Время разбрасывать камни прошло. Уже даже меркнет слава той – советской – системы образования, но и крах ее (по факту, что скрывать) не был предопределен. Это сотворили мы сами.
Смотришь на нынешнее высшее образование, и как у Высоцкого: «Мишку мучает вопрос, кто тут враг таинственный?». Ведь все есть! Академических знаний профессора, блестящие доценты пусть не полноводная река, но ручеек, приносящий свежую воду, молодых специалистов.Денег, скажете, нет? Может быть. Но и не был никогда преподаватель стяжателем. Все, конечно, хотят материальных благ. Но ведь каждому по труду – правильно? Значит, работаем! Вдохнул и – больше ежедневной нагрузки у доски, еще больше дипломников, лекции без перерыва, лабораторные без отдыха. Выдохнул? Дальше работай! При наличии фундаментальных знаний, специальных умений, прекрасных навыков в своей профессиональной области мы совершенно забываем, что обучение имеет свои – неявные, оттого имеющие более тяжелые последствия их нарушения законы. А ведь машиностроителей, химиков, геологов не учат педагогике. Нам не объясняют основных принципов методики преподавания специального предмета. И в аспирантуре, несмотря на наличие педпрактики, этому тоже не учат (пока, надеюсь). А потом классные специалисты приходят на лекцию, семинар, практическую работу, коллоквиум – и личные компетенции «не играют»! И, по сути, мы уподобляемся опытным охотникам, оставшимся вечером без фонаря. Дорога известна, а следов не видно – вот и блуждаем в поисках. В поисках правильного построения курса, верного лекционного изложения, актуального лабораторного сопровождения. В поисках правильного воспитания, наконец! Но у нас (на инженерном факультете РУДН) на занятиях такие же дети, какими они были в школе. И прав, тысячу раз прав был С.Соловейчик: «Детей надо не воспитывать – с детьми нужно дружить». Думаю, что именно необходимость развития методики преподавания специальных дисциплин и налаживание дружеских отношений (в самом высоком смысле слова) со студентами и делают педагогику (особенно в высшей школе) наукой будущего.Для повышающей волны развития общества основой любых изменений в смежных (имеющих равную социальную направленность) с образованием областях должны быть воззрения педагогики. Ведь педагогика – это не только наука, а в равной мере искусство! Искусство преобразовывать – улучшая, разъединять – усиливая каждую часть, сочетать – увеличивая. Это искусство миловать и казнить, возвышать и ниспровергать. Но прежде всего – миловать, возвышать, созидать! Педагогика должна стать образом мыслей и действий. Через линзу ее сомнений надо пропускать все социальные, воспитательные, образовательные, управленческие идеи. К неисчерпаемой чаше ее знаний нужно припасть, чтобы не потеряться в безумном вихре творящейся истории нашей многострадальной Родины. Педагогики негаснущий факел следует поднять, чтобы гордились нами отцы и деды, чтобы наши дети видели не слова, но дела!«…Будущее не предопределено. Нет судьбы кроме той, которую мы творим сами». По-другому и быть не может. Пришло время собирать камни. Игорь СОКОЛОВ, заместитель декана инженерного факультета по научной работе РУДН
Комментарии