search
main
0

Искусство против культуры… потребления. Школа Бориса Неменского противостоит упрощению личности

Нет пророков в своем Отечестве. Об этом красноречиво говорит одна из историй, рассказанных народным художником России Борисом Неменским, чьи картины на тему войны знакомы, пожалуй, каждому старше тридцати. Будучи в Японии в начале 1970-х годов, Борис Михайлович заразил своей идеей эстетического образования школьников влиятельного художника и политика Отто-сан, который создал Японскую ассоциацию нравственного развития. В Стране восходящего солнца на каждого ученика средней школы приходится по 2 урока искусства в неделю, а старшеклассники изучают прекрасное и вовсе 6 часов – за счет урезания часов от японского языка, физики и математики. Когда наш герой поинтересовался, как же страна собирается догонять уровень экономики Америки и России, ему, кланяясь, ответили: «Да за счет искусства и будем вас обгонять». Выяснилось, что тамошние школьники, которых учат различать 240 оттенков цвета, придя на производство, просто не способны на брак. Спустя несколько десятков лет российского художника наградили японской премией «Сакура».

У себя на родине программа Неменского и его соратников не реализована полностью до сих пор. С одной стороны, эта методика более чем успешно доказывает свою эффективность в сотнях обычных школ России и признана во всем мире, учебники Неменского о педагогике искусства, получившие Премию Президента РФ, нарасхват, с другой – уроки изобразительного искусства и музыки стремительно вытесняются из школы под натиском предметов, по которым нужно сдавать ЕГЭ. Об этом, в частности, говорили и на недавно прошедшем XVIII научно-практическом семинаре для учителей изобразительного искусства мастерской Неменского в Центре непрерывного художественного образования Москвы. «УГ» не раз вместе с давним другом газеты Борисом Михайловичем Неменским поднимала эту острую тему и проводила дискуссии о роли искусства в школе. Не могли мы не откликнуться и на новое приглашение обсудить насущные вопросы художественного образования. На мастерских Неменского уделяется внимание как практике  (куда ж без нее художнику?) – многочисленным мастер-классам (по скульптуре, графике, различным рукотворным техникам), где учителя общеобразовательных школ могут научиться чему-то новому у профессионалов, – так и теории, то есть вдумчивому осмыслению опыта. Например, рассказывается о том, как говорить с учениками на современном языке, то бишь использовать на уроке видеотворчество, а также компьютерные программы и анимацию. Традицией мастерских стали и выставки детских работ, на сей раз была представлена Московская детская художественная школа имени М.А.Врубеля. Виды Москвы, плакаты, рисунки, керамика, скульптура, интереснейшая коллекция батика со сказочными и этническими сюжетами – вернисаж поразил многих учителей, которые только мечтают приблизиться к такому высокому уровню. Преподаватели школы поделились некоторыми педагогическими секретами с коллегами.- Есть дети слабые, у которых ничего не получается, – признался директор школы заслуженный художник России Геннадий Корягин. – Но мы никого не прогоняем. Я спрашиваю у родителей: ребенку нравится ходить? Если да, пусть занимается. Никто не знает, когда у него могут проявиться способности. К тому же если он старается и много работает, у него есть шанс стать пусть не выдающимся, но хорошим художником. У нас уже был такой случай. Из школы имени Врубеля дети уходить не хотят и после занятий – атмосфера увлеченности искусством располагает. Еще больше это относится к Центру непрерывного художественного образования, центр притяжения которого – сам Неменский с его какой-то детской открытостью. Вокруг него всегда люди, которые не только выражают мастеру свою признательность, но и спешат поделиться своими проблемами. Борис Михайлович радушно зовет всех попить чаю в свой кабинет на 4-м этаже, куда в свои 88 лет поднимается легко, без одышки. Это удивительно теплое место, где собственные работы художника соседствуют с ребячьими шедеврами и картинами друзей и учеников, и в них – история его жизни и страны. Вот групповой портрет 1973 года кисти жены и единомышленника Бориса Михайловича Ларисы Неменской – в мастерской за столом уютно беседуют разработчики первой программы художественного образования. А на соседней стене – забавный портрет Бориса Михайловича в псевдоиконописной манере, где по краям изображения многочисленных учеников, а в центре он сам, благословляющий их кистью, в окружении двух дурачащихся «ангелов» – авторов сего произведения. Шутка шуткой, а говорят в этом кабинете как на духу, хотя никогда не забывают улыбнуться. – У нас в Саратовской области 82% учителей изобразительного искусства работают по вашей методике, – призналась преподаватель, методист Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования  Галина Гаврилова. – Но проблемы у нас те же, что и у остальных, – часы искусства сокращают, переносят во вторую половину дня.- У меня масса писем от школьных учителей, где они пишут, что директора отбирают у них часы по искусству, – согласился Неменский. – Хотя по закону эти уроки положены до 9-го класса, но мы каждый год боремся за то, чтобы они были. Уроки сокращают в пользу других предметов, начиная с 7-го класса. Другая проблема – по-прежнему искусство в школах часто преподают непрофессионалы. Ее и пытается решить наш центр – в этом году через годичные курсы повышения квалификации прошло около 700 учителей. Также есть совместный с Московским институтом открытого образования двухгодичный факультет переподготовки, а еще при центре открыт шестилетний факультет университета РАО по подготовке учителей изо. И с каждым годом потребность в профессиональных педагогах искусства только увеличивается. Приезжают на мастерскую Неменского и из-за границы, часто это наши бывшие соотечественники, распространяющие русские педагогические традиции за рубежом. – В Израиле нет традиции художественного образования, как в России, – поделилась с нами преподаватель студии изо Дома культуры израильского города Ашдота Мария Живова. – Там религия запрещает изображать человека или животных, поэтому развито в основном декоративное искусство. В итоге дети не умеют рисовать, их этому не учат. Ко мне ходят ребята не только из русскоязычных семей, но и израильтяне, и им нравится заниматься, потому что они видят, насколько масштабным, безграничным может быть искусство.Очевидно, что проблемы воспитания гармонически развитой личности не менее масштабны, чем высокие цели, которые Неменский ставит перед последователями: учитель должен стать практиком и культурологом искусства, а также сформировать в душе ученика иммунитет против обезличенной потребительской культуры.«Потребительское общество выдвинуло на первый план свободную личность. В качестве главной цели декларируется потребление благ», – справедливо пишет в своей книге «Педагогика искусства» Борис Михайлович. И приводит там же один из мощнейших инструментов формирования уровня самосознания такой «свободной» от духовных ценностей личности – телерекламу. Ведь она, прерывая даже высокохудожественный фильм в самый «переживательный» момент, незаметно для несформировавшейся психики юного человека внушает: «Все эти тонкие чувства,  сопереживание героям – отжившая чепуха и идиотизм, ты должен просто развлекаться, наслаждаться». Казалось бы, что тут могут сделать учителя, до сих пор нацеленные на передачу знаний по своему предмету и загруженные массой проблем? Неменский предлагает противостоять этому уплощению и упрощению личности именно российской традицией духовности искусства, для которого всегда было важно пробуждать чувства добрые и помнить о цене гармонии – слезинке ребенка. Нам в помощь особенность российского менталитета – «способность переваривать все иностранные влияния». Именно поэтому так важно сейчас сохранение искусства в школе. А может быть, стоит прислушаться к опыту японского среднего образования и увеличить часы на этот «всечеловеческий» предмет? А как вы думаете? Давайте продолжим обсуждение этой острой темы на страницах «Учительской газеты». Пишите нам о своем видении ситуации. фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте