search
main
0

Искусство и культура Это сладкое слово – свобода

Есть такая притча (ее многие знают): однажды повстречал мудрец человека, везшего тележку камней. “Что ты делаешь?” – спросил он. “Перевожу камни”, – ответил тот. Мудрец кивнул и двинулся дальше. Навстречу – другой с тележкой, полной камней. “А ты что делаешь?” – задал он тот же вопрос. И услышал: “Зарабатываю деньги”. Хорошо, согласился мудрец и тут увидел третьего человека. “Я строю храм”, – убежденно ответил он. И мудрец улыбнулся.

Направо пойдешь…
Эту притчу при защите своей педагогической концепции рассказал московский учитель психологии Андрей Милехин. И подчеркнул:
– Школьный учитель, на мой взгляд, должен иметь жизненную позицию именно того третьего, который строит храм. Иначе говоря, учитель идет в школу, чтобы строить храм в душе ребенка. Это есть главное его предназначение.
– Учителя психологии часто путают со школьным психологом, – продолжил он. – Но у нас разные задачи. Психолог решает детские проблемы, помогает ребенку (и часто всей его семье) выйти из трудной ситуации, работая при этом с негативом. Проблема, трудная ситуация – это ведь негативная сторона жизни.
Учитель же психологии призван работать на позитиве, обучая ребенка предварять сложные жизненные моменты, искать и находить верные решения проблем еще до их возникновения. Не во время беды, не после того, как она обрушилась, а опережая ее. Иначе говоря, учитель психологии формирует у детей высокую культуру науки управлять собой. Достижение этого невозможно без ощущения внутренней свободы. Видимо, поэтому Андрей Милехин выбрал такую тему своего конкурсного урока в 11-м классе: “Свобода выбора как проблема развития личности”.
Жизнь человека проходит в самых разных сферах: экономической, политической, нравственной, религиозной, личной. Соответственно этому понятие “свобода” тоже обнаруживает несколько сторон и проявляется как свобода слова, свобода личности, свобода вероисповедания, свобода выбора… (А ведь еще совсем недавно человек рассматривался как совокупность общественных отношений, как элемент производительных сил, представитель тех или иных общественных классов).
Между тем “личность – носитель свободы” – эта мысль звучала на уроке Милехина как главная. Внутреннее содержание личности – итог внутренней работы ее самой. Известная формула свободы как “познанной необходимости” недостаточна, чтобы объяснить проявления самостоятельности человека. Быть или не быть. Бороться или покориться. О человеке судят по тому, какой он сделал выбор. Сам!
Андрей Милехин показал классу картину Васнецова “Витязь на распутье” и предложил разбиться на группы – в зависимости от того, что выбирают ребята в качестве символа свободы: камень, дорогу или витязя. А затем объяснил, как называются аспекты их выбора: когнитивный, то есть познаваемый, выполненный разумом (камень, на котором написано: “направо пойдешь…” и так далее), деятельный (дорога), личностный (витязь). Несколько ребят выбрали в качестве символа ворона, что квалифицировали как свободу выбора плюс ответственность. Отсюда начался разговор о том, насколько свободен свободный выбор. И чем он определяется. Каков внутренний механизм свободного деяния человека. Каким образом разрешаются конфликтные ситуации, когда человек взаимодействует с внешним миром.
Далее Милехин предложил ребятам психологическую игру. Нужно было постоянно выбирать: 100 тысяч долларов или здоровье, поездка в Америку или друзья, год обучения в Европе или пять лет без болезней. И так далее, вариантов было предложено много.
Что определяет выбор человека? Система ценностей. Возможности. Обстоятельства. Мнения окружающих. Состояние человека на данный момент: настроение, самочувствие, желание. Класс понял: встает вопрос о нравственной оценке выбора. А критерием такой оценки служит объективное содержание тех ценностей, которые лежат в основе выбора. Иначе говоря, при оценке выбора надо учитывать моральную меру свободы – степень ответственности перед самим собой и другими людьми. Иерархию ценностей человек выстраивает сам.
– Что нового узнаем на уроке? – спрашивает в конце Андрей Викторович.
Поняли, в чем смысл выбора. Каковы его аспекты. Заглянули внутрь себя. Задумались о жизни, ответили ребята. А когда они сделали вывод, мы поняли, что за свои поступки отвечаем сами, потому что выбор наш был свободным, Милехин улыбнулся. Урок достиг своей главной цели. Определяющие принципы понимания свободы – это, во-первых, возможность самостоятельного, ненавязываемого выбора в соответствии с внутренними убеждениями и интересами. Во-вторых, мобилизация воли на практическую реализацию своего выбора. И, в-третьих, осознание ответственности за него.
…Нет, недаром Милехин считает, что учитель идет в школу строить храм в душе ребенка.

Музыка народа моего
Мудрые японцы говорят, что ничто так дурно не влияет на душу человека, как плохая музыка.
Следовательно, хорошая – ее возвышает. Убедиться в этом можно было на уроке Виктора Шумилова “Музыка моего народа” в 4-м классе. Виктор Петрович – учитель молодой. Всего лишь два года назад закончил музыкальный факультет педагогического университета в Чебоксарах. На конкурс приехал из чувашского села Красноармейское. Приехал не один. На конкурсном уроке за него болела наставница Надежда Витальевна Никитина. Она и рассказала мне, что Красноармейская средняя школа, где работает Шумилов, носит звание “Школа радости”, поскольку стала лауреатом республиканского конкурса “Школа года-2000” именно в этой номинации.
Радость – главное чувство, что разбудил в детях на конкурсном уроке в Москве Виктор Петрович. Потому что они увидели перед собой веселого, энергичного учителя с баяном в руках. На доске они прочитали незнакомые слова: “масмак”, “шапар”, “тухье”, “шахлич”. (Забегая вперед, скажу, что Шумилов, конечно же, объяснил в ходе урока, что они обозначают в переводе с чувашского).
“От улыбки станет всем светлей…” – запели вместе с учителем четвероклассники. “А когда человек поет?” – спросил он затем. “Когда ему весело. На празднике”, – ответили дети. “Верно! А если я вот что сыграю “А я по лугу, а я по лугу, я по лугу гуляла…” – где такие песни поют?” – “В хороводе”. “Ну так пошли все в хоровод!” – пригласил учитель. Малыши с явным удовольствием взялись за руки, пошли по кругу. “Как вы думаете, какой народ создал хоровод?” – “Русский”. – “А я приехал к вам из Чувашии. У моего народа есть замечательные песни”.
Виктор Петрович включил запись. Ребята слушают красивую, лиричную мелодию, многие покачивают головой в такт музыке. “Эта песня – душа моего народа”, – говорит учитель. – Мой прадед был гармонистом. Ходил по деревне, играл, будоражил народ, шумел. Потому и фамилия у нас такая – Шумиловы. А что знаете о своих прадедушках вы, ребята?” “Мой воевал”. “А у меня два деда и две бабушки”. “А мой умеет песни петь. Он в Киеве живет” – сообщают ребята.
– А моя прабабушка, – продолжает учитель, – носила вот такой красивый головной убор и такое красивое украшение из монет. Ну-ка, Марина, примерь. А вот в таких платьях наши девушки в древности водили хороводы. 450 лет Чувашия вместе с Россией. Народ мы независимый, но вне России жизни не представляем. “У моей России – длинные косички. У моей России – светлые реснички” – вот какую песню любят петь чувашские дети в моем классе.
Ребята подхватывают песню. Поют очень искренне. Разводят руками, притопывают. Жюри тоже не утерпело: слова-то песни крупно написаны на стенде, видно даже с задних парт. Затем и гости подхватывают.
– Ну коль всем так весело стало, – улыбается Шумилов, – создадим оркестр народных инструментов: тебе ложка, тебе бубен, тебе трещотка, тебе губная гармошка… И-и, начали! Ребята дружно заиграли.
Давненько я не испытывала такого подъема сил, такой радости. Ноги сами стали притопывать, плечами повожу… Глянула на Виктора Шилова, победителя Всероссийского конкурса в 99-м году, учителя музыки из Челябинска. Тот выстукивает ладонями по столу. Вот тебе и суровый член жюри.
– …Слушай, останавливает меня знакомый журналист из серьезного, но непедагогического издания, когда я пытаюсь в красках рассказать ему, что происходило в номинации “Музыка, изо, психология”, ну вот разъедутся они все по своим школам. Будут они там петь, плясать, сказки рассказывать? Или начнется серая будничная школьная жизнь?
Я призадумалась. Может, и так, ведь не на каждом уроке, в самом деле, спектакли разыгрывать. Но нет, не пройдет даром для них этот конкурс. Каждый из учителей, уроки которых я видела, а это и волшебный урок Сергея Ивахненко “Секреты акварельной краски”, что рисует сама, достаточно только намочить бумагу водой, и строго выверенный урок Яны Сунцовой “Взаимодействие музыки и литературы”, и загадочная тема “Древние образы” в народном искусстве, символика цвета и формы. Древо жизни на уроке изо Виктории Мороз, и увлекательная тема “Песенность в вокальной и инструментальной музыке” на уроке Натальи Наказной, так вот все эти учителя вне сомнения – личности творческие. А талант, как известно, он и в Африке талант.
Светлана ЦАРЕГОРОДЦЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте