search
main
0

Искусство дружелюбия

B умении позитивно относиться к людям и миру

Общество нуждается в людях, способных самостоятельно мыслить, убеждать и побуждать других к действию словом. От коммуникативных умений во многом зависят и личные успехи, и успехи общества в целом. Проблема развития культуры речи и способностей к общению одна из самых актуальных в современном образовании.

Современный мир сложен и противоречив. Нас окружают новейшие технические достижения, практически безграничные возможности для развития человека. Но вместе с тем растет дефицит общения, часто люди одиноки, лишены системы нравственных ценностей, живут бедной духовной жизнью. Многие выпускники школ затрудняются выступать перед большой аудиторией, участвовать в дискуссиях, вежливо попросить или отказать, что-то посоветовать, оценить, сделать вывод.

Человек – существо социальное, он не может не общаться. Таким образом, коммуникация – один из основных видов деятельности людей на протяжении всей жизни. Эффективному общению можно научиться, коммуникативные компетенции вырабатываются практикой.

В 2016 году начал свою работу проект «Новый педагогический класс в московской школе», ориентированный на формирование компетенций для будущей работы в системе «человек – человек». Образовательные программы такого класса как раз и формируют необходимые компетенции: во время учебы ребята привыкают работать инструментами психологии общения, риторики и социологии для профессиональной и личной успешности. Из такого класса выйдут будущие учителя, менеджеры, журналисты, юристы, экскурсоводы, то есть специалисты, которым по работе нужно будет много общаться с людьми.

В учебный план этого направления введен предмет «Риторика», направленный на формирование коммуникативных (речевых) умений. На уроках осваивают не только ораторское искусство, культуру речи, здесь учатся общаться, вырабатывают уверенность в себе, умение воздействовать на окружающих. Риторика помогает школьнику совершать меньше ошибок и тем самым избегать стрессов, позитивно относиться к людям и миру.

Коммуникативные компетенции развиваются и во внеурочной деятельности, на занятиях по осмысленному чтению, где ребята учатся максимально точно и полно понимать содержание текста, осмысливать извлеченную информацию. При вдумчивом чтении работает воображение, человек активно взаимодействует со своими внутренними образами и сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, у него развивается устная речь и (как следующая важная ступень развития) речь письменная.

Полученные навыки ученики педагогического класса используют при проведении уроков и мероприятий в начальной школе, классных часов в среднем звене. Благодаря умению правильно говорить десятиклассники прошли на заключительный этап олимпиады «Умения XXI века», чемпионата по триатлону лидерских компетенций Soft skills-2035, провели открытый урок для московских школьников и педагогов, участвуют в мероприятиях в творческих конкурсах и олимпиадах, занимаются проектной и исследовательской деятельностью.

Человеку будущего, безусловно, необходимо хорошее образование, но не менее важным слагаемым успеха является умение общаться. Коммуникативные навыки необходимо развивать с детства, чтобы, став взрослыми, вчерашние школьники умели чувствовать и контролировать свои эмоции, выстраивать конструктивный диалог, работать в команде.

Мария БАУЛИНА, учитель русского языка и литературы, классный руководитель педагогического класса школы №2083

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте