнические или этнокультурные, а общеродовые интересы человечества в конкретной национально-специфической форме. Становление гражданской идентичности определяется не только фактом гражданской принадлежности, но и теми отношениями и переживаниями, с которыми связана эта принадлежность. И именно система образования обладает уникальными возможностями по расширению знаний о других народах и формированию взаимной толерантности. С учетом полиэтничности общества, в котором сегодня социализируется молодое поколение России, становится очевидной необходимость разработки новых образовательных стратегий и подходов в деле формирования у детей этнокультурной компетентности, которая предполагает объективную информацию о другом народе. А быть этнокультурно компетентным – это значит иметь знания о других народах и их культурах, понимать их своеобразие и ценность. Такие представления и знания реализуются через умения и навыки поведения, которые способствуют эффективному межнациональному взаимопониманию и взаимодействию. Другими словами, этнокультурная компетентность позволяет найти адекватные модели поведения, способствующие поддержанию атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой результативности в совместной деятельности.Педагоги гимназии в своей работе уже ориентируются на формирование гражданской идентичности у школьников и стремятся воспитать целостное принятие и понимание прошлого, настоящего и будущего со всеми неудачами и успехами, тревогами и надеждами. Основная их задача – работать с обучающимися разных национальностей как с практикой понимания, признания и принятия представителей других культур. В этом учебном году обучающиеся комплекса имели возможность соприкоснуться с музыкой, литературой, искусством Азербайджана. В гимназии прошел целый комплекс мероприятий, направленных на знакомство обучающихся с культурой и традициями Азербайджанской Республики. Обучающиеся общались в режиме онлайн-конференции со своими сверстниками, рисовали, писали сочинения. Так, по инициативе фонда «Знание» при президенте Азербайджанской Республики была проведена выставка рисунков и ручных изделий школьников. В Баку были отправлены две картины, подготовленные ученицами гимназии Перизад Османалиевой и Нурзад Жалаловой. Эти картины заняли достойное место на выставке.В Центральном доме литераторов в Москве прошел фестиваль творчества «Дети разных народов», гимназия также активно участвовала в данном мероприятии. Оно было проведено с целью позиционирования духовной общности народов, формирования толерантных отношений среди москвичей различных национальностей и повышения эффективности межэтнического диалога в молодежной среде. Гимназия представила на выставке фестиваля музейную экспозицию, изделия декоративно-прикладного и народного творчества, блюда национальной традиционной кухни, а концертная программа была представлена литературно-музыкальной композицией, посвященной Азербайджану, в исполнении детей гимназии.В октябре прошлого года стартовал международный проект «Мост дружбы Азербайджан – Россия», участие в котором приняли ученики из российских и азербайджанских школ и творческих центров. Гимназисты 1583-й также активно участвовали в этом конкурсе. Пятеро учащихся нашего комплекса заняли призовые места. – Насколько толерантными и открытыми вырастут сегодняшние маленькие россияне и азербайджанцы, зависит от нас, и наша задача – научить их слушать и понимать друг друга, – сказала Ирина Белых. – Результат этого конкурса – лучшие работы в мае выставят в Госдуме.В Баку в декабре состоялась Международная конференция школьников «Китаби-Деде Горгуд» («Книга моего деда Коркута»), в которой приняла участие ученица 11-го «Б» класса гимназии №1583 Мария Ворошилова. Организацией этого мероприятия занимался фонд «Знание» при президенте Азербайджанской Республики. Свои работы представили учащиеся из Азербайджана, России, Грузии, Турции, Украины, Израиля. Мария представила исследовательскую работу «Героическое в эпосе «Книга моего деда Коркута» и в русских былинах и воинских повестях. Цель данной работы заключалась в том, чтобы сравнить представление о героическом в азербайджанском эпосе, в русских былинах и воинских повестях. Ученица не только сопоставила эпосы двух народов, но и соприкоснулась с культурой народа, о которой ей мало было известно.Это далеко не полный перечень мероприятий, в которых гимназия принимает участие. Работа педагогов комплекса наглядно демонстрирует то, что у нас достаточно ресурсов и есть возможность реализовать требования ФГОС, воспитать ученика, который соответствует модели выпускника школы, гражданина, ощущающего ответственность за прошлое, настоящее и будущее страны, владеющего культурой общения, бережно относящегося к общечеловеческим ценностям, умеющего отстаивать свои взгляды и убеждения, честного, настойчивого в преодолении трудностей, способного к сознательному управлению своим поведением, обладающего уверенностью в себе, чувством достоинства, положительной самооценкой. А главное – ответственным и толерантным гражданином.Работа по формированию гражданской идентичности личности в поликультурной образовательной среде будет активно продолжаться в стенах гимназии и за ее пределами. Администрация и педагоги гимназии надеются и в дальнейшем проводить похожие мероприятия и обмениваться подобным опытом с другими образовательными организациями.Марина КАПРАНОВА, методист гимназии №1583, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте