search
main
0

Искусство для души

Как научить детей любить прекрасное? Отличать красивое от безвкусного, доброе от дурного? Знать и ценить культуру своей страны и культурное наследие мировых цивилизаций? И наконец, как решиться творить самому? Для ответа на все эти вопросы вводится сегодня в школах предмет «Мировая художественная культура». МХК – это попытка «одухотворить» наше образование. Насущную потребность в этом чувствуют и учителя, и родители, и сами дети. Поэтому этот предмет, обязательный только в старших классах, во многих школах начинают преподавать уже пятиклассникам. Как правило, ведут эти уроки учителя-энтузиасты, сами увлеченные историей культуры и искусства. Для них, а также для всех школьников, настоящим подарком стала линия учебников по МХК Галины Ивановны Даниловой, выпущенная издательством «Дрофа».

Добротные, хорошо и щедро иллюстрированные учебники уже сами по себе являются произведениями искусства. Каково же их содержание и как по ним работать? Об этом наш разговор с их автором кандидатом педагогических наук, заслуженным учителем России, учителем-филологом, преподающим МХК в школе №1692 (директор школы Анна Владимировна Ясинова) Зеленоградского АО города Москвы, Галиной Ивановной ДАНИЛОВОЙ.

– Галина Ивановна, программа вашего курса «МХК» и ваши учебники рассчитаны на изучение предмета с 5 по 11 класс. По привычной нам логике я думала, что в 5 классе дети изучают культуру древнего мира, а в 11 – современную культуру. Но когда я открыла учебник, то поняла, что это далеко не так.

– Приобщение детей к миру прекрасного не должно состоять только в изучении истории искусств. Мы рассматриваем знакомство детей с мировой культурой как постепенный процесс, который строится с учетом психологических и возрастных особенностей детей. Первое соприкосновение с искусством (5-7 класс) происходит на чувственном уровне. Затем на втором этапе (8-9 класс) мы подходим к осмыслению основных законов развития искусства. И затем в 10-11 классах, когда мы проходим весь материал на новом витке, у детей в сознании уже возникает целостная художественная картина мира. То есть если в 5 классе мы говорим о мифологии в нравственно-эстетическом аспекте, то в 11 классе античность осознается как уникальная культурно-историческая эпоха.

– В 5 классе вы проходите мифологию. В 6 классе – библейские сюжеты. Случайно ли то, что знакомство с миром искусства вы начинаете с того, что ближе и понятнее детям, – со сказки?

– Нет, не случайно. Именно в этом возрасте школьники отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием. Они еще не всегда способны обобщить и объяснить свои впечатления. Задача учителя – помочь им открыть «секреты» произведения искусства, понять авторский замысел, почувствовать, пережить и по возможности осмыслить его. «Наивный реализм» ребенка в этом возрасте, как известно, ведет к органичному слиянию искусства и действительности. Все, что дети узнают, о чем читают, они, как правило, проектируют в сферу реальной или образной жизни. А потому главные акценты в этих классах сделаны на образной и сюжетно-событийной стороне изучаемых произведений, характеристиках героев. Поскольку в этом возрасте у детей на второй план отходит авторская позиция, интерес к форме, художественным средствам выразительности, в этих учебниках особое внимание уделяется «сквозным» сюжетам и образам, возникшим в древнейшую эпоху, а затем запечатленным и озвученным в более позднее время. «Вечные» образы мифологии представлены в различных видах искусства: живописи и скульптуре, музыке, литературе, кинематографе и балете. Так постепенно у учащихся не только накапливаются определенные знания, но и формируются начальные умения интерпретации одного и того же сюжета, понимание особенностей художественного языка разных видов искусства.

– В центре внимания учебника для 7 класса стоит Человек. Это значит, что мы переходим от изучения мира внешнего к миру внутреннему?

– В этом возрасте отношение к искусству становится личностным. Школьнику особенно важны собственные переживания и впечатления. Самым интересным объектом для интерпретации становится именно Человек, его отношения с окружающим миром, мотивы поступков, поведения. Внутренний мир Человека-творца составляет «доминанту» содержания этого курса. Весь учебник посвящен определению роли и места человека в художественной культуре, где многовековая история искусства рассматривается как вечный поиск красоты и идеала Человека. Это нашло отражение и в религиозных представлениях, и в художественных образах женщины-матери, защитников Отечества и так далее. Все эти образы рассматриваются в контексте разных культур народов мира и в том числе родной культуры. Очень важно, чтобы ученик осознал свою принадлежность к национальным традициям отечественной культуры, чтобы он не без гордости ощущал себя гражданином своей страны, соотечественником великих творцов русской культуры: Пушкина, Толстого, Чайковского…

– В ваших учебниках для 5-7 класса столько материала, что многие учителя используют его и в 8, и даже в 9 классах. Тем не менее для 8-9 классов выйдут отдельные учебники. Чем примечателен этот этап в вашем курсе?

– В 8-9 классах дети должны освоить «понятийный аппарат» искусствоведческой работы, научиться понимать законы создания художественного образа для того, чтобы потом пытаться самим интерпретировать произведения искусства. Условно я назвала этот курс «Азбука искусств». Здесь мы знакомим детей с самыми разными видами искусства, в том числе и с современными (фотография, кино). В этом возрасте у детей появляется интерес к личности и мировоззрению художника, а также к проблеме взаимодействия искусств. Примерно с 8 класса я предлагаю детям делать проекты по МХК. Это их очень увлекает. Именно в этом возрасте им более интересно что-то самим создавать, чем усваивать очередную порцию информации. В своих творческих работах, используя компьютерные технологии, они разрабатывают маршруты виртуальных экскурсий, снимают и монтируют видеофильмы, открывают интернет-странички. Темы ребята выбирают сами согласно своим увлечениям: кто-то готовит проект о современной музыке, кто-то о театре. Наибольший интерес представляют работы, сделанные на стыке разных искусств. Таков, например, интегративный мультимедиапроект по «Отечественной войне 1812 года». Он состоит из 3 частей, в каждой из которых показано, какое воплощение получила война в исторических документах, литературных произведениях и искусстве. Над этим проектом работала целая группа ребят. На каком-то этапе им помогали учителя информатики. Проект, конечно, процесс трудоемкий, но дело того стоит. Обычно раз в году у нас проходит презентация проектов – это настоящий праздник. В прошлом году мы устраивали такую презентацию в моем восьмом классе. В этом году я говорю им: кто хочет, может в этом году тоже делать проект. И знаете, только 2 ученика еще не выбрали себе тему. Все остальные уже работают. Проекты очень интересные. Одна девочка выбрала тему по язычеству древних славян. Группа готовит проект «Архитектура современной Москвы». Нужно будет походить с фотоаппаратом и видеокамерой по Москве. Мальчишки взялись за тему, связанную с памятниками Великой Отечественной войны. Еще один ученик путешествовал с родителями по африканским странам. Он готовит проект по культуре Африки с использованием своих съемок. Все проекты очень разные. Но главное, что если в прошлом году на эту работу я потратила немало времени, то сегодня они уже многое делают совершенно самостоятельно.

– Что дают самим учащимся такие творческие работы: развитие их умений использования компьютерной техники или же это каким-то образом определяет их будущую профессию?

– На моей практике было немало случаев, когда в процессе создания проекта человек внутренне становился другим. Я считаю, что проекты помогают очень многим открыть себя, преодолеть свои «комплексы», явить миру свои таланты. Например, у нас учится одна девочка. До того как она создала свой проект, это была очень тихая девочка, которая на уроке и руку поднять боялась. Отчасти ее скованность и застенчивость были вызваны тем, что родители недавно перевезли ее в Москву, и она никак не могла адаптироваться к новому городу, новому классу. Она панически боялась выступлений. Преодолеть этот страх ей, как ни странно, помог проект. Она стала делать виртуальную экскурсию по своему родному городу Новочеркасску. Проект назывался «Столица Донского казачества». В своей работе она использовала личные фотоматериалы, помогали ей и родители. В итоге проект получился настолько интересным, уникальным, что ей пришлось с ним выступать не только в школе, но и на окружной конференции, а потом и на городской. Если раньше девочка этого даже представить себе не могла, то теперь спокойно выступает перед любой аудиторией. Она поверила в себя. И помогла ей в этом творческая работа. Я стараюсь, чтобы мои ученики принимали участие в разных конкурсах, конференциях. Многие из них стали победителями окружных, городских и даже всероссийских олимпиад. Благо сейчас нет недостатка в мероприятиях, где можно выступить со своей творческой работой. Например, скоро будет проходить большая конференция «Культура мира против насилия», и многие ученики будут выступать со своими проектами. Очень важно, что у детей есть возможность ощутить свою нужность, востребованность, получить оценку своей работы не только в классе, но и на уровне общественного признания. Сейчас они сами узнают о многих конкурсах и направляют туда свои работы, просто сообщая мне об этом. Я рада этому процессу. Многим опыт проектной деятельности помогает в институте. Ко мне нередко приходят выпускники и показывают свои проекты, сделанные уже в институте.

Бывают и случаи, когда проекты оказываются в каком-то смысле судьбоносными. Одна ученица написала реферат «Языковой портрет Владимира Жириновского». Была сделана беспристрастная попытка проанализировать особенности речи Жириновского. Работа выполнена в тактичной форме, без насмешек и оскорблений. Реферат был отмечен дипломом на научно-практической конференции в МГУ. Потом я предложила отвезти эту работу в Госдуму, понятно, не рассчитывая на то, что она попадет на стол Владимиру Вольфовичу. Но, как ни странно, через две недели в школе раздался звонок. Позвонили из приемной Жириновского и попросили ученицу приехать. Сейчас эта девочка студентка, но она ведет какую-то работу в отделении ЛДПР. Жириновский опубликовал ее реферат.

– Судя по вашему рассказу, ученики делают свои проекты и в старших классах. Как же они на все находят время? И с чего начинать учителю, который тоже захочет организовать такую работу в своей школе?

– Начинать нужно с учебника. Наши учебники для 10-11 класса организованы в соответствии с задачей двухуровневого использования, т.е. по ним можно работать и в обычных, и в профильных классах. Материал, предназначенный для изучения предмета на профильном уровне, маркирован в тексте специальным знаком. Но это не значит, что учитель, преподающий в классе с непрофильным обучением, не может использовать материал повышенной сложности по своему усмотрению. Материалы данных разделов как раз и могут послужить основой для написания докладов, эссе, рефератов. По усмотрению учителя он может быть использован в качестве материала для дополнительного чтения, создания творческих работ. Таким образом, двухуровневая структура учебника не перегружает его, а делает более емким и многоаспектным.

В конце каждой темы учебника есть раздел «Творческая мастерская». В нем я даю примерные темы работ, на основе которых можно сделать проекты.

– Вы всегда одобряете темы творческих работ, которые предлагают дети?

– Если у человека есть интерес к определенной теме, я всегда стараюсь его поддержать. Другое дело, что я могу внести в тему свои коррективы. Иной раз дети формулируют ее слишком широко, так, что можно утонуть в материале. Тогда я стараюсь помочь им выбрать только какой-то аспект темы, чтобы работа не отнимала слишком много свободного времени. У старшеклассников его действительно немного. Например, у меня есть ученица, которая готовит материал по художественной культуре Японии. У нее там родственники, есть возможность получить интересные материалы. Но мы решили ограничить тему только музыкой и театром. Как правило, ученики прислушиваются к моим рекомендациям.

– Можно ли сдавать выпускные экзамены по МХК?

– Да, у выпускников есть возможность выбрать этот предмет для экзамена. И в нашей школе его выбирают многие. На экзамене я не требую, чтобы дети пересказывали учебник. Важно, чтобы дети научились понимать язык искусства. И сами могли бы оценить то или иное произведение. Когда мне нужно выставить детям оценки, я предлагаю им для анализа не те произведения, которые даны в учебнике, а другие, но привязанные к той же эпохе. Мне интересно их впечатление, какой-то эмоциональный отклик, а не готовые формулы, которые даны в учебнике. Согласно стандартам, дети должны владеть определенным понятийным аппаратом. Если мне нужно это проверить, я даю тесты, которые составляю сама, или свои вопросы.

– Галина Ивановна, насколько я поняла, МХК – это все же ваше хобби. По образованию вы педагог-филолог, хотя и долгое время занимались вопросами культуры как методист. Как относятся к вашим учебникам профессиональные искусствоведы?

– В работе над учебником принимали участие и профессиональные искусствоведы. Мне очень помогли замечания А.М.Кантора, а также преподавателей из МГУ и СПбГУ В.П.Головина, Э.В.Махровой. Возможно, у специалистов и будут свои замечания к этому учебнику. Но когда писался этот учебник, еще не было никаких стандартов. Этот учебник будет еще дорабатываться, но сейчас мое главное внимание сосредоточено на завершении всего курса.

– Хорошим подспорьем и учителю, и ученикам по курсу «МХК» являются составленные вами мультимедийные электронные пособия.

– Таких пособий на сегодняшний день мы сделали три. Первое – это «История искусств», которая дополняет учебники 10-11 класса. Оно предоставляет уникальные возможности погружения в мир искусства, знакомит учащихся с крупнейшими знаковыми явлениями мировой культуры, творчеством выдающихся деятелей искусства, основными понятиями и терминами. Второе пособие – это «Электронная библиотека». Она представляет собой виртуальные альбомы, каталоги экспонатов по различным видам искусства. И еще мы сделали интегративное пособие по отечественной культуре XIX века, получившее награду на конкурсе Министерства образования и науки. В нем переплетены проблемы отечественной истории, литературы и искусства. Нужно отметить, что учебники по МХК издательства «Дрофа» – единственные, которые имеют мультимедийное сопровождение.

– Если у учителя есть желание вести предмет «МХК», но нет соответствующей специальности, как быть?

– В основном уроки МХК в школах ведут учителя изобразительного искусства и музыки. Реже литераторы, историки. Но берутся за МХК те, кому это интересно. Хотя, поскольку этот предмет сейчас набирает силу, надо учителей готовить. Сегодня многие учителя проходят подготовку по МХК на курсах повышения квалификации.

В Санкт-Петербурге, мне сказали, увеличивается количество учителей, желающих получить подготовку по МХК, поскольку в крупных городах России количество часов по МХК увеличено до двух в неделю.

– Вы долгое время работали методистом в разных комиссиях, научных институтах, министерстве, все же никогда не уходили из школы. В этом году отмечаете 30-летний юбилей своей педагогической деятельности…

– Я могла бы остаться в министерстве, у меня все получалось хорошо, был карьерный рост. Но там невозможно было заниматься тем, что мне интересно, что я больше люблю. Мне интересно работать с детьми. И надеюсь, что и им со мной тоже. МХК из хобби стала делом моей жизни. Так сложилась судьба.

Галина ДАНИЛОВA на встрече с учителями Пензенской области, декабрь 2006 года

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте