Ежегодно в Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования Центре непрерывного художественного образования Департамента образования города Москвы проходят Российская научно-практическая конференция и семинар «Мастерская Бориса Неменского». На традиционную встречу с Мастером собираются учителя искусства общеобразовательных школ, методисты, педагоги дошкольного и дополнительного образования, преподаватели художественных школ и колледжей, школ искусств, художественных факультетов высших учебных заведений Москвы и многих регионов России. Здесь проходит обмен опытом и обсуждение актуальных проблем художественного образования, обучение и налаживание профессиональных контактов.
Проблемные и обучающие семинары, «круглые столы», мастер-классы, выездные практические занятия в московских школах, открытые уроки, просмотры методических материалов, выставки детских работ и их обсуждение – все это ежегодно дает возможность педагогам искусства предъявить свои достижения, поделиться сомнениями, трудностями и творческими находками. «Мастерская Бориса Неменского» помогает педагогам сплотиться в целостное сообщество, занятое подъемом собственной профессиональной культуры, художественно-педагогического мастерства и приобщением к высокому уровню художественной культуры детей и молодежи.
Борис Михайлович Неменский – народный художник России, академик, его картины можно увидеть в Третьяковской галерее, в Русском музее и других российских и зарубежных музеях, он автор многочисленных книг по искусству и художественной педагогике, директор Центра непрерывного художественного образования. Центр НХО создан Департаментом образования для развития художественной культуры и повышения профессионального мастерства педагогов искусства. В Центре ведутся разработка нового содержания художественного образования и большая экспериментальная и инновационная работа.
Четырнадцатый научно-практический семинар «Мастерская Бориса Неменского» проходил под названием «Школа будущего». На открытие семинара собрались ведущие ученые, известные педагоги и представители руководства Департамента образования города Москвы. Всех их объединяла тревога за будущее культуры и образования, убежденность в значимой роли искусства в формировании духовности общества.
Семинар начался с выступления Бориса Михайловича, в котором он рассказал о сложных процессах в современном искусстве и о нравственном потенциале искусства, который оно может и должно нести. «Искусство – это не свод правил, а… поле боя». Педагогика искусства – это «попытка создать такую систему обучения детей искусству и систему подготовки педагогов, которая противостояла бы превращению человека в безликий элемент масскультуры потребительского общества. Главное – сформировать иммунитет в душе против обезличивания, стандартизации личности. Инструмент этого – весь многовековой опыт человеческой и в первую очередь национальной художественной культуры. Не только крестьянских ее корней, но и тех высоких образцов духовности, которые несет профессиональная культура. Именно высот!».
Ведущее место в этом процессе должна занять школа – не только профессиональная, но и общеобразовательная, через которую проходит 100% детей. Центр НХО помогает преподавателям поднять уровень культуры каждого ребенка, ведь где как ни в школе они должны приобщаться к великому искусству. Главная цель учителей искусства и самого Центра непрерывного художественного образования – сделать детей наследниками великой русской культуры, поэтому Бориса Михайловича тревожит тенденция по превращению уроков изобразительного искусства и музыки в предметы дополнительного образования.
Академик-секретарь отделения «Образование и культура» РАО, директор Института художественного образования, доктор педагогических наук Людмила Школяр посвятила свое выступление значению Научной школы Бориса Неменского и созданной им педагогике искусства. Педагогика искусства – особая отрасль, имеющая свою теорию, систему методов и широкую практику внедрения. Одна из проблем сегодняшнего дня, по мнению Людмилы Валентиновны, – интеграция школьных предметов. Небезразлично, что с чем объединять. По мнению Школяр, недопустима замена уроков музыки и изобразительного искусства одним общим предметом «Искусство», интеграция должна быть, но внутри каждого предмета.
Много времени на конференции было уделено презентации новой учебной литературы, разработанной ЦНХО. В первую очередь это монография Б.М. Неменского «Педагогика искусства», выпущенная в этом году издательством «Просвещение». Большой интерес у учителей вызвали учебники нового поколения: только что выпущенный издательством «Просвещение» учебник «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека» для 6-го класса (автор Л.Неменская); учебник «Изобразительное искусство. Архитектура и дизайн в жизни человека» для 7-8-го классов (авторы А.Питерских, Г.Гуров) и учебник для 9-го класса «Изобразительное искусство, кино, театр и телевидение», который завершает учебно-методический комплект с 1-го по 9-й класс. В развитие линии непрерывности была представлена программа Н.А.Горяевой «Первые шаги в мире искусства» для дошкольников.
О многообразии форм деятельности Центра непрерывного художественного образования рассказала заместитель директора Центра НХО, доцент, лауреат Премии Президента РФ Лариса Неменская. На пленарном заседании выступали сотрудники Института художественного образования РАО доктора педагогических наук Елена Коротеева, Ирина Кашекова. Речь шла о развитии художественных способностей и творческого потенциала ребенка в современных условиях.
Слушателям запомнилось яркое выступление академика РАО, доктора философских наук Владимира Купцова, который говорил о необходимости воспитания нравственности и человечности в период создания общества потребления.
А.Питерских, заместитель директора Центра НХО, председатель Совета по художественному образованию Международной федерации художников, говорил о том, что нужно учитывать особенности времени, в котором мы живем, сегодня в практику преподавания изобразительного искусства должны входить элементы режиссуры, практика фотографирования и умение работать с техникой.
«Учитель не может останавливается на достигнутом, он должен быть и педагогом, и психологом, и культурологом и принадлежать к двум мирам – детскому и взрослому», – считает заведующая отделом организационно-методической работы Центра НХО О.Коблова.
Истинный профессионализм формируют непрерывное развитие и самообразование, учиться этому приходят педагоги искусства в Центр непрерывного художественного образования. И в этот раз представители 73 московских школ и двух регионов России приняли активное участие в работе и дали высокую оценку XIV научно-практическому семинару «Мастерская Бориса Неменского».
«Этот семинар – значимое дело, существенно и то, что в рамках Московского проекта «Школа будущего» он стал важным фактором, так как очень важен сегодня и актуален не только для учителей Москвы, но и для Российского образования.
То, что семинар проходит под лозунгом «Школа будущего», – не только лозунг, но и вклад учительства в московский проект по области знания «Искусство», – сказала Елена Зайцева – главный специалист Управления дошкольного и общего образования Департамента образования города Москвы, подводя итоги состоявшегося педагогического форума.
Комментарии