search
main
0

Искусство вечно

Еще древние римляне говаривали vita brevis, ars longa (жизнь коротка, искусство вечно). Оно не только лечит душу, но и увековечивает человеческую культуру. Речь тут я веду не о ветхих экспонатах различных музеев и единицах хранения архивов. В искусстве кристаллизуется духовность народа. Окаменевшие формы духа, будь то архитектурные сооружения, глиняные таблички (или кожаные фолианты) с древними письменами, мраморные скульптуры или холсты, исписанные маслом, – все эти вполне материальные “вещи” позволяют из поколения в поколение воспроизводить общие для того или иного народа стереотипы поведения. Практически воспроизводятся сами эти народы, поскольку суть их заключена не в цвете кожи и не в форме носа, даже не в языке, а в общности понимания мира и в проявлении народа вовне. “Вечера на хуторе близ Диканьки” Н. Гоголя, “Анна Каренина” Л. Толстого и “Бесы” Ф. Достоевского одним фактом своего существования не позволят русским людям забыть, что они русские. Как и собор Василия Блаженного. Или Большой театр. Или кинотеатр “Пушкинский” с неизменным памятником Александру Сергеевичу.
Впрочем, тут я, кажется, перегнул про кино-то. Падение героини “Унесенных ветром” с парадной лестницы – несомненное открытие. Но увидишь в тысяча первом фильме это падение и невольно усомнишься, остается ли и сегодня кино видом искусства. Ну да, не об этом я хочу сказать.
В прошлом номере “Ста друзей” в связи с 70-летием Г.А. Струве речь шла о музыкальном, а именно о хоровом обучении детей. Сейчас хочу расширить проблему. В минувшем месяце я случайно оказался в “Школе акварели”. Шел туда неохотно. После последнего кинофестиваля невольно боюсь разочароваться. Столько эрзаца сегодня выдается за искусство в литературе и в публичном пении, что опасение это оправданно. Но увидел большие листы в рамах и сразу принял, будто всегда знал и любил. Не то что на уличном вернисаже. Фундаментальная акварель! И правда, фундаментально.
Грубые мазки, а из них складываются видения: букет сирени с листа в комнату входит, вот-вот запах почуется; купол собора золотом, как настоящий, отблескивает, и тень креста на беленом барабане, будто прямо здесь, в зале, церковь стоит. И автор этих картин Сергей Андрияки учит обычных наших детей, которых на улице перед этой школой можно случайно увидеть, учит подобную красоту творить. Воистину чудеса вокруг нас совершаются, надо их суметь разглядеть. А мне всего-то полчаса потребовалось, чтоб там оказаться. Может быть, у каждого из вас, читатель, тоже нечто подобное рядом происходит, а вы не ведаете.

Вячеслав РУМЯНЦЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте