Новое учебное пособие глазами подростка
Классик русской литературы Лев Николаевич Толстой говорил о том, что человек немыслим вне общества. Это высказывание актуально и сейчас. Действительно, каждому из представителей нынешнего молодого поколения рано или поздно предстоит вступить в самостоятельную взрослую жизнь. И стоит признать, зачастую именно искусство коммуникабельности отводит на второй план знания, полученные в школе, когда приходит время строить собственное будущее самостоятельно.
Лидерские качества, умение налаживать контакт с людьми, жизненная позиция, ораторское мастерство – все это приходит с жизненным опытом и поможет в дальнейшем каждому. Овладевать этими навыками нужно со школьной скамьи. Сегодня в нашей стране имеют место разнообразные молодежные организации. Но этого мало, ибо не каждый школьник питает интерес к общественной жизни.
Недавно у меня в руках оказалась книга «Я – лидер нового поколения». Подготовлен этот проект издательством «Просвещение». Автор пособия – Наталия Владимировна Долина – кандидат экономических наук, основатель и генеральный директор Европейского центра бизнес-коучинга. Сразу хочется отметить, что книгу эту изучать одному будет весьма проблематично, так как создана она как учебник, который пройти необходимо в команде. Пособие делится на четыре модуля, где автор пишет о том, как стать лидером, как собрать команду, добиваться поставленных задач и так далее. Если вы решитесь изучить книгу, то сопровождать вас будут два героя – мальчик и девочка, забавные такие человечки, что очевидно, школьники. Особое внимание стоит уделить рубрикам, которые являются своеобразным закреплением пройденного материала. Например, особенно мне понравился раздел «Диалог лидеров», который учит работать в команде и обмениваться мнениями. Каждое занятие начинается с цитаты великого человека. Мне очень запомнилась цитата русского педагога К.Д.Ушинского: «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья».
Но это все плюсы. А теперь о минусах, их в книге достаточно. Буду честен. Каждый для себя решает сам, но, как думаю я, все тезисы, изложенные в книге, достаточно растянуты. Все, что в этом пособии занимает 200 страниц, можно написать более кратко. Из-за такой растянутости порой хочется либо прекратить чтение, либо «пробежаться по диагонали». Очень много, на мой взгляд, лишних терминов. Я не понимаю, например, зачем перечислять и подробно расписывать виды лидерства.
Странная ситуация получается. С одной стороны, интересная тема. С другой – хоровод нудных научных определений. А ведь наверняка за плечами автора огромный опыт общественной и педагогической работы с молодежью, стоило бы привести пример из жизненного опыта, и в таком случае написанное стало бы более красочным и интересным.
И вот тут я позволю себе перейти к главному минусу. Пособие адресовано учащимся двенадцати лет и старше, фактически моим ровесникам. Но я в свои четырнадцать лет ничего нового из этого учебника не узнал. Да, как было сказано выше, учебник предназначен для группового обучения – это можно назвать причиной. Но причина не отменяет следствия. Сам по себе формат книги абсолютно не способен научить тому, на что претендует автор. Если бы я захотел научиться лидерству, созданию команды, достижению целей, я бы обратился к трудам иного плана, например мемуарам успешных предпринимателей, политиков и тому подобное. А непонятная терминология или, напротив, общепринятые фразы – этому можно научиться самому, без книги.
И еще. Есть молодые люди, которым она не будет интересна совсем по другой причине. Поверьте, я знаю, о чем говорю.
Мне, как и любому подростку, приходилось сталкиваться со многими компаниями. Каждый круг общения в подростковой среде имеет свои особенности. И не все эти особенности, не все компании вызывают уважение. Многие ребята (как раз те, кому четырнадцать и больше) не считают нужным совершенствоваться, заниматься чем-то полезным. В их понимании не модно быть успешным и достигать собственных целей. У них модно не иметь вообще никаких интересов, кроме того, как бесконечно гулять с друзьями, лазить по крышам многоэтажных домов или заброшенных зданий, а еще хуже – пить и курить. И я говорю только о своем городе. Россия же намного больше! По всей стране живут тысячи подростков, и туманно их будущее. Туманно не только потому, что они сами себя загоняют в ряды будущих неудачников. Книга? Саморазвитие? Путь к успеху? Лидер поколения? Да будьте уверены, ни один из них так и не доберется до этого труда! И хоть сотню напиши ярких, интересных книг на эту тему, есть ли смысл? Поздно. Как выражается мой дедушка, поезд ушел! Остается лишь надеяться, что с возрастом все встанет на свои места.
Но стоит ли делать вывод, что книга совсем бесполезна? Отнюдь. От нее может быть польза, но немного в другом ключе.
Школа часто берет на себя ответственность за предоставление знаний не только научного плана, но и жизненного, обывательского. К сожалению, зачастую это происходит только на словах. А пособие «Я – лидер нового поколения» вполне могло бы помочь образовательному и воспитательному процессу начальных классов. И, несмотря на минусы, у него есть шанс ввести моду на лидерство и активную жизненную позицию, искоренить представления о «прелести» бесполезного прожигания жизни в молодые годы, о котором я написал выше. Просто школьным педагогам и психологам нужно как следует ее проштудировать, чтобы излагать ее понятным для детей языком. И если относиться к этому ответственно, найти подход к ребенку, возможно, просочится луч света – надежда на то, что в будущем он станет не бездарным разгильдяем, а успешным человеком со своей позицией и лидерскими качествами.
Искренне желаю автору успехов в дальнейшей работе! Я прекрасно понимаю: создание учебников по воспитанию детей и подростков – дело трудное, но благородное и полезное.
Наталия Долина. Я – лидер нового поколения. Учебное пособие. – М. : Просвещение, серия «Лидерство», 2020.
Максим ПЕТРОВ
Комментарии