Тем, кто собрался заниматься торговлей, конечно же, не обойтись без специфических способностей. Как в любом деле, здесь нужен особый талант. Какой именно? За ответом на этот вопрос я отправилась в Брянский кооперативный техникум. Кстати, в октябре прошлого года этому учебному заведению исполнилось 60 лет…
Привлекает молодых людей сам учебный процесс. Да, именно так! В кооперативном умеют заинтересовать. Прежде всего это практика! Студент с первого дня попадает в атмосферу активной профессиональной деятельности и творчества (а торговля – это творчество). В техникуме создано студенческое потребительское общество, действует студенческий торговый отряд, открыты собственные кафе и магазин, работает кондитерский цех. По мнению директора Валерия Наперова, нужно менять отношение к торговым людям. Преподаватели во главе с ним разработали свою систему обучения. Конечно, слушать лекции и штудировать учебники – святая обязанность любого студента, но теоретические знания должны быть применены на практике как можно скорее… Пожалуйста!
Хотите биржевого адреналина?
Еще лет семнадцать назад учиться торговать в областной центр приезжали в основном выпускники сельских школ. «Где твои родители работают?» – спрашивал тогда молодой директор кооперативного техникума Валерий Напёров. « Мамка – в сельпе, а батя – в колхозе…» – отвечала круглолицая абитуриентка. Тогда в кооперативный посылали учиться от областной потребительской кооперации. Техникум уже тогда был ее пайщиком. Вот, собственно, и все, что осталось от «советской школы торговли».
Сегодня тоже в техникуме учатся ребята из деревень и сел, но только те, у кого есть деньги на обучение. Трудоустроить выпускника (дипломированного продавца) в магазинах потребкооперации трудно: во-первых, сами выпускники не спешат возвращаться в село, а во-вторых, магазины все чаще закрывают – покупателя нет… Но, несмотря на новые условия российской действительности, студентов в техникуме меньше не становится. Правда, теперь больше горожан.
Привлекает молодых людей сам учебный процесс. Да, именно так! В кооперативном умеют заинтересовать. Прежде всего это практика! Студент с первого дня попадает в атмосферу активной профессиональной деятельности и творчества (а торговля – это творчество). В техникуме создано студенческое потребительское общество, действует студенческий торговый отряд, открыты собственные кафе и магазин, работает кондитерский цех. По мнению директора Валерия Наперова, нужно менять отношение к торговым людям. Преподаватели во главе с ним разработали свою систему обучения. Конечно, слушать лекции и штудировать учебники – святая обязанность любого студента, но теоретические знания должны быть применены на практике как можно скорее… Хотите биржевого адреналина? Пожалуйста!
…«Объявлены биржевые торги!» Каждая группа создала свою фирму, появились брокерские команды, разыгрывались лоты, и зал взрывался аплодисментами, когда удачливые ребята совершали головокружительную сделку. Но и товар нужно еще уметь подать лицом. Так, к примеру, к Масленице провели ярмарку. Вчерашние брокеры и бизнесмены облачились в красочные платки и с песнями, шутками-прибаутками бойко торговали пирожками-булочками собственного производства. Надо сказать, что их очень любят и чиновники, как городские, так и областные. Дело в том, что техникум расположился в центре Брянска, напротив ТЮЗа. Возможно, такая география тоже влияет на учебный процесс. Здесь уже давно действует своя театральная студия. В библиотеке ежемесячно ведутся дискуссии на профессиональные и этические темы.
Вот уже несколько лет студенты кооперативного техникума помогают пополнять книжный фонд сельских библиотек. Ежегодно студенты проводят акцию «Книги в дар народным библиотечкам сельских магазинов». И каждый приезд будущих бизнесменов, менеджеров и товароведов для селян – праздник. Вообще у студентов, причем в основном горожан, особое отношение к селу. Если есть в деревушке магазинчик, значит, она еще жива, а значит, сельский магазин в XXI веке больше, чем прилавок. Преподаватели техникума разработали и представили в одном из учебных классов модель магазина – культурного центра села! Здесь и прилавок, и столики для чаепития, и телевизор, и книжные полки, и аптечная лавка.
Ближе к малой родине
Однако возникает вопрос: если студенты кооперативного техникума в большей части горожане, жители областного центра и в деревню они не поедут даже управлять торговым мини-центром, то для чего тогда разработано это направление учебного комплекса? Неужели для общего развития и духовного роста? Над этим не один год задумывался директор Валерий Наперов. Ответ был найден. Необходимо открывать филиалы в районных центрах. Там и обучение для сельских ребят будет дешевле, и связь с малой родиной не будет утрачена. Участвовать в эксперименте согласились пока два районных центра: Унеча и Погар. Там уже год местные ребята постигают азы бухгалтерского учета и товароведения. Пока об успехе или провале говорить рано. Нужно время, чтобы проанализировать первые результаты. А вот о сотрудничестве с Московским университетом потребительской кооперации уже можно говорить как об удачном проекте. В этом году выпускаются первые экономисты и товароведы-эксперты брянского филиала столичного вуза.
От сессии до сессии…
Веселья студенческой жизни, несмотря на загруженность и насыщенность учебно-воспитательного процесса, студентам Брянского кооперативного техникума тоже хватает. Прежде всего здоровый образ жизни – «приглашаем в секции волейбола, тенниса, а также: легкая атлетика, мини-футбол, боевые искусства!». Кстати, спортивный дух и патриотизм особенно хорошо воспитывать на Партизанской Поляне и Кургане Бессмертия. Это известные в Брянске площади, откуда стартует большинство спортивно-патриотических праздников: пробеги, дни здоровья, малые олимпийские игры. Можно еще научиться танцевать вальс, танго и румбу, а можно заняться исследовательской работой и пополнить экспозицию музея потребительской кооперации. Кстати, те 40% селян, которые прибыли постигать науку торговать из районов Брянской области, совсем не лишены домашнего уюта. Студенческое общежитие Брянского кооперативного техникума не похоже даже на гостиницу. Здесь тепло и уютно, как дома…
…Конечно, такой рай доступен не каждому – нынче рынок, конкуренция и денежный оборот. Но ведь и не каждый, кто однажды что-то продал, может называться коммерсантом.
Нынче не базар, а рынок!
Комментарии