search
main
0

Искусство делать сложное простым

В сумочке учительницы всегда найдутся цветные карандаши, конфеты и маленький мячик

Говорят, что многие люди живут в неведомой разлуке с тем самым единственным местом, где должна протекать их жизнь и где они могли обрести счастье. Но как найти то место, тот берег, то селение, те горы, где следовало прожить жизнь, – вот вопрос вопросов. Для учителя английского языка красноярской школы №1 Анастасии ИЛЬИНОЙ это не составляет труда: село Красный Яр Астраханской области – самое притягательное место на земле.

 

Две стихии – вода и небо

Село Красный Яр со всех сторон окружает вода – не село, а настоящий остров посреди водных просторов. В этом месте река Ахтуба впадает в реку Бузан. Взору предстает бесконечная водная гладь. Кстати, набережная в селе – красивейшее место, облюбованное жителями для неспешных прогулок. Понтонный мост через реку Бузан для туристов, которые спешат сюда за экзотикой, – экстремальное испытание. Машина едет, покачиваясь на волнах, будто плывет по реке. А для Анастасии Николаевны с ее шоферским стажем и тягой к экстриму езда по мосту – привычное дело. Есть, правда, и другой путь на так называемую Большую землю, но он дольше и протяженнее. А во время разлива даже федеральная трасса в некоторых местах кажется дорожкой среди моря, уходящей в синюю даль. Где еще так близки и так прекрасны две стихии – вода и небо?!

Основан Красный Яр в 1667 году. Помнит эта земля и орды степных кочевников, которые многие столетия проносились по ней.

– Вообще экзотики в наших местах хватает, – улыбается Анастасия Николаевна, – не только арбузами славится земля. Климат суровый: зимой холодно, ветрено, летом жара до сорока градусов. Верблюды, кони, дикие кабаны – привычные обитатели здешних мест. Особое чудо – поля лотосов нежно-розового цвета на водных просторах. Кто хоть раз увидит это чудо, никогда не забудет.

 

Зачем тебе эта школа?

Такой вопрос неожиданно услышала выпускница Анастасия от своей тети заслуженного учителя РФ Лидии Григорьевны Воробьевой, когда поделилась с ней своими планами.

– Но ведь вы же работаете много лет и не уходите? – искренне удивилась девочка.

Ей в голову не могло прийти, что именно от Лидии Григорьевны, которая не мыслила себя без школы, услышит эти отрезвляющие слова.

– Не удивляйся, подумай, ведь у тебя будет постоянно та же занятость и после работы, – умоляющим взглядом посмотрела на нее тетя.

– А как же вы?

– Меня поймет лишь тот, кто давно работает в школе. Попадешь в этот мир, и уйти уже не сможешь, если это твое, – улыбнулась та в ответ, разрешив все сомнения девочки.

Спустя много лет Анастасия Николаевна поняла, от чего хотела ее оградить мудрая учительница. В каждой профессии есть свои шипы и розы. Но когда ты нашел свое призвание, то трудности не оттолкнут и не разочаруют.

Конечно, выбирая педагогическую стезю, многие школьники ориентируются на лучших учителей, которые показали им притягательные стороны труда педагога.

Когда ученица Анастасия услышала на уроке немецкого языка: «Guten Morgen. Wir beginnen unser Stunde», то в ее душе что-то перевернулось.

– Я будто попала в другую реальность, – вспоминает Анастасия Николаевна. – Уроки немецкого языка были удивительным образом не похожи на другие. Мы пели, рисовали, разыгрывали сценки. На каждом занятии происходило что-то невероятно увлекательное.

Учительница иностранного языка Татьяна Назарбековна Илешева стала для Анастасии тем прекрасным эталоном, на который хотелось равняться. Вот тогда впервые появилась мысль о том, что преподавание английского или немецкого языка – процесс интересный, увлекательный. Любимую учительницу, всегда одетую со вкусом, обладающую тонким чувством юмора, излучающую доброту, хотелось копировать во всем. Толстые тетради, разлинованные в три столбика, исписанные иностранными словами с переводом и транскрипцией, Анастасия долго хранила.

Выпускнице Астраханского университета повезло, что после вуза в ее жизни появился такой замечательный наставник, как Роза Абдуллаевна Порох. Фамилия была под стать этой творческой личности. В начале 2000-х у нее уже была своя лингвистическая школа, где применялись новые европейские методики, где царила атмосфера постоянного поиска новых подходов в преподавании иностранных языков. С легкой руки Розы Абдуллаевны подающая надежды выпускница вуза отправилась на языковую практику в Штутгарт. Здесь, в Германии, Анастасия жила в местной семье, занималась воспитанием двухлетней Анники и еще посещала курсы немецкого языка, чтобы сдать международный экзамен.

– Целый год я как губка впитывала традиции, культуру, язык, вбирала красоту городов Европы, наслаждалась общением с детьми и взрослыми. Все это отложилось новым жизненным и языковым опытом.

«Практика – дело важное, особое, ее с книгами не купишь, иначе бы эти книги шли нарасхват» – этот замечательный афоризм Анастасия Николаевна любит приводить своим ученикам. В преподавании языка для нее главное – приемы деятельностного диалога, метод полного физического погружения в языковую среду.

Здесь стоит рассказать о приобретенном опыте преподавания и в лингвистической школе, где учениками были иностранцы, которым был нужен русский язык. Преподавание своего родного языка как иностранного позволило получить весьма ценную практику.

Последующие стажировки в Англии перевернули многое в сознании, в том числе и представление об образе учителя. Это вовсе не ментор, который возвышается над учениками, а добрый, открытый, компетентный собеседник на равных. Тот, кто посреди урока сможет сесть на пол и с серьезным видом доходчиво и просто объяснять материал.

Как это важно для педагога – напитываться новым опытом, брать на вооружение различные методики! В свою методическую копилку Анастасия Николаевна взяла деятельностный диалог – это когда в череде вопросов ученикам учитель хочет убедиться, что смысл нового слова понятен без перехода на родной язык.

 

Шипы и розы профессии

Одним из неприятных открытий, когда Анастасия Николаевна стала работать в красноярской школе №1, которую сама окончила, было то, что дети жаловались на трудности в учебе, в том числе при изучении иностранного языка. Это влияло на их отношение к школе вообще. А для педагога был повод задуматься. Одно дело – работать в лингвистической школе, где на занятия приходят мотивированные ученики, другое – сделать доступными и увлекательными уроки иностранного языка для всех в обычной школе. Здесь учителю недостаточно только хорошо владеть своим предметом. Из множества методик следует выбрать подходящие именно для этих ребят. Ученики – индикаторы эффективности выбора. Надо учитывать, что в школу приходят дети из казахских и татарских семей, где общаются между собой на родном языке.

– Когда дети жалуются, что невозможно запомнить множество новых слов или им трудно даются сложные грамматические конструкции, – это прежде всего вызов мне как учителю, – считает учитель Ильина. – Поставила себе задачу – создавать на каждом уроке такую деятельностную атмосферу, чтобы каждый ученик был в нее вовлечен и получал при этом свою долю успеха. Тогда процесс познания нового будет приносить радость.

Метод тотального физического реагирования (TPR) помогает вовлечь всех детей в ситуацию с элементами игры. Он позволяет ученикам запоминать новые лексические и грамматические структуры легко, без напряжения. Например, произносится новое слово, и ученики должны каким-то физическим движением показать, что оно означает. Метод хорошо действует в 5-6-х классах. Детям нравится придумывать, как можно показать жестами, движениями различные предметы, животных.

Как признается Анастасия Николаевна, у нее всегда с собой в сумочке находятся цветные карандаши, мячик и конфеты. К примеру, физическим движением отразить красный цвет способен карандаш. Мячик поможет в игре с учениками. Говоришь слово на английском – бросаешь мяч ученику, и он должен перевести слово на русский язык. Или наоборот – с русского на английский. А конфеты создают игровую ситуацию, вовлекают в диалог и служат средством поощрения отличившегося ученика. Когда процесс учебы доставляет удовольствие и учителю, и ученикам, это дорогого стоит. Позитивная эмоциональная атмосфера сближает и дарит всем минуты счастья. Тогда лучшая награда для педагога – искреннее недоумение: «А что, урок уже заканчивается? Так быстро?!» А высший балл – заманчивое предложение: «Анастасия Николаевна, а давайте сделаем мюзикл на английском!»

 

На берегу своей реки

– Моя деятельность не заканчивается уроками, – говорит Анастасия, – так что права была тетя, предупреждая о том, что школа забирает твое время целиком. Постоянно приходится держать руку на пульсе: проводить тематические классные часы, круглые столы, экскурсии, участвовать в агитбригадах, конкурсах… Смотреть с детьми в одну сторону – это значит знать, кто такой Моргенштерн, интересоваться светской жизнью в Инстаграме* или ВКонтакте, чтобы в подходящий момент показать свою осведомленность и высказать мнение.

Современный ученик – личность, живущая в мире Instagram*, TikTok и Pinterest, где никому не известные юноши и девушки в одночасье становятся кумирами миллионов и попадают в Книгу рекордов Гиннесса, а в мире научно-технологического прогресса каждый день появляются новые гениальные Илоны Маски. Кто поможет подростку нащупать свой единственный путь в этом мире неограниченных возможностей?

– Поддержать ученика в поисках себя, а значит, и своего счастья под силу нам, учителям, – убеждена учитель года Астраханской области Анастасия Ильина.

Ребята под руководством активного учителя включаются в жизнь вне стен школы. Они создают экологические и социальные проекты, занимаются волонтерской деятельностью. С большим интересом знакомятся с многонациональной астраханской культурой и познают иностранную через общение с британскими друзьями по переписке. Школьники снимают тематические видео на английском языке для TikTok.

– Вовлекая школьников в разные сферы жизни, я как учитель даю ученикам больше шансов найти свою тропинку к счастью на большом жизненном пути, – говорит Анастасия Николаевна.

«Человек создан для счастья, как птица для полета» – эти слова Владимира Короленко с юности стали для Анастасии своеобразным девизом. Держаться светлой полосы в жизни непросто. Сколько бывает разочарований, неудач… Умение всегда видеть за тучами солнце дается не каждому. Радостен тот, кто этим свойством одарен. Тот, кто не ищет счастья за тридевять земель, а любит жизнь на берегу своей родной реки.

Надежда ТУМОВА, Астраханская область

* принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте