На уроках изобразительного искусства и технологии в школе №199 каждый ребенок с воодушевлением пробует себя в творчестве. Созидание коллективных произведений искусства помогает каждому из членов творческой группы развить художественно-эстетический вкус, обогатить свой внутренний мир и в результате открыть прекрасное другим людям.
На изо учащиеся познают основы коллективного труда для создания художественных работ или объектов, а также применяют знания и навыки, полученные на уроках по другим предметам – литературе, музыке, окружающему миру, и тем успешнее, чем глубже их знания и опыт в практических работах.
Как правило, дети выпускают художественные работы в виде плакатов, которые выполняются каждым классом коллективно для оформления фойе школы для праздников и памятных дат.
Перед занятием учитель предлагает тему, объясняет цели и задачи и в дальнейшем контролирует этапы творческого процесса. Одни ученики на своем рабочем месте изготавливают материалы – рисунки, вырезки, а другие подготавливают художественный эскиз плаката на классной доске или на листе бумаги. Дети совместно решают, куда и каким образом поместить на плакат тексты, вырезки и рисунки для лучшей визуализации работы. В итоге весь класс совместно делает общую работу, которая должна эстетически радовать людей, для которых она и предназначалась. Обычно после демонстрации работ в холле школы учитель с классом проводит сравнение различных работ для накапливания опыта, реализуемого в будущих проектах.
Одним из вариантов коллективной художественной работы является изготовление панно как классного подарка для гостей и учителей школы, а также для родителей, когда от каждого ученика требуются фантазия, умение и аккуратность.
Другим проявлением совместной творческой деятельности на дополнительных занятиях в нашей школе является мастерская кукольного театра как развивающая игра для школьников младших и средних классов. Сначала на занятиях дети под контролем учителя изготавливают куклы из картона, бумаги, ткани и других неожиданных материалов – каждый ребенок изготавливает свою игрушку (персонаж) для театра, украшает ее, придает характер.
В первый год обучения в младших классах самодельные куклы чаще плоские, из плотного картона с цветной бумагой и ваты на тросточке. Дети постарше изготавливают куклы объемные, из соленого теста, ткани и бумаги. Это перчаточные куклы для наших школьных представлений.
Затем группа репетирует, заучивает слова всем коллективом и готовится к выступлению перед классом и школой. Для озвучивания ролей мы придумываем тексты или выбираем короткие стихи детских авторов (Б.Заходер, Г.Сапгир, С.Маршак) и поучительные короткие сказки о поведении в различных жизненных ситуациях, а также о правилах поведения на дорогах.
Дети учатся распознавать эмоции, понимать намерения, чувства, запоминать действия, играть и фантазировать, а значит, творить.
Еще одно проявление коллективной работы – изготовление и составление элементов домино из картона на уроках технологии. Здесь требуются навыки работы с линейкой и применение знаний математики, а также понимание композиции в прямоугольнике. В цветовые фишки домино играем всем классом, каждый ученик которого трудился и придумывал для своего досуга коллективно.
Многообразие видов художественного творчества на занятиях позволяет ученикам придумывать и изображать то, что они хотят, умеют, любят. Каждый определяет для себя долю участия и ответственности в общем деле. А задача учителя – создать эмоционально благоприятную среду для каждого ребенка в коллективе.
Инна СОКОЛ, учитель изо и технологии школы №199
Комментарии