Очень жаль, что многие профучилища, сделавшие продуктивную деятельность детей основой воспитания и образования, создавшие новые детские структуры самоуправления и хозяйствования, не смогли побывать на Втором международном конкурсе имени Макаренко и на великолепной конференции в Ессентуках, которая стала не только уроком организации детской жизни, но и зарядом бодрости, смелого творчества, оптимизма, эмоциональным и духовным обновлением для всех ее участников – от мастера производственного обучения до академика РАО.
Пожалуй, стоит начать с выставки, заполонившей холл знаменитого санатория «Россия», где проходила конференция.
С утра народ, съехавшийся от Владивостока и Якутии до Белгорода и Калининграда, Крыма и Полтавы, толпился вокруг самых разнообразных стендов и экспозиций, на которых представлены были безупречные школьные пиджаки для мальчиков, каких в городе-миллионере на знаменитых швейных фабриках не сыскать. Были здесь и платья для школьного бала, и школьная мебель, и эксклюзивные кондитерские изделия и консервы, а также национальный орнамент искусно выполненных сварщиками-волшебниками ворот, заборов, решеток, флюгеров и прочих украшений жилища… Все, что нужно для уютного счастливого дома. И у каждого раздела табличка «НАЗРАНЬ. ПУ № 1.».
Отдельная экспозиция – музейная – особенно привлекала детей разных школ, приехавших на экскурсии и концерт: здесь была представлена прекрасная и мудрая история Ингушетии в национальных ремеслах и народных промыслах.
Секрет и особенность у этого училища в том, что создали его энтузиасты и патриоты буквально «из ничего». Педагогика, лишенная лицемерия и насилия; вот над чем стали думать педагоги Назрани, объединившиеся вокруг незаурядного человека – директора Юсупа Иссаевича Арапиева, выпускника Грозненского педагогического института, закончившего ради своей идеи еще и сельскохозяйственный институт в Ставрополье. Он был убежден, что не всякий труд воспитывает и развивает человека, а только любимый, интересный, общественно полезный, ориентированный на перспективные технологии. Не все с ним соглашались. Но были у него и горячие сторонники.
Беженцы в это время селились, кто как мог. Юсупов работал в Министерстве сельского хозяйства и убедил президента Ингушетии создать училище. Взяли в аренду землю, по свалкам стали собирать технику, объединили детей и взрослых. Это было очень непросто на фоне постоянных утрат и недоверия. С мальчишками разговаривали с каждым отдельно: любишь на машине гонять, приходи к нам. Девочек завлекали возможностью сшить дешевую и модную юбочку. Ни о какой учебе первое время не говорили, чтобы не отпугнуть давно забывших о школе подростков.
Нашли человека с собственным автомобилем: приходи мальчишек поучить вождению. Вторую машину эти мальчишки потом сами собрали по свалкам да так ее возродили, что ГАИ не к чему было придраться: стали на ней в свободное время платные услуги населению оказывать, деньги для училища зарабатывать. Сегодня автовождению обучаются и 17 девочек. Сварщика тоже со своим сварочным аппаратом пригласили – настоящего художника, на работу которого сбегались посмотреть как на концерт. Так же было и с трактористами, и со швеями. Пригласили женщину со своей швейной машиной, она девочек обучила, они всех знакомых начали обшивать… А уж на художественную сварку и всякую работу с металлом мальчишек набралось предостаточно. Это в Ингушетии искусство древнее, семейное.
– Первый наш набор был без экзаменов и конкурса, – вспоминает преподаватель Любовь Абукаровна, чей 30-летний педагогический стаж работы с детьми научил ее находить общий язык с каждым подростком. – Одних уговаривали: «Приходи посмотреть». Других: «Приходи помоги». В развалинах бывшего совхоза стали обустраивать училище, облагораживать территорию. Те, кто согласился заниматься и подал заявление, стали штукатурить, белить и красить – никто не называл это учебой. Мы все вместе – ученики, педагоги, мастера, родители – строили среди разрухи свой прекрасный дом.
Увлекшихся искусством ремесла ребят потихоньку стали возвращать в русло общего образования: для этого надо было изучить пробелы каждого и составить индивидуальные планы образования. Итог – почти четверть выпускников продолжают образование в высших учебных заведениях и колледжах. Шесть искуснейших в своем ремесле остались работать в училище: можно уже говорить о своей школе. Треть ребят – отличники, а еще треть учатся без троек. Чтобы достичь такого волшебства, почти половина педагогов и мастеров училища сами учатся в вузах, получая иногда второе высшее образование.
– Кроме основных занятий наши дети ежедневно заняты в кружках, конкурсах, фестивалях, праздниках для населения, – рассказывает Любовь Абукаровна. – Наши ребята стали победителями многих республиканских соревнований и обладателями кубков среди вузов, техникумов и ПУ. Победили на республиканском фестивале студенческого творчества, в республиканском творчестве «А ну-ка, девушки!». В училище сейчас функционируют современные кондитерский, столярный, сварочный цехи, прекрасная швейная мастерская, где ребята осваивают коллективный труд. Летом всех объединяет работа в поле. И планируют свою жизнь воспитанники сами – через самоуправление, которое, кстати, коллективно определяет коэффицент трудового участия каждого в коллективном труде. В училище действует теперь экспериментальная программа «Профессиональное самоопределение молодых специалистов».
Участники Международной конференции и Международного конкурса имени А.С.Макаренко, проходившего в Ессентуках, были ошеломлены национальными танцами и хореографическими композициями «пэтэушников» из Назрани: столько изящества, благородства, достоинства и высокого искусства было в каждом движении. Праздник самой человечности – щедрой и радостной. Вечером юные артисты в своих национальных костюмах на собственном автобусе уехали домой. Уехали, чтобы творить бодрую и разумную жизнь, как это делает коллектив «самозародившегося» первого училища.
Назрань
Комментарии