search
main
0

Искусство жить в городе

В канун Нового года хочется пожелать всем нашим читателям: Дорогие друзья! Живите интересно, цените каждое мгновение, каждую минутку своей жизни, не теряйте попусту времени и никогда не останавливайтесь на достигнутом! Пусть каждый Новый год подытоживает ваши добрые дела, свершившиеся планы и открывает старт к новым вершинам в работе и творчестве!

Я вижу град Петров, чудесный, величавый,По манию Петра воздвигшийся из блат,Наследный памятник его могущей славы,Потомками его украшенный стократ!П.Вяземский

Из года в год ассортимент издательства «Дрофа» пополняют не только сотни новых книг, но и самые современные мультимедийные издания. Совсем недавно вышел в свет суперсовременный учебник по биологии «Навигатор», о котором мы рассказывали в предыдущих номерах газеты. Практически по каждому предмету и учебному комплекту подготовлены диски, расширяющие рамки учебника, с великолепным иллюстративным видеоматериалом, лабораторными работами, тестами, а также интерактивные карты, библиотеки и т. д.

Cегодня хотим ознакомить вас с еще одним новым проектом издательства «Дрофа», который называется «Город, открываемый заново».

И открывает эту уникальную серию мультимедийное пособие «Санкт-Петербург. Искусство жить в городе».

Новый проект однозначно нельзя отнести ни к одной области знаний, это синтез краеведения, истории и культурологии. В этом-то и заключается, наверное, главный секрет уникальности пособия. Его авторы – преподаватели и методисты кафедры культурологического образования АППО – давно разрабатывают систему обучения краеведению, предлагая изучать город как культурологический феномен.

Санкт-Петербург – это город-музей, город – наследник всех цивилизаций, город-уникум, жить в котором уже искусство. «Искусство жить в городе» – так и называется первая часть пособия, которая скоро выйдет в свет. В отличие от других изданий проект не является путеводителем по городу, с помощью материалов пользователи постигнут искусство жить в мегаполисе, научатся читать культурное наследие по привычным для каждого архитектурным памятникам, видеть элементы, определяющие принадлежность последних к эпохе, замечать влияние мировых цивилизаций. Для того чтобы научиться читать летопись улиц, музеев, площадей и дворцов, пригородов, разработчики подобрали большое количество иллюстративного материала, среди которого маскароны, адресные таблицы, модели памятников, фотографии самых информативных исторических памятников. Увидеть связь эпох, влияние мировых культур на развитие русской культуры помогут фотографии пригородов Санкт-Петербурга, интересных зданий (Египетский дом, Армянский дом и т. д.). Пособие адресовано широкому кругу пользователей: учителям, ученикам для самостоятельного изучения культурного наследия города на Неве и создания самостоятельных творческих проектов с помощью интерактивных инструментов, разработанных сотрудниками отдела подготовки мультимедийных изданий издательства «Дрофа».

Санкт-Петербург даже при огромном количестве исследований все равно остается городом-загадкой, решить которую можно только творческим путем, углубившись в его историю, изучив его культуру, поняв его жителей. Пособие разделено на пять тематических линий, которые помогают составить целостное представление о городе:

Визитная карточка города – знакомит с именем и символами города, уникальными особенностями петербургской истории, помогает понять, в чем заключается специфика петербургского ландшафта и архитектуры;

Городское пространство – дает возможность на примере Петербурга понять основные законы градостроительства и организации городского пространства, ознакомить с основными элементами структуры города;

Городские иероглифы – помогает формированию информационной компетентности: умение находить, считывать и «расшифровывать» самую разнообразную информацию, которую содержит городская среда; дает опыт непосредственного «диалога» с различными объектами городской застройки, учит анализировать особенности предметно-пространственной среды города;

Городские жители – знакомит с петербургскими традициями, раскрывает особенности жизни города и горожан, помогает освоить правила существования в городской среде;

Городские диалоги – развивает умение видеть в окружающем культурном наследии Петербурга следы, отголоски иных цивилизаций (Древнего Востока, античности, средневековой европейской и мусульманской культуры, эпохи Ренессанса), помогает осознать, что Петербург – город мира, перекресток культур.

Частью инновационного учебно-методического комплекса «Город, открываемый заново» является методическое пособие, адресованное педагогам, которое включает в себя систему творческих развивающих заданий, позволяющих организовать исследовательскую деятельность учащихся. Оно раскрывает общие дидактические и методические подходы к преподаванию краеведческих курсов в школе, содержит поурочное планирование и описание модельных вариантов (конспекты) занятий с использованием электронного компонента ИУМК, а также маршруты учебных прогулок и образовательных путешествий по Санкт-Петербургу, которые учащиеся могут совершить во внеурочное время, в том числе вместе с родителями.

В состав издания входят различные типы цифровых образовательных ресурсов. Основной и часто используемый на уроках иллюстративный объект – это изображение. Заранее подобранный иллюстративный материал позволяет не только визуализировать процесс передачи знаний, но и, что не менее важно, рационально и эффективно использовать время на уроке. К иллюстративному ряду пособия предъявляются самые строгие требования – четкое изображение большого размера, позволяющее разглядеть мельчайшие детали, четкая цветопередача и правильно подобранные ракурсы, соответствующие сути излагаемого материала. Работа с иллюстрациями требует активного включения учащихся в учебно-познавательную деятельность, расширяет кругозор, учит логически мыслить. Основной целью использования иллюстраций в нашем проекте является расширение чувственного опыта, и в качестве иллюстраций выступают снимки реальных объектов и изображения, художественно отражающие их.

Изображения собраны в библиотеку, это создает дополнительный комфорт при работе с программой, в которой представлены все фотографии, используемые данной программой. Кроме единичных изображений, есть слайд-шоу, полная коллекция которых представлена в «Большой книге знаний». Здесь же можно найти справочный материал, сделать закладки на наиболее понравившихся страницах интерактивной Книги знаний.

Способы интерактивного взаимодействия с информационными ресурсами многообразны: это интерактивные галереи, тестовые задания, оформленные с учетом возраста учащихся, разнообразные трехмерные модели памятников архитектуры и скульптуры.

Ученики возраста 10-11 лет, как и взрослые, любят играть, изучать новое с помощью кино и анимации. Какой ребенок останется равнодушным к сюжету мультфильма, герои которого – его сверстники, жившие в Петербурге давным-давно. Вместе с мальчиком Онфимом, героем учебного мультфильма «Один день в древнем городе», можно побродить по древнему городу, побывать на ярмарочном представлении, посетить храм и даже изучать грамоту. Все анимации сопровождаются тщательно, с душой подобранными музыкальными фрагментами.

Словом, чтобы насладиться качеством материалов, подобранных авторами, творчеством художников, аниматоров, редакторов, программистов, работавших над проектом, надо самим посмотреть мультимедийное издание. Немаловажно также и то, что все анимации, как и другие динамические объекты, имеют специальные управляющие элементы, с помощью которых можно управлять просмотром. Все анимации снабжены кнопками управления, с помощью которых можно приостановить просмотр, рассмотреть кадр, вернуться назад или убыстрить показ.

Разработчики также создали ряд виртуальных инструментов, которые помогут учащимся в изучении возможностей информационных технологий.

Важным для пользователей является инструмент создания текста. С его помощью можно подготовить ребят к работе в среде текстового редактора, а также расширить литературные навыки, тем самым организуя межпредметные связи.

Для формирования навыков работы с графикой разработаны инструменты рисования, раскрашивания, редактирования изображений: карандаш, ластик, инструмент выбора цвета, инструменты для работы с выделенными фрагментами. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, а также абстрактно-логическое. В процессе рисования у ребенка вырабатывается умение управлять.

Для более детального изучения отдельных памятников создан особый шаблон «Объемный вид», позволяющий рассмотреть объект со всех сторон. Работать с объектами можно при помощи кнопок «Назад», «Вперед», «Приблизить», «Отдалить».

Интересным также представляется использование комиксов для обучения. О роли комикса в процессе обучения до сих пор спорят специалисты. По словам В.Гуружалова, комикс – это не просто удобная форма передачи информации, а принципиально новый способ и подход к ее усвоению. Краеугольный камень обучения – это умение найти, ухватить, выделить главное. Рассматривая и рисуя комиксы на разные учебные темы и в рамках любого из предметов школьной программы, ребенок это умение оттачивает, приучается видеть суть проблемы. Комикс не только облегчает и интенсифицирует процесс обучения, но и делает его по-настоящему результативным и осмысленным. Ребенок, знающий, что такое комикс, умеющий его читать и рисовать, не зубрит, а стремится понять суть проблемы; не мучается, а мыслит; не механически усваивает учебный материал, а приучается самостоятельно добывать знания.

И в заключение немного о видеофрагментах. Все видеосюжеты мультимедийного издания не только лаконичны и информативны, но и выполнены на отличном художественном уровне. Видеофрагменты воспроизводятся автоматически в качестве бонуса за правильно выполненное интерактивное задание или могут быть отдельно просмотрены с помощью встроенного плеера.

Путешествие в Петербург всегда доставляет массу удовольствия, помогут совершить такое путешествие видеосюжеты, которые покажут виды города, жизнь города, типажи городских жителей, сады и парки Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Екатерина КОЛОТОВЧЕНКОВА, Ольга МАСЛЕНИКОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте