search
main
0

Искусство познания

Московский конкурс исследовательских и творческих проектов

Институт педагогики и психологии образования МГПУ ежегодно в феврале – марте проводит Московский конкурс исследовательских работ и творческих проектов обучающихся колледжей и старших школьников «Искусство познания». Целью этого конкурса является развитие интеллектуально-творческого потенциала личности подраста­ющего поколения путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

 

Конкурс ставит перед собой задачи формирования у обучающихся колледжей и старших школьников представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности, стимулирования интереса обучающихся к гуманитарным и естественным наукам, содействия развитию творческой исследовательской активности обучающихся и формированию у них научной картины мира.

Стать участниками конкурса могут студенты профессиональных образовательных организаций (колледжей) и ученики 8‑11‑х классов школ. Причем принять участие можно как индивидуально, так и в составе творческого коллектива, состоящего не более чем из трех человек.

Сам конкурс проводится в один этап, но ему предшествует большая подготовительная работа: формирование методической комиссии конкурса и жюри, размещение информации о конкурсе на его официальной странице https://www.mgpu.ru/olympiad/iskusstvo-poznaniya/ на сайте Московского городского педагогического университета, информирование школ и колледжей, рассылка информационных писем, прием заявок на участие в конкурсе и самих конкурсных работ, формирование программы конкурса.

Безусловно, самой интересной частью конкурса является очный этап. На нем участники представляют результаты своих исследовательских работ и творческих проектов. Обычно свои выступления конкурсанты сопровождают презентациями. Все конкурсные работы – это результат творческой исследовательской активности самих участников, поддержанной их научными руководителями – преподавателями колледжей и учителями школ.

Оценивает участников конкурса компетентное жюри, сформированное из профессорско-преподавательского состава Института педагогики и психологии образования (ИППО) и обуча­ющихся по программам магистратуры и программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре ИППО. Неизменным председателем жюри конкурса является доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, директор Института педагогики и психологии образования А.И.Савенков. Также в жюри конкурса входят доктора и кандидаты педагогических, психологических и философских наук, кандидаты физико-математических, биологических и исторических наук. Такой состав жюри не случаен, ведь конкурс проводится по целому спектру исследовательских направлений:

– философия, культура и искусство;

– педагогика;

– воспитание и обучение детей дошкольного возраста;

– общая и социальная психология;

– возрастная и педагогическая психология;

– филологические дисциплины (русский язык, литература) и методика их преподавания;

– иностранные языки;

– математика и физика;

– информатика и информационно-коммуникативные технологии;

– естественно-научные дисциплины;

– теория и методика социально-культурной деятельности.

Впервые Московский конкурс «Искусство познания» Институт педагогики и психологии образования провел в 2014 году, а в 2022 году нашему конкурсу исполнилось 8 лет. На протяжении этого времени конкурс динамично развивался. Дистанционный формат открыл для нас новые возможности! Конкурс смог объединить творческую молодежь не только из Москвы, но и из разных субъектов Российской Федерации и других стран. Так, в последние два года в конкурсе приняли участие креативные, самостоятельные, инициативные юноши и девушки из России, Республики Беларусь, Узбекистана и Казахстана. Представили свои конкурсные работы участники из таких регионов РФ, как Новосибирск, Челябинск, Махачкала, Нижний Новгород, Владимир, Волгоград, Костромская и Калужская области, Чувашская Республика, Пермский край и, конечно, Москва и Московская область. Расширение географии конкурса имеет большое значение, так как это дает возможность молодежи узнать, что интересует ровесников из других регионов России и других стран, решение каких проблем является наиболее актуальным, что, по их мнению, нельзя игнорировать и к чему нельзя остаться равнодушным. Анализ тематики конкурсных работ участников показывает, что молодое поколение интересуется проблемами экологии и экономики («Экономия воды: забота об экологии и семейном бюджете», «Зеленая» логистика в решении транспортных проблем Москвы», «Лишайники – индикаторы чистоты воздуха»), здорового образа жизни и медицины («Молодежь выбирает ЗОЖ», «Витамин С от простуды», «Гигиена сна»), информатики и математики («Математика в жизни для жизни», «Геометрия в искусстве», «Разработка мобильного приложения AirNav для indoor-навигации по аэропорту и для поиска рейса», «Изу­чение новых языков программирования на основе Pascal»), возрастной и социальной психологии («Проблема низкой самооценки у подростков 15 лет», «Буллинг», «Новая реальность, преодоление последствий дистанционного общения»), филологии («Неологизмы в современном русском языке», «Современные методы в эпоху Интернета. Продвижение книги Джорджа Оруэлла», «Изучение английских слов в картинках, применяя технику ассоциаций и мнемотехнику»), философии и искусства («Философия российских мультфильмов», «Мастерская «Красная горка» и малая архитектура Геннадия Арбатского», «Каталог архитектурных стилей Перми») и, конечно, педагогики («Устарело ли образование в школе», «Организация работы педагогической лаборатории «Дети – детям», «Волонтерский класс в московской школе», «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования исследовательских умений у детей шестого года жизни»).

Число участников конкурса неизменно растет. Так, в 2021 году была принята 161 заявка на участие в конкурсе, а в 2022 году – 172 заявки. В этом году в рамках очного этапа конкурса одновременно работали 14 секций по основным направлениям исследований. Примечательно, что 48 участников конкурса подготовили свои работы по педагогическому направлению, в связи с чем было принято решение о функционировании сразу трех секций: «Педагогика: профессиональный выбор» – для студентов колледжей, «Педагогика: взгляд в будущее» – для старших школьников и общая секция «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста».

По мнению жюри, все конкурсные работы были выполнены на актуальные темы и имели практическую значимость, участники во время выступлений демонстрировали умение презентовать результаты своих исследований. Участники конкурса с наиболее завершенными, логически выстроенными исследованиями и проектами, свободно владеющие материалом, умеющие аргументированно отвечать на вопросы жюри, а если нужно, то и отстаивать свою точку зрения, стали победителями и призерами конкурса.

Статус победителя (1‑е место) и призера (2‑е и 3‑е место) в соответствии с правилами приема в Московский городской педагогический университет дает возможность получить дополнительные баллы при поступлении на образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата и специалитета.

Традиционно всем участникам мы говорим: «До новых встреч на конкурсе «Искусство познания»! Мыслите креативно, творите смело, находите вдохновение в том, что вы делаете!»

 

Юлия РОДИОНОВА, кандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики Института педагогики и психологии образования МГПУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте