Музыка в буквальном переводе с греческого – искусство муз. Путь к вершине в нем для военных музыкантов проходит через Московскую военную консерваторию. Это единственный в мире вуз, готовящий военных дирижеров – руководителей военных оркестров и ансамблей песни и пляски с высшим музыкальным образованием. Мы попросили рассказать о вузе и его питомцах начальника Московской военной консерватории, заслуженного артиста России, доцента полковника Сергея Грязнова. Он родился в Чапаевске Куйбышевской (ныне Самарской) области в семье рабочих. Окончил музыкальную школу, музучилище, Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Служил военным дирижером, начальником – художественным руководителем ансамбля песни и пляски Уральского военного округа, начальником военно-оркестровой службы Приволжского военного округа. В 1998-2001 гг. возглавлял Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории. С 2001 г. – начальник Московской военной консерватории.
– Сергей Геннадьевич, сколь давние корни у военно-оркестровой службы?
– Музыка в военном строю – огромная сплачивающая и вдохновляющая сила. Возникновение духовых оркестров связано с реформами Петра I, создавшего в 1711 г. военно-оркестровую службу. А идею подготовки военных капельмейстеров с высшим музыкальным образованием выдвинули музыканты дореволюционной России – морской офицер императорского флота Н.А. Римский-Корсаков и основатель первой русской консерватории А.Г. Рубинштейн.
– Что собой представляет ваш уникальный военный вуз, выпускающий офицеров, главное «личное оружие» которых – не пистолет или кортик, а дирижерская палочка и партитура?
– История Московской военной консерватории началась в ноябре 1935 г., когда по приказу наркома обороны СССР был сформирован военный факультет Московской государственной консерватории. Сегодня наш вуз – государственное образовательное учреждение высшего профессионального, а также послевузовского и дополнительного профессионального образования.
– Какие кафедры обучают будущих военных дирижеров?
– Учебный процесс в нашей консерватории организован в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов России. У нас 8 кафедр: военно-дирижерская, военно-оркестровой службы, инструментов военных оркестров, инструментовки и чтения партитур, фортепьяно, теории и истории музыки, а также гуманитарных и социально-экономических дисциплин и, конечно, кафедра общевойсковых дисциплин.
После пяти лет обучения наши выпускники получают специальность дирижера-руководителя военно-духового оркестра, погоны лейтенанта и направление в военные оркестры Министерства обороны и других силовых ведомств. Сейчас только в Минобороны около 300 творческих коллективов, где служат наши выпускники. А тем из них, кто показал высокие результаты в учебе, мы предоставляем право продолжать обучение в нашей адъюнктуре.
За неполные 70 лет наш вуз подготовил более 3000 офицеров с высшим специальным образованием. Из них около 300 офицеров получили звания заслуженных деятелей искусств, артистов, работников культуры, более 30 стали народными артистами СССР, союзных республики и России.
– Для чего предназначено специальное отделение вашего вуза? Кого оно готовит?
– Специальное отделение Московской военной консерватории ведет свою историю с сентября 1956 г. За это время военно-музыкальное образование получили свыше 100 представителей более 30 стран Европы, Азии и Африки. Многие из них возглавляют ведущие творческие коллективы своих стран.
Сейчас в специальной группе учатся военнослужащие из Белоруссии, Таджикистана, Казахстана и даже из далекого африканского государства Кабо-Верде. У них есть возможность посещать лучшие театры, музеи, концертные залы, мастер-классы профессоров Московской государственной консерватории и Государственного музыкально-педагогического института.
– Творчески одаренному человеку нужны возможности для самовыражения, требуется внимание публики. Есть ли у ваших курсантов возможность блеснуть своими способностями вне стен консерватории?
– Самый молодой наш творческий коллектив – ансамбль ударных инструментов «Фиеста». Молодой как по времени своего создания, так и по возрасту участников. Вместе с тем его популярность огромна. Ни один гала-концерт российских мастеров искусств, в том числе и на президентском уровне, не обходится без выступления этого ансамбля. А создал и руководит этим ярким коллективом полковник Виктор Аникин – известный в России педагог и популярный солист на всевозможных ударных инструментах. Все участники ансамбля – его ученики. В декабре 2000 г. на первых «Дельфийских играх» в Москве «Фиеста барабанов» была удостоена звания дипломанта.
Один из самых популярных и оригинальных армейских музыкальных коллективов в России и за ее пределами – наш оркестр курсантов. Ему присущи высокое исполнительское мастерство, яркость и свежесть концертных программ, основу которых составляют произведения П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, С.В. Рахманинова, современных российских композиторов. Наши курсанты выступали в Бельгии, Германии, Дании, Италии, Франции.
Уникальность этого творческого коллектива в том, что его исполнители – будущие военные дирижеры. Они привносят в звучание оркестра свое собственное видение произведения, частичку души. И относится это не только к концертным программам, исполняемым в престижных концертных залах Москвы, но и к выступлениям на площадях и стадионах – плац-концертам. При подготовке программ плац-концертов музыканты оркестра активно участвуют в разработке сценария, строевых и хореографических движений, нередко предлагают свои аранжировки и обработки музыкальных номеров.
Можно еще много рассказать о наших творческих коллективах. Ведь на базе консерватории существуют пять курсовых оркестров, большой концертный оркестр, биг-бэнд, сводный хор курсантов, несколько разножанровых ансамблей и великолепные солисты-инструменталисты. Не случайно Московскую военную консерваторию журналисты и специалисты давно окрестили «военной филармонией».
– Кто может поступить в военную консерваторию и что для этого требуется?
– Мы принимаем тех ребят, которые окончили музыкальное училище и имеют навыки игры на одном из инструментов духового оркестра, желательно, чтобы они участвовали в конкурсах и фестивалях.
Кандидаты проходят медицинскую комиссию, социально-психологическое, психологическое и психофизиологическое обследования, сдают экзамены, в том числе по дисциплинам: инструменты военного оркестра, дирижирование, а также письменный и устный по гармонии, сольфеджио, письменный по русскому языку и, наконец, по физподготовке.
– А как, например, проходит вступительный экзамен по дирижированию?
– В форме выступления абитуриента перед членами комиссии. Он должен продирижировать подготовленное по собственному выбору музыкальное произведение в исполнении концертмейстеров на фортепиано. При этом надо раскрыть идейно-образное содержание музыкального произведения, добиться убедительной фразировки, показать степень владения основами техники дирижирования и проявить исполнительские качества – дирижерскую волю и самообладание, эмоциональность и артистичность, чувство метра, ритма и темпа.
Но и это еще не все. Кандидат должен ответить на вопросы, связанные с исполненным произведением и его автором, проявив знания в области музыкальной формы, стиля, жанра и истории музыки. Определить на слух метрическую структуру музыкальных фрагментов, исполняемых на фортепиано, и включить их в дирижирование. Уметь интонировать голосом тематический материал исполняемого произведения.
– Наверное, далеко не каждый музыкант выдержит подобные испытания?
– Да. Конкурс у нас большой, поступить сложно, но учиться интересно.
Комментарии