На современном этапе на базе многих детских садов работают консультативные пункты, группы кратковременного пребывания, куда малыш вместе с мамой могут прийти на короткое время.
Детский сад может стать для ребенка вторым домом. Для него это новый период в жизни: новая обстановка, незнакомые люди, расставание с мамой на долгое время, общение со сверстниками. Не все дети принимают это сразу и без проблем. Большинство детей, приходя в группу первый раз, начинают капризничать и плакать. Для того чтобы заинтересовать детей, я часто использую в своей работе потешки, сказочного героя, такие сюрпризные моменты, как волшебный мешочек. Дети, приходя в детский сад, хотят, чтобы их здесь всегда очень ждали, крепко любили, понимали; хотят чувствовать себя уверенными, защищенными. Ребенок в детском саду общается со сверстниками, получает знание и ответы на вопросы, которые у него возникают, а помогает ему в этом воспитатель. Он учит познавать мир, рисовать, петь, лепить, делать открытия, исследовать, экспериментировать. Вместе с детьми мы знакомимся со свойствами песка, воды, с разной температурой (холодно – тепло – горячо), проводим опыты со льдом, наблюдаем, какой он, что с ним произойдет (растворяется или не растворяется; тает или не тает). Я помогаю детям понять, что дружба дает радость общения и нужно уметь доставлять эту радость другому; вовремя поздравить с праздником или днем рождения, изготовить и преподнести другу подарок или просто проявить внимание, сказав хорошие, добрые слова. В нашей группе мы вместе с детьми поздравляем именинника, играем в хороводные игры, поем песенку «Каравай, каравай…», дарим подарок (книжку или игрушку). Затем именинник угощает всех конфетами. На праздники дети сами изготавливают поздравительные открытки и подарки для родителей, украшения для группы. Воспитатель должен помочь детям понять, что совместная деятельность не только интересна, но и трудна, так как нужно уметь договариваться, соблюдать очередность, прислушиваться к мнению товарищей. Для воспитателя, на мой взгляд, важно уметь чувствовать детей, понимать их духовный мир. Воспитатель всегда должен продумывать каждый свой шаг и поступок. Я считаю, что сегодня воспитатель должен быть образцом культуры, нужны его добрая улыбка, искренность, доброжелательный тон, образная, эмоциональная речь. Большое значение для малышей имеет предметно-развивающая среда. В нашей группе мы стараемся создать для детей предметно-развивающую среду с учетом их возрастных особенностей, оформляем группу так, чтобы детей, которые впервые идут в детский сад, привлекали красивые, яркие, красочные заводные любимые игрушки и книжки. Я стараюсь сделать так, чтобы детям у нас было уютно, интересно и радостно. Да и для меня самой группа стала настоящим домом, в котором хорошо и малышам, и взрослым. Работая с маленькими детьми, я поняла, что полученный практический опыт потом самой пригодится в жизни, например, общение, воспитание и развитие собственных детей. Это большой плюс в профессии «воспитатель». Сложна и ответственна работа воспитателя. Если человек другой профессии, отработав день, уходит спокойно с работы, то я, как воспитатель, переживаю за каждого ребенка: как будет чувствовать себя вечером, как провел ночь, придет ли завтра в детский сад. А это все эмоциональные нагрузки. Большое внимание мы уделяем родителям, так как их запросы с каждым годом возрастают. Воспитатель заботится не только об условиях жизни ребенка, но и о душевном комфорте его родителей. Родители хотят знать не только как ребенок поел, поспал, но и чем занимался в детском саду, о его успехах, достижениях. Целесообразно включать родителей в активное обсуждение при решении детских проблем, привлекать их к творческой работе с детьми. В нашем детском садике проводят консультации, беседы с психологом, он и подскажет, и поможет в решении проблем, возникающих при воспитании ребенка. Воспитатель вместе с родителями и другими взрослыми должен помочь маленькому человеку войти во взрослый мир. Для этого мы проводим совместную деятельность с родителями и детьми: разнообразные игры, показ спектаклей, коллективные и творческие работы, конкурсы осенних и зимних поделок, проекты, в которых родители принимают активное участие. От воспитателя зависит многое. Чем больше он будет уделять ребенку внимания, тем более развитым будет ребенок. Если воспитатель стремится дать детям знания, эмоционально излагает новый материал, то с уверенностью можно сказать, что успех будет достигнут. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения, и в том числе к первой ее ступени – к системе дошкольного образования. В настоящее время в детских садах используют разнообразные программы. Введение новых ФГТ изменяет подход к образованию детей в дошкольных учреждениях, выводит его на новый уровень, что обеспечивает каждому ребенку равные стартовые возможности для дальнейшего успешного обучения в школе. Программа строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями детей. Все образовательные области связаны друг с другом: слушая сказку, ребенок познает, познавая, воспринимает информацию, рассказывает о том, что узнал, взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Это все направлено на формирование общей культуры, на развитие интеллектуальных, физических и личностных качеств ребенка, на формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечив социальную успешность, укрепления и сохранения здоровья детей в дошкольном учреждении. Я думаю, что программа включает совокупность образовательных областей, которая обеспечит разнообразие развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Мне, как молодому специалисту, приходится сталкиваться со многими трудностями: нет единых комплексных программ и разработок, поэтому приходится самой разрабатывать конспекты, которые использую в своей работе с детьми. Большую помощь в моей работе оказывают психолог, воспитатели, к которым я систематически обращаюсь за помощью. Изменения, происходящие в системе образования, несомненно, имеют положительные стороны: – соблюдается принцип комплексности – педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка (физическое, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, художественно-эстетическое), предусматривает систему мер по охране и укреплению здоровья детей; – происходит развитие таких новых, нетрадиционных направлений содержания работы с детьми, как обучение хореографии и ритмике, иностранному языку, новым разнообразным приемам художественного творчества, компьютерное обучение, приобщение к национальной культуре. Вместе с детьми мы читаем русские народные сказки и фольклор, играем с матрешками, игрушками-забавами, в русские народные игры «Мышки водят хоровод», «У медведя во бору», вместе с детьми ставим русские народные сказки «Колобок» и «Репка»; – делается больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей – побуждем их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в процессе ее выполнения (вместе с детьми проводим опыты, эксперименты с водой, песком, глиной снегом, знакомим со свойствами этих материалов: песок сыпется, из мокрого можно лепить, разливаем воду из сосуда по чашечкам); исследуем, познаем, открываем новый мир; – интеграция разных видов деятельности, комплексность содержания способствуют раскрепощению образовательного процесса в детском саду, что дает свободу воспитателю в проведении непосредственно образовательной деятельности с детьми; – происходит овладение новыми педагогическими технологиями с учетом личностно ориентированного взаимодействия – переход на новый стиль общения и игры с ребенком; – зарождаются новые формы и содержание сотрудничества педагогов с родителями, что способствует преодолению формализма в преемственности в обучении и воспитании ребенка в условиях детского сада и семьи. Мы совместно с родителями и детьми разрабатывали проект «Нашим деточкам красивые салфеточки», который понравился и детям, и взрослым. Совместно с родителями мы развиваем у малышей воображение, фантазию, представления об эталонах, тренируем мелкую моторику рук и пальцев, используем салфетки в разных видах деятельности: в лепке, аппликации, рисовании, проводим эксперименты – мнем, рвем салфетки, ставим проблемные вопросы («Что будет, если салфетки намокнут?») и находим ответы на вопросы. Родители – активные помощники и исполнители проекта; – использование новых моделей устройства помещения и его оборудования обеспечивает потребность ребенка к совместной деятельности со сверстниками, и вместе с тем создаются условия для индивидуальных занятий, что важно для осуществления реального действенного индивидуального подхода к детям. Я очень люблю наблюдать за своими воспитанниками, пытаюсь организовать для них разнообразную творческую деятельность, стараюсь создавать условия для самоутверждения, оказываю помощь в поисках и обретении ценностей и смысла жизни, создать благоприятный нравственно-психологический климат в группе. Моя работа заключается в том, чтобы найти индивидуальный подход к каждому ребенку и максимально способствовать развитию всех его способностей, чтобы в итоге воспитать творческую, социально полезную личность. Я надеюсь на то, что внедрение новых программ и норм работы помогут мне как молодому специалисту организовать воспитательно-образовательную работу с детьми на современном этапе XXI века. А самое главное, я думаю, что в моей профессии не должно быть случайных людей. Искусство быть педагогом в детском саду так же многогранно и сложно, как всякое искусство. В зависимости от обстоятельств воспитателю приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который все знает, всему учит, и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймет и поможет в трудную минуту. Будущий воспитатель должен любить детей, жить для детей – без этого его работа не имеет смысла. Кроме того, ему всегда надо помнить о своем долге: ведь государство возложило на него большую ответственность – вырастить из ребенка достойного члена общества. Нам постоянно нужно развивать свои способности к рисованию, пению, игре на музыкальных инструментах, чтобы ими поделиться с детьми. Ведь тот, кто помогает детям, помогает всему человечеству! Для меня это самая важная, интересная и удивительная профессия! Работа с детьми дает возможность человеку проявить все самое хорошее, что в нем заложено: и душевные качества, и способности. Профессия дает возможность заглянуть в страну детства, в мир ребенка. И хотя все мы родом из детства, но очень быстро забываем этот волшебный мир, не понимая даже собственных детей. Детский мир намного интереснее, безграничнее и богаче, чем мир взрослого. Задача воспитателя не разрушить эту детскую фантазию, а влиться в нее, то есть воспитатель должен разговаривать с детьми на одном языке, понимать их. Профессия воспитателя детского сада – одна из благородных и нужных людям. Ведь дети – это самое дорогое, что есть в жизни каждого человека. Поэтому я беру все новое и качественное с собой в «багаж». Ольга ЛУПИЦИНА, воспитатель ЦРР – детского сада №621
Комментарии