search
main
0

Искусство в школе: быть или не быть? О чем не хотят говорить «верхи» и о чем не могут молчать «низы»

Сегодня мир озабочен ситуацией, сложившейся во всеобщем художественном образовании. Генеральный секретарь ЮНЕСКО, открывая в 2006 году конгресс, посвященный художественному образованию, сказал, что «мир катится к катастрофе – из школы изымаются предметы художественной направленности, ребенок оказывается оторван от культурных традиций своей страны. Не развивается образное мышление, креативность – то, без чего не вырастит ни физик, ни химик, ни бизнесмен».

Досье «УГ»…В системе образования и социальной политике все больше уделяют внимания лишь талантливым в художественном отношении детям….Во многих европейских странах на государственном уровне приняты решения, призванные включить в школьные программы не менее 40 процентов предметов художественной направленности.

В «Учительской газете» (см. «УГ» №6 от 16 февраля 2010 года) было опубликовано письмо известных в стране деятелей науки и культуры о положении предметов художественно-педагогического профиля в школе, которое было направлено в Государственную Думу. Это письмо вызвало широкий отклик у наших читателей – педагогов, директоров образовательных учреждений, преподавателей вузов… (см. «УГ» №10 от 9 марта 2010 года). К сожалению, оно так и осталось без внимания со стороны тех, от кого реально зависит судьба искусства в школе.

Ректор Академии музыки имени Гнесиных профессор Галина Маяровская, отмечает, что «в Европе на государственном уровне уже сейчас приняты национальные проекты, которые призваны изменить сложившуюся ситуацию, – в программе обучения детей должно быть не менее 40 процентов предметов художественной направленности». И задает вопрос: «А как в России?» Ответим: соотношение предметов художественной направленности («Музыка», «Изобразительное искусство») по отношению к общему их количеству в начальной школе составляет 13 процентов, соотношение в часах – около 10 процентов. В основной школе («Музыка», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура») – соответственно 11 и 6 процентов. При этом следует иметь в виду, что данное соотношение носит чисто теоретический характер. На практике оно значительно ниже, особенно по предмету «Мировая художественная культура», который преподается не более чем в четверти школ страны.

Что вызывает у авторов многочисленных писем, пришедших в «Учительскую газету», особую тревогу?

Во-первых, опасность перевода предметов искусства в учреждениях общеобразовательного типа (школы, гимназии, лицеи) во вторую половину дня. Это означает, что даже до предела минимизированные в объеме предметы «Музыка», «Изобразительное искусство» перестанут быть обязательными для всех учащихся, каковыми они были в течение почти ста последних лет, даже в самые трудные для нашей страны военные сороковые годы.

Во-вторых, письмо Министерства образования и науки РФ от 19 марта 2010 года за №476/12-16, которое определяет контрольные цифры приема граждан на 2010 год на бюджетную очную форму обучения по педагогическим специальностям и направлениям, в том числе художественно-педагогического профиля (музыка, изобразительное искусство), в количестве 25 человек. Из этого вытекает, что начиная со следующего учебного года большинство факультетов музыки и изобразительного искусства в стране будут последовательно закрываться. Следовательно, неизбежно в скором времени и полное разрушение системы подготовки кадров учителей искусства в стране.

В-третьих, все более настораживает нарастающая тенденция в системе образования и социальной политике уделять внимание лишь талантливым в художественном отношении детям и в то же время систематично вводить меры по сокращению практически всех условий, способствующих поддержанию должного уровня всеобщего художественного образования.

Таким образом, практически все, кого волнует эта проблема, единогласно поддерживают позицию выдающихся деятелей культуры и искусства, согласно которой необходимо умножать национальные традиции всеобщего художественного образования подрастающего поколения, что возможно только в случае сохранения уроков музыки и изобразительного искусства в базовой части учебного плана. При этом педагоги-музыканты и художники справедливо считают, что, как и в большинстве развитых стран мира, эти уроки должны быть в начальной школе два раза в неделю (при условии преподавания их учителями-профессионалами); в средней школе (вплоть до девятого класса) – один раз в неделю, после чего занятия искусством в старших классах всех типов общеобразовательных учреждений необходимо продолжить на уроках мировой художественной культуры. Эта духовная, нравственно-эстетическая поддержка искусством особенно необходима в подростковый и юношеский период. Необходимо наконец признать тот факт, что предметы искусства по своей сущности и воспитательной направленности призваны играть первостепенную роль в формировании духовной культуры подрастающего поколения.

В первую очередь, пишут учителя, необходимо соблюдение пока еще действующего сегодня законодательного документа (Стандарта начальной и основной школы), согласно которому преподавание уроков искусства должно осуществляться вплоть до девятого класса. Данное требование в подавляющем большинстве школ страны сегодня не выполняется, и этот факт не контролируется ни федеральными, ни региональными органами управления образованием.

Отмечаются пробелы и в новых образовательных стандартах, в которых упущен ряд принципиально важных положений, касающихся значимости, роли и места искусства в духовном, нравственном, патриотическом воспитании личности школьника.

Категорически возражая против идеи перевода уроков искусства во вторую половину дня, учителя утверждают, что сохранение уроков искусства в учебном плане на уровне государственного стандарта – единственное условие, сдерживающее административные органы от сокращения учебного предмета в учебном плане.

В большинстве писем и обращений в нашу газету подчеркивается тот факт, что во многих общеобразовательных учреждениях администрация скрывает вакансии учителей искусства, отдавая уроки учителям других предметов, не имеющим права (в силу отсутствия у них специального профильного образования) преподавать данные дисциплины. Из этого вытекает, что процент вакансий учителей искусства, необходимых для обеспечения учебного процесса, на самом деле значительно выше, чем представляется в официальной документации. К тому же при соответствующих процедурах лицензирования и аккредитации школ данный факт до сих пор не является предметом специальной проверки.

Учителя начальных классов, как правило, не владея музыкальным инструментом, способностью рисовать и современным методическим инструментарием, не могут осуществлять эту работу профессионально и грамотно. Однако, чтобы повысить уровень их зарплаты, во многих школах администрация отдает уроки искусства учителям без соответствующей квалификации. В результате крайне низкого уровня преподавания искусства в течение первых четырех лет, когда закладывается фундамент художественной культуры, дальнейшие занятия оказываются малорезультативными.

Если речь идет действительно о восстановлении статуса предметов искусства в учреждениях общеобразовательного типа, то в этом случае необходимо, по мнению многих наших читателей, не только вернуть отметку на уроках искусства, но и, возможно, включить ее в аттестат, который выдается при окончании общеобразовательного учреждения, как это делается в ведущих странах Европы, Азии (Япония, Южная Корея), Северной Америки, Австралии.

Заработная плата учителей искусства в школе, как правило, фактически оказывается ниже, чем у учителей других предметов ввиду малой учебной нагрузки, связанной с минимизированным до предела количеством часов, отведенных на предметы искусства как для урочных, так и внеурочных форм занятий. Учителям искусства приходится работать одновременно в нескольких учебных заведениях, что физически изматывает педагога, делает его основной труд малопродуктивным. Необходимо восстановить существовавшее ранее положение об обеспечении учителя искусства полной ставкой за счет внеклассной работы независимо от учебной нагрузки. Заверения представителей власти и авторов новых стандартов о том, что внеклассной работе как обязательной форме дополнительного образования будет уделяться большое внимание, входят в противоречие с реальной жизнью: в этом году в регионах страны произошло значительное сокращение практически всех форм дополнительного образования, и в первую очередь это коснулось школ с углубленным изучением искусства. Таким образом, учителя музыки фактически оказались в ситуации явно выраженного социального неравенства и социальной необеспеченности.

Особую озабоченность вызывает заработная плата выпускников вузов. Она колеблется в основном от 3 до 5 тысяч рублей в течение первых двух лет. В результате наблюдаются две тенденции. Первая: выпускники – учителя музыки, изобразительного искусства не идут в школы из-за крайне низкой заработной платы. Вторая: абитуриенты по той же причине не выбирают обучение на факультетах музыки в вузе, хотя и желают стать учителями в данной предметной области. Необходимо принять принципиальное, юридически оформленное решение: присваивать выпускникам вузов – учителям искусства девятый разряд, а тем, кто во время обучения работал в школах и успешно подтвердил свою квалификацию, – 12-й разряд, то есть вторую квалификационную категорию (как это делается в Москве).

Материально-техническое обеспечение кабинетов искусства в абсолютном большинстве регионов не соответствует современным требованиям. Как правило, это расстроенный инструмент, на ремонт и настройку которого финансирование не предусмотрено. Телевизор для трансляции учебных фильмов, детские музыкальные инструменты, компьютеры с мультимедийной клавиатурой, синтезаторы, компьютерные обучающие программы, мольберты, краски, цветные карандаши и многое другое, к тому же и специальные кабинеты искусства во многих школах отсутствуют. В числе регионов, попадающих под исключение, можно назвать лишь школы (и то далеко не все) столицы, а также других крупных городов России.

В подавляющем большинстве регионов не создаются условия и не утверждены юридически права регионов и местных советов для предоставления учителям искусства жилья или ссуды на его приобретение в сельской местности (хотя есть единичные примеры решения этой проблемы, например, в Бурятии). Таким образом, исчезает возможность создания очага художественной культуры на селе.

В большинстве учреждений повышения квалификации учителей в последние годы, по существу, отсутствуют средства для приобретения даже небольшого количества учебников и учебных пособий по художественному образованию. Нет средств для приглашения ведущих специалистов в этой области, также для командирования учителей искусства в центры переподготовки учительских кадров (Москва, Санкт-Петербург). Поэтому учителя варятся в собственном соку, к тому же не располагая возможностью приобретать новые технологии преподавания.

В силу сокращения государственных дотаций значительно уменьшилась роль филармоний, художественно-концертных организаций, отделений союза композиторов и союза художников, исполнителей – преподавателей вузов, музыкальных, художественных училищ, ДМШ, ДШИ в повышении культурного уровня школьников.

Как преподаватели вузов, так и преподаватели системы ИПКРО подчеркивают неблагополучное положение, связанное с отсутствием взаимодействия и согласованности между органами образования и культуры буквально на всех уровнях, что крайне отрицательно сказывается на общем деле художественного образования.

Для совершенствования вузовского музыкально-педагогического образования высказывается единодушное мнение: следует узаконить в специальном документе коэффициент соотношения между педагогами и студентами на уровне 1:4, учитывая необходимую индивидуальную форму проведения занятий по целому ряду профильных специальных дисциплин. Педагоги единодушно говорят о необходимости отмены в вузах коэффициента обеспечения литературой студентов, равного 1:4, что также крайне отрицательно повлияло на качество приобретения знаний студентами. Предлагается восстановление коэффициента 1:2.

Отмечается, кстати, как положительное и своевременное решение о «совмещенном пятилетнем бакалавриате», благодаря которому учителя искусства смогут на юридических основаниях совмещать уроки (и получать таким образом столь необходимую учебную нагрузку) либо с занятиями по дополнительному образованию, либо с одним из родственных профилей (прежде всего с МХК). К тому же это реальный шанс получения более фундаментального высшего образования.

И все-таки самая главная задача сегодня состоит в том, чтобы на всех уровнях власти – федеральной, региональной и муниципальной – произошла своеобразная перезагрузка в отношении к предметам художественного цикла. Следует понять, что искусство в школе – не игры, не развлечение, не досуг, не факультатив, а важнейшее, ничем не заменимое, не вторичное по отношению к предметам естественно-научного направления мощное средство формирования духовной, целостной личности ребенка.

Ирина ДИМОВА, первый заместитель главного редактора, кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте