Мысль о том, что искусство может стать для современного образования универсальным генератором методов, подходов, эффективных средств повышения качества учебно-воспитательного процесса и развития общей культуры учителя и ученика, возможно, покажется на первый взгляд парадоксальной. Тем более что речь идет не о художественном, а об общем образовании, использующем понятия, формы и методы искусства. В подтверждение правомерности такого заявления приведу тезисы из документов ЮНЕСКО, отмечающих необходимость развития двух подходов к художественному образованию – учить искусству и учить посредством искусства. Образование через искусство даст учебному процессу новые перспективные возможности.
Включение художественных и культурных аспектов во все предметы образовательной программы сделает учебный процесс увлекательным и культуроемким. В то же время обращение учителя к формам и методам искусства поможет решить многие проблемы, среди которых: развитие визуальной культуры растущего человека – залога его будущей успешности; развитие целостного мышления, включающего в равной мере рационально-логические и эмоционально-образные процессы; коррекция плохой памяти за счет использования ассоциативных связей; активизация креативности благодаря необходимости постоянно переводить понятия, объекты и явления из одной модальности в другую; формирование навыка освоения большего количества информации за единицу времени и многое-многое другое.
Поясню, чем так важны для успешной реализации человека в современном мире перечисленные выше качества.
Визуальная культура должна стать неотъемлемой частью общей культуры современного человека, так как для последних десятилетий свойственен рост визуального способа передачи информации в сравнении с вербальным. Это явление вызвало культурный, или изобразительный, поворот (В.Дж.Митчел), который и определил новое восприятие окружающего мира. Визуальная культура трактуется как «адекватное восприятие зрительных образов и выражается в способности наблюдать, замечать, сравнивать, интерпретировать визуальные образы, давать им эстетическую оценку. В визуальную культуру включаются опыт распознавания и определения визуальных кодов, разработка пути поиска информации и визуальной коммуникации» (Е.А.Кононова). Существует предположение, что культурный (или изобразительный) поворот выражается в характерном возвращении технологически высокоразвитых культур к мифологии (В.Дж.Митчел). На самом деле преимущество визуальных средств передачи информации над вербальными присуще мифологическому сознанию. Выходит, что гигантский виток в культурном развитии человечества, возвращаясь на круги своя, но уже на качественно ином уровне, создает новые формы восприятия и мышления, используя спящий до поры до времени или законсервированный потенциал изобразительных знаков и образов. Видимо, не случайно в реалиях сегодняшнего дня древняя синкретичность предстает как междисциплинарность, интегративность, а в искусствах как синтетические виды – кино и телевидение. Мифологическое восприятие мира сегодня проявляется в притоке визуальных знаков – пиктограмм и иконок, служащих для идентификации разнообразных объектов, символического определения сферы деятельности, предназначения помещения, руководства к действию или в информатике как элемент графического интерфейса пользователя.
Что касается целостного мышления, включающего в равной мере рационально-логические и эмоционально-образные процессы, можно сказать, что именно оно обусловливает возможность прогресса общества и раскрытия потенциала отдельного человека. Не случайно А.Эйнштейн отмечал, что «человек с неразвитым образным мышлением никогда не сможет воскликнуть: «Эврика!» Однако практически все учебные предметы в школе ориентированы на развитие только рационально-логического типа мышления, безусловно, важного для растущего человека. Эмоционально-образное, или художественное, мышление развивают искусства, но на них отводится всего два часа в неделю (против 30‑32 часов на остальные предметы), таким образом, очевидно, что ни о каком гармоничном развитии мышления ребенка речи идти не может, а соответственно снижается и вероятность открытий в науке, технике, искусстве.
Опираясь на исследования нейропсихологов, В.В.Медушевский утверждал, что именно образно-чувственная память и мышление фиксируют и закрепляют обобщенные идеи, представляющие наследие всего социального и культурного опыта человечества. Современные психологи уже высказывают мнение, что «человек познает окружающий мир образами, а не суммой знаний» (В.П.Зинченко), знания лишь упорядочивают образы в систему.
Образное мышление инициирует целостное восприятие мира, построенное на ассоциативных связях. Богатство ассоциаций зависит от жизненного и эмоционального опыта человека, актуализации визуальных образов. Их позитивная роль в обеспечении возможности усвоения большего количества информации за единицу времени, так как именно визуальная информация усваивается полнее и легче, чем другие формы ее передачи (Р.Арнхейм, Г.Вельфлин). Ю.М.Лотман писал, что «усложненная художественная структура, создаваемая из материала языка, позволяет передавать такой объем информации, который совершенно не доступен для передачи средствами элементарной собственно языковой структуры».
Ценность искусства для активизации творческих способностей человека в любой области знания и деятельности неоднократно отмечали и физики, и лирики. Сегодня, правда, мы больше говорим о развитии креативности. И это не случайно. Творчество – это состояние души, полет мысли, которые воплощаются (или не воплощаются) в талантливых произведениях. Творчество невозможно прогнозировать, одна и та же исходная ситуация для одного человека станет точкой прорыва, а другой ее даже не заметит. Загадочность и непредсказуемость процесса художественного творчества в том, что «никакой Гомер… не может показать, как появляются и соединяются в его голове полные фантазии и вместе с тем богатые мыслями идеи, потому что сам не знает этого и, следовательно, не может научить этому никого другого» (Э.Кант). Творчеству научить невозможно, но можно и нужно развивать задатки, заложенные в человеке природой.
Креативность – это способность увидеть существующие предметы или явления с необычной стороны, в непривычных связях и создание на этой основе новых предметов и явлений. Психологи считают, что факторами креативности являются беглость, четкость, гибкость мышления, восприимчивость к проблемам, оригинальность, изобретательность и конструктивность при их решении (О.Гилфорд). Эти качества при определенных условиях в разной мере можно развить у каждого человека. В современном мире креативность понимается как условие инновационного развития общества, а инновация представляет собой практически созданный продукт креативного мышления. В области профессиональной деятельности она предстает как рациональная основа приоритета в конкурентной среде. Таким образом, можно говорить о креативности как о продуктивной составляющей творчества.
Как мы уже отметили, вместе с ростом зрительной информации увеличивается роль восприятия визуальных образов и образного мышления в структуре развития личности. Многозначность понятия «образ» может сделать его ключевым механизмом образования. Это обусловлено тем, что образ передает внешний вид реального объекта и представление о нем в изображении или устном суждении, он может быть получен в результате метафорического синтеза или в обобщенной модели существующего; выражать реально или гипотетически представления о мире и явлениях, в нем происходящих. Сила образа для учебного процесса в его междисциплинарности, в возможности воспринимать его и чувствами, и сознанием. В мысленном образе предмета или явления интегрируются реальное и вымышленное, определяются детали или свойства, формируются новые, воображаемые, модели, которые можно выразить словом, звуком, знаком, символом, реалистическим, стилизованным или абстрактным изображением. Актуальность использования универсального понятия «образ» в образовании подтверждается его широким применением как в искусстве (художественный образ), так и в науке (символические образные системы, семиотические модели).
Главное, что введение языков искусства в учебный процесс создает условия личностного, эмоционального восприятия информации. Использование полиязычия для представления одного знания – языка мифа, притчи, сказки, чертежа, схемы, изображения, звука – повышает доступность и эмоциональную привлекательность учебного материала, обеспечивает «плотную упаковку» информации, которая для образной формы гораздо выше в сравнении с речевой (В.П.Зинченко, А.А.Криулина, А.И.Назаров, Е.Л.Яковлева). Подтверждение этой мысли мы находим и у Ю.М.Лотмана: «Никакое мыслящее устройство не может быть… одноязычным: оно обязательно должно включать в себя разноязычные и взаимнонепереводимые семиотические образования».
Н.Бор открыл принцип дополнительности, эффективность которого для постижения любого целостного явления, воспроизводящегося в знаковой системе, обеспечивается взаимоисключающим употреблением двух языков, исходящих из обычной логики, такой подход расширяет логическую структуру языка предмета. Пользуясь принципом, выраженным Н.Бором, можно объяснить любое явление средствами разных языков, дающих возможность панорамно взглянуть на представляемое явление.
Таким образом, мы можем говорить о продуктивности учебно-воспитательного процесса, построенного на включении оппозиционных языков и оппозиционных пар понятий. Языки науки, формируя логическое мышление, воздействуют в основном на разум человека. Образы, создаваемые на языке искусства, воздействуют на эмоции человека. Поскольку именно линейные, дискретные языки наук оппозиционны континуальным непрерывно-пространственным языкам искусств, их интеграция может составить взаимоисключающие дополнительные компоненты содержания образования, реализуемого за счет междисциплинарной, даже трансдисциплинарной, интеграции.
Введение языков искусства во все образовательные области обеспечивает возможность переноса и «плотной упаковки» информации, а универсальный язык символов обнаруживает связи идей, раскрывающих содержание, предметов, характеризующих реальный мир, и процессов, в нем происходящих. А Л.Д.Ландау утверждал, что задача теоретической физики состоит в нахождении новых связей между явлениями, кажущимися далекими друг от друга. Это обеспечивает простоту и минимальность системы, объединяющей разнообразные явления. Технология «Арт+» предлагает способы поиска и использования новых связей, общих и универсальных закономерностей для изучаемой сферы явлений, которые упростят усвоение знаний. Интегративность обеспечивается сближением различных областей знания за счет их конвергентности – неявно выраженной общности, то есть взаимообмен сходных элементов предметов школьной программы с искусством.
Кросскультурная технология «Арт+» основывается на универсальном и в какой-то мере присутствующем во всем понятии, напрямую связанном с искусством, «образ» добавляет ценностно-субъективный оттенок в отношение к новому знанию и помогает опереться на ассоциативные связи при актуализации опыта ребенка. Поскольку можно говорить об образе вещи, образе явлений и действий, происходящих с объектом трансформаций, образе отношений и т. д.
Технология помогает спроектировать и использовать в учебном процессе новые связи, общие и специфичные закономерности явлений, семантических элементов изучаемой дисциплины с искусством. Кросскультурная педагогическая технология с ключевым понятием «образ» сообразна специфике современной культуры с ее неисчерпаемыми потоками информации, приоритетом визуальности, стремлением к интеграции, сильно выраженным семантическим началом, новыми формами проявления мифологического восприятия мира.
Представить механизм использования технологии проще всего с помощью сетки, в которой в одном направлении выстраиваются содержательные векторы изучаемой дисциплины, а в перпендикулярном направлении – содержательные векторы искусства (рис.). В местах пересечения научного и художественного знания возникают «узелки» понимания в сознании обучающегося (В.С.Библер).
Проектирование образования с помощью технологии «Арт+» построено на идее интеграции наук и искусств в учебном процессе на принципах пересечения и взаимодополнения естественно-научного и гуманитарного знания. Понятие «образ», которое лежит в основе технологии, добавляет ценностно-субъективный оттенок в отношение к новому знанию и помогает опереться на ассоциативные связи при актуализации опыта учащегося.
На рисунке дан пример сетки для разработки содержания уроков окружающего мира в начальной школе по темам «Дерево» (верхний ряд) и «Строение цветка» (нижний ряд). В местах пересечения научного и художественного знания возникают «узелки» понимания в сознании обучающегося (В.С.Библер). Нахождение «узелков» интегративности и конвергентности образовательных областей с искусством существенно повышает содержательную и эмоционально-образную насыщенность информации, значительно сокращая ее по форме, то есть обеспечивая «плотную упаковку» (В.П.Зинченко).
Интеграция научного и художественного познания при изучении взятой нами для примера темы «Дерево» дает возможность осмыслить образ, который олицетворяет универсальную концепцию мира, мифологические представления о нем, значение этого образа в развитии культуры, специфику строения и жизнедеятельности дерева, послужившие основанием особого отношения к нему в культуре. Таким образом, расширяя границы понимания ребенком мира, мы помогаем ему освоить мир не только рационально-логически, но и эмоционально-образно. Используя ассоциативную память, воображение, логические построения, ребенок сам конструирует различные модели, которые так или иначе могут быть связаны с образом дерева: дерево как модель мироздания, как ось мира или дорога, соединяющая подземное царство, землю и небо, как символ синтеза земли, воды и неба или символ мощной энергии роста, образ возрождающейся жизни, наконец дерево как живой организм или дом для птиц и насекомых, дерево как строительный материал или сырье для изготовления ткани и т. д.
Включение оппозиционных языков науки и искусства и оппозиционных пар понятий в учебный процесс обеспечивает его эффективность: повышает интерес учащихся к обучению, увеличивает объем запоминаемой информации, расширяет кругозор, помогает понять мир в его целостности.
Учебный процесс обеспечит перерастание в сознании учащихся текстов отдельно взятых областей культуры в контекст общечеловеческой культуры и осознание себя в пространстве этого контекста. В самом общем виде учитель при подготовке к уроку может использовать следующий алгоритм:
1. Выявление культурологического и исторического аспектов учебного предмета (в рамках изучаемой темы), его общих и специфических черт. В событии, явлении, объекте, рассматриваемых в рамках какой-либо образовательной области, выявляются прямые, косвенные или ассоциативные связи с искусством, что позволяет использовать формы (литературные, художественные, музыкальные), языки и методы искусства для включения субъектов учебного процесса в диалог.
2. Определение необходимого и достаточного количества языков (язык изучаемой науки, языки притчи, мифологического образа, символической интерпретации, рисунка, схемы и др.) для представления события, явления, объекта в его целостности.
3. Разработка конструкции и сюжета урока, которые обеспечат целостное представление о мире и о развитии культурных процессов в контексте системы ценностей эпохи, совершившей научное открытие, осмысление и проживание достижений и неудач человечества на этом пути.
4. Подготовка тренинга, включающего задачи и упражнения на воспитание навыков творческого усвоения и применения знаний.
Принципиальными позициями при использовании технологии являются положения, утверждающие, что вхождение в мир науки и искусства осуществляется на основе формирования умений:
актуализировать свой собственный жизненный опыт и обращаться к ассоциациям;
расширять словарный запас при описании природных явлений, сюжетов литературных произведений и характеров героев, объяснении известных правил и законов, интерпретации сюжета произведения искусства;
понимать основную идею произведения литературы, изобразительного искусства, музыки, театральной постановки, смысл задачи, правила, закона, исторического события;
анализировать, сравнивать, понимать общее и специфичное в жизни, искусстве, научном знании;
участвовать в диалоге с искусством, наукой и культурой в целом с целью воспитания неотчужденного отношения к происходящему в культуре, развития речи, оценочных суждений, коммуникативных качеств;
осознавать единство ценностей жизни и культуры, которая включает науки, искусства, религии;
осуществлять рефлексию на собственную деятельность.
Привлечение образов искусства поможет сделать новое знание по любому предмету эмоционально привлекательным, даст возможность взглянуть на известные явления другими глазами и понять неизвестное через хорошо знакомое и близкое.
Введение языков искусства в учебный процесс создает условия личностного, эмоционального восприятия информации, позволяет избежать перегрузки учащихся, так как дает возможность анализировать одно и то же явление (событие, предмет, объект) с разных сторон и позиций, обеспечивает концентричность представления знания.
Кросскультурную педагогическую технологию «Арт+» можно применять, обучая детей на уроках по любому предмету и в любом возрасте. Важно, чтобы материал, используемый для взаимодополнения научной дисциплины с искусством, был доступен, понятен и интересен детям той возрастной группы, с которой вы работаете.
Итак, обновление содержания современного образования может произойти за счет расширения семантики терминов, понятий, явлений, то есть их смысловой нагрузки, путем развертывания семантического поля, включающего образы, визуальные знаки и символы. Механизмами освоения содержания станут языковое разнообразие, сопоставление и взаимосвязь оппозиционных пар, интегративность за счет конвергентности с искусством, опора на образ. Построение учебного процесса на принципах диалогичности, взаимопересечения и взаимодополнения позволяет ученикам личностно воспринять и принять новую информацию, построить логическую цепочку, достроить модели, то есть сам процесс образования приобретает творческий характер.
Психолог А.А.Криулина особо останавливается на синтезе форм представления информации – словесной, знаковой, образной: «Как много мы теряем в образовательном процессе из-за недооценки образной информации». И приводит яркие примеры из поэтического творчества, где емкая информация предельно сжато подается в образной форме, а бедность языка рациональных понятий возмещают художественные образы и символы. Важно то, что именно образы и символы дают возможность прочувствовать мир и явления, в нем происходящие, а не только получать о них знания.
В настоящее время подготовлено и ждет своего издателя методическое пособие для учителей начальной школы по реализации в учебном процессе кросскультурной педагогической технологии «Арт+».
В методику войдут главы:
«Арт+ Филология, или Художественный образ на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе»;
«Арт+ Окружающий мир, или Экология природы и экология культуры»;
«Арт+ Математика, или Художественный образ в развитии математического мышления»;
«Арт+ Основы духовно-нравственной культуры народов России», или Образы культуры в формировании картины мира»;
«Арт+ Технология, или Познаем мир образами, создаем образ мира».
Данные методические пособия являются руководством для учителя начальной школы по использованию технологии в учебном процессе. Опора на технологию «Арт+» в моделировании учебного процесса по любому предмету позволит сделать информацию эмоционально насыщенной, обратиться к жизненному опыту учащихся, пробудить их ассоциативное сознание, раздвинуть рамки познания мира, вызвать искренний интерес к изучаемому явлению.
Технология направлена на выработку метазнания, способствует развитию речи, формирует ассоциативное мышление, интеллект, расширяет кругозор, учит метапредметным способам деятельности.
Кросскультурная педагогическая технология «Арт+» успешно прошла апробацию в двух школах Москвы (школа №996, гимназия «Эллада»). В течение 12 лет учителя этих школ использовали междисциплинарную интеграцию на основе конвергентности учебного материала с искусством.
Комментарии