Одним из новых и очень важных направлений в работе Дома учителя стала организация выставок произведений изобразительного искусства, живописи и графики учителей рисования московских общеобразовательных школ, художественных школ, ветеранов педагогического труда, студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.
Количество таких площадок никогда не было избыточным. Для художников, пусть даже непрофессиональных, публичная демонстрация их работ – это мощный стимул творческого развития… Искусство живописи – мощный инструмент развития личности не только художника, но и зрителя. На выставки приходят не только учителя. Здесь бывают и просто москвичи – любители искусства, выставки проводятся бесплатно, а потому доступны каждому желающему. Факт работы таких выставок мы рассматриваем как форму социального проекта для родной столицы.
Всеволод Романков окончил Московский педагогический институт, художественно-графический факультет. Стажировался как преподаватель акварельной живописи в Мюнхенской академии искусств и в Берлине, в Свободной академии прекрасных искусств. Доцент художественного факультета университета РАО. Член ТСХ, ТСХП и Международного фонда. Долгие годы жизнь художника была связана со школой №1188, где углубленно изучали изобразительное искусство. Многие ученики этой школы получили от Всеволода Олеговича настоящую путевку в профессию живописца.
В одном из разговоров Всеволод Олегович так ответил на вопрос о специфике обучения детей живописи:
– К нам приводят ребят с первого класса, за них выбор делают родители. И часто рассуждают по принципу: «К музыке способностей не видно, в спортшколу не берут, так, может, хотя бы рисовать получится?» Так что задача мотивировать стоит и перед нами. К счастью, сейчас ребята рано задумываются о будущей профессии. Если уж решили быть художниками, то и в школе будут пропадать по 12 часов, и из учителя постараются вытянуть максимум полезного. Кстати, мне довелось однажды замещать учителя в обычной районной школе. Класс встретил меня ровным гулом. Я молча нарисовал на доске мелом круг. Подозвал ученика с циркулем. Круг был идеальным. Дети воскликнули: «О-о!» (Тогда еще не было «вау!».) Свои 15 минут внимания я получил, а дальше дело техники. Как говорил композитор Матвей Блантер, «главное – подтянуть девушку к роялю». В моем случае – к мольберту.
Всеволод Олегович убежден, что художник всегда должен владеть реалистической манерой. Он очень любит рисовать пейзажи, натюрморты. Картины, представленные на выставке, были созданы с легким налетом импрессионизма. И в каждой из них отражалась любовь художника к природе, людям. Для ребят, пришедших на выставку, встреча с художником и его вдохновенными работами была не только интересной, но и поучительной.
Такой же живой интерес вызвали не только картины Станислава Ломова, но и само общение с ним. Станислав Петрович – ученый-педагог, академик РАО, доктор педагогических наук, академик-секретарь отделения общего среднего образования РАО, профессор кафедры живописи и композиции в Московском городском педагогическом университете, заместитель председателя Научно-методического совета по художественно-графическим дисциплинам, член Международной ассоциации школ ЮНЕСКО.
Станислав Петрович еще и замечательный педагог. Он много интересного рассказал о философии цвета, смысле религиозной символики. Это редкая удача – смотреть картины настоящей живописи в оригинале и слушать комментарии автора.
Виктор Леонов, художник и учитель рисования, член Творческого союза художников, ветеран педагогического труда, около 30 лет преподавал в школе №1089, давал уроки живописи в клубе «Атом». Романтические пейзажи и букеты цветов на картинах Виктора Михайловича полны тепла и света, выполнены в лучших традициях русской реалистической школы, передают оптимизм и жизнелюбие автора. Он видит и передает неброскую красоту среднерусской природы в ее постоянном обновлении, мощном движении природных сил, наполняя пейзажи духовной содержательностью и глубиной.
Особенно интересна серия акварельных работ, посвященная историческим и культурным центрам России: величественной архитектуре Соловецкого монастыря, тихим улочкам Сергиева Посада, светлым и радостным видам древнего Суздаля, небольшим деревенским храмам и уютным дворикам тверской глубинки. На выставке зал был полон.
Одна из мам учеников сказала, что все пятеро детей обучались у Виктора Михайловича, его душевная теплота до сих пор вместе с ними, эта теплота помогла ее детям выбрать правильный путь в жизни, обрести интересные профессии, научиться дарить людям добро, как это свойственно и их учителю.
Петр Грошев – блестящий московский живописец, заслуженный художник РФ, почетный академик РАХ, чье имя известно далеко за пределами столицы. Это основатель и идейный руководитель уникального проекта Московского союза художников «Русская провинция», член и постоянный участник выставок Московского союза художников. Много сил и времени он отдает педагогической деятельности, занимаясь преподаванием живописи в Детской художественной школе имени М.А.Врубеля и имеет большой авторитет среди коллег и учеников. Преподаватель высшей квалификационной категории.
Посещение живописной выставки Петра Ивановича – это возможность научиться не просто смотреть на, казалось бы, иногда скучную реальность, но увидеть и полюбить красивое в несовершенном, сложное в простом, с головой окунуться в живописное ликование полотен художника.
Что дает посещение выставок в нашем уютном зале в Музее московского образования? Это удовольствие от увиденного и знание об искусстве и жизни. Это понимание того, о чем написал великий художник: «Живопись – самое прекрасное из всех искусств, в ней объединяются все ощущения, при виде ее каждый может по воле своего воображения создать роман, с помощью одного только взгляда наполнить душу самыми глубокими воспоминаниями, никаких усилий со стороны памяти – все схвачено в одно мгновение» (Поль Гоген).
Выставки продолжаются. И мы будем рады нашим гостям!
Марина ТИХОНОВА, начальник отдела по работе с ветеранами педагогического труда Московского городского Дома учителя
Комментарии