search
main
0

Искусство и культура Усовершенствовать можно даже осла

…И шерсть кошки
Светлана Василевич, учитель черчения из города Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа, продемонстрировала урок в 8-м классе “Чертежи в системе прямоугольных проекций”. Ребята – конструкторы детских игрушек. Две группы делали из ватмана пирамиды, третья – ракету. Ученики работали в технике аппликации, использовали простейшие геометрические тела, разложенные на столах. Каждая “игрушка” состояла из трех-четырех фигур. На творческую работу отводилось шесть минут.
Восьмиклассники показывали учителю свое изобретение и объясняли, из каких геометрических фигур состоит склеенная игрушка и какой чертежный принцип они использовали.
Преподаватель технологии из Екатеринбурга Алексей Крылов (именно он стал “Учителем года России-2001”) провел с семиклассниками занятие на тему “Разработка конструкции изделия”. Объектом для тренировки конструкторской мысли школьников учитель выбрал осла. Почему именно его? Животное пусть и не очень умное, но зато терпеливое и выносливое. Что изобретатель решил сделать с этим транспортным средством и почему? Он добавил ему хвост акулы, крылья колибри, панцирь от черепахи и гриву льва. В данном случае изобретатель пользовался методом совмещения свойств и элементов других объектов.
Учитель предложил ребятам почувствовать себя в роли сотрудников конструкторского бюро. “Каждый из вас должен понимать, что всякая мысль, даже самая смешная, не должна пропасть даром. А для этого ее надо зафиксировать – записать”. Предположим, часовой завод объявил конкурс для конструкторских бюро на лучшую разработку часов “Командирские”. Для их усовершенствования предложено использовать качества трех объектов: цветов, алмаза и… кошки. Что можно предложить часовому заводу? Чтобы стекло было твердым и прозрачным, надо использовать свойства алмаза. Цветы – это красота и аромат. А какой элемент заимствовать у кошки? Шерсть. Мех или шерсть можно использовать для смягчения и утепления обратной стороны наручных часов. Любое решение опирается на четкие технические требования. На материальные, профессиональные, экономические возможности. Можно ли научиться изобретать и решать творческие задачи? Или это доступно только избранным? Ответ школьников – можно. Надо только научиться правильно обрабатывать информацию, оригинально мыслить, и можно будет найти множество решений и приемов, позволяющих решить сложную техническую задачу.

Светлана ВАСИЛЕВИЧ, на этот раз без циркуля

Тяжело в ученье – легко в бою
Инструктор по плаванию из ижевского детского сада N278 Ирина Большакова провела с дошколятами показательный урок в бассейне.
Занятие прошло динамично и весело. Детишки с удовольствием барахтались в воде. Для тренировки задержки дыхания под водой учитель использовала хоккейные шайбы и кистевые эспандеры. Дошколята доставали со дна кто по одному, а кто и по два-три предмета. Потом по очереди ныряли в обруч, с ныряльной доски прыгали “солдатиками” в воду через специальный коврик, стоя на досточках из пенопласта, пытались как можно дольше удержать равновесие… Над головами ребятишек Ирина Александровна раскачивала большой надувной мяч, и они с радостным визгом выпрыгивали из воды, чтобы дотронуться до него…
В раздевалке после водной процедуры Большакова спрашивала детей: что “свободным рыбкам” понравилось больше всего? “Рыбки” весело отвечали: плавать, прыгать, нырять. На память о встрече с московскими дошколятами инструктор по плаванию вручила медальки в виде ярких дельфинчиков…
Суворовскую “науку побеждать” надо осваивать не только в армии или в военном училище. Ее основы должны закладываться в школе и на уроках по ОБЖ, и на занятиях по физкультуре.
Слова великого русского полководца “Тяжело в ученье – легко в бою” стали девизом конкурсного урока, который провел учитель физкультуры из города Родники Ивановской области Александр Масов. Его занятие с парнями-старшеклассниками были не чем иным, как 40-минутным курсом молодого бойца. Построив юношей в одну шеренгу, учитель обратился к ним с напутствием: “Каждый из вас должен следовать лучшим традициям русского воинства, закалять свой дух, волю, защитить свой дом, свою Родину от захватчиков и террористов. А это достигается обучением и тренировкой”.
Занятия сопровождались патриотическими песнями и музыкой. Вводная часть урока началась со строевых упражнений. Они плавно перетекли в ходьбу, в прыжки и в бег по площадке. Парни преодолевали своеобразную полосу препятствий: пролезали под гимнастическим конем, перепрыгивали через гимнастического козла и через скамейку. И все это чередовалось с обычным бегом. Вводная часть завершилась проверкой знаний, связанных с российской историей. Старшеклассники разошлись по площадке, а Александр Руфович показывал им таблички с датами знаменательных событий. 1237-й – начало татаро-монгольского нашествия на Русь, 1242-й – Ледовое побоище, 1380-й – Куликовская битва, 1812-й – Отечественная война с Наполеоном Бонапартом…
Захватывающе прошла основная часть урока. Класс разделился на 3 команды, и началась эстафета. Ребята пробегали с 16-килограммовой гирей в руках в другой конец зала, делали 5 кувырков вперед и возвращались с грузом обратно. В положении “упор лежа” передвигались прыжками, “муравьиным бегом”. Отжимались, делали упражнения для брюшного пресса.
Потом ребята облачились в приготовленные для них камуфляжные куртки, и началась демонстрация приемов самообороны. Парни тренировались правильно страховаться при падении на спину, при броске через бедро. Учились делать “заднюю подсечку” и болевые приемы.
Заканчивая урок, Александр Масов поблагодарил старшеклассников за их усердие и упорство. На память о конкурсном уроке учитель подарил юношам солдатские кепи, которые шьют на ивановской земле. И призвал всегда помнить слова великого полководца: “Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом”.
Михаил БОНДАРЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте