Особые мастерские – это словосочетание как-то само собой стало названием наших мастерских в технологическом колледже №21 несколько лет назад. И теперь оно мелькает постоянно в Интернете, в бумажных изданиях, в разговоре. И правда, в этих мастерских обучаются особые ученики, учат их особые педагоги, и особая атмосфера царит в стандартном школьном здании постройки 60-х годов у самого выхода из станции метро «Бульвар Рокоссовского».
Трудно поверить, что прошло уже десять лет с того момента, когда в стенах московского технологического колледжа №21 появились первые особые ученики – молодые люди с ограничениями жизнедеятельности, взрослые воспитанники РБОО «Центр лечебной педагогики». Тогда их было всего 20 человек, а нас – сотрудников ЦЛП, перешедших в штат государственного образовательного учреждения, – всего 9. И оказались мы в производственном корпусе колледжа на улице Вербной в отремонтированном специально для наших мастерских помещении, чтобы разместить в небольших комнатах нехитрое оборудование, переданное из ЦЛП. Сейчас в нашем подразделении обучаются 130 ребят, 20 выпускников работают на адаптационных рабочих местах производственных участков мастерских, у нас более 50 сотрудников, свое здание, новые профессии. Наши мастерские прекрасно оборудованы, в период 2011-2013 годов Департаментом образования города Москвы было закуплено специальное оборудование для ткацкой, швейной, керамической, столярной и полиграфической мастерских. Специалисты отмечают нашу керамическую мастерскую как едва ли не самую хорошо оснащенную в Москве. А тогда, в 2006 году, мы даже представить себе не могли, как все получится, как мы впишемся в систему профессионального образования, что будут делать ребята после окончания обучения, в каком направлении мы будем развиваться.Так кто же они – наши ученики? Это молодые люди с инвалидностью I и II группы, которые долгие годы несправедливо считались необучаемыми, но к которым медленно, под постоянным нажимом родительской общественности и заинтересованных специалистов начало наконец разворачиваться лицом государственное образование. Почти 80% наших обучающихся имеют расстройства аутистического спектра (РАС), есть ребята с генетическими синдромами, эпилепсией, ДЦП, разнообразными эмоционально-волевыми проблемами. Статистика, к сожалению, показывает, что количество детишек, рождающихся с нарушениями развития, неумолимо растет. Видимо, сказываются и успехи медицины, позволяющие выхаживать новорожденных, которые раньше просто умирали в младенческом возрасте, и экологические проблемы, которые зачастую вызывают мутации, и многое-многое другое. Сейчас в России, как и во всем мире, ведутся напряженные исследования природы и причин возникновения проблемы современного мира – аутизма. Так, в Москве в Медицинском исследовательском центре «Иммункулус» высказана гипотеза аутоиммунной природы возникновения этого нарушения. Но никакие успехи науки не помогут излечить от аутизма тысячи детей и молодых людей, которым этот диагноз поставлен. Им могут помочь только чуткие люди, понимающие состояние аутиста, владеющие методиками, позволяющими включить аутиста в жизнь, не нарушая его особого мира, видящие в нем не изгоя, а личность, имеющую право на свое место в нашем мире. Наверное, только с таким настроем, с такой мотивацией и надо приходить в наше подразделение колледжа, чтобы успешно здесь работать.Итак, 10 лет назад мы пришли в колледж. В Центре лечебной педагогики еще в 90-е годы при выборе направления деятельности для старших воспитанников обратились к традиционным ремеслам, которые включают две обязательные составляющие – технологию и творчество. В колледже мы создали в 2006 году полиграфическую, столярную и швейную мастерские, а в 2007 году открыла двери для учеников и керамическая мастерская. Оказалось, что подростки с тяжелыми нарушениями могут осваивать достаточно сложные технологические цепочки. В учебно-производственных мастерских ребята обучаются определенному набору профессиональных навыков, объем которых определяется индивидуально для каждого обучающегося – не каждый может в полной мере овладеть всеми ими. Однако есть определенные операции, которым обучаются все ученики. Все профессиональные навыки, которые осваиваются обучающимися, рассматриваются как последовательность определенных простых операций. Эту последовательность постепенно и осваивают обучающиеся. Кто-то освоил всю последовательность операций и самостоятельно производит ту или иную работу, кто-то – только некоторые операции. Но все выпускники в меру своих возможностей могут таким образом быть полезны в производственном процессе. Основная идея заключается в использовании нестандартного подхода к обучению профессиональным навыкам молодых людей с выраженными ментальными нарушениями в специально созданных условиях творческих ремесленных мастерских при организации соответствующего психолого-педагогического сопровождения. В нашей работе творческая составляющая является и целью, и одним из ведущих методов обучения, позволяющих установить контакт между педагогом и обучающимся, страдающим нарушением аутистического спектра, и сформировать мотивацию к учебно-трудовой деятельности. Те результаты, которые мы увидели у своих учеников, просто поражают. Уже сейчас абсолютно ясно, что творческие работы, созданные ребятами в содружестве с художниками и педагогами, вызывают большой интерес не только у обычных зрителей, но и у специалистов и художников. Творчество наших учеников можно отнести к наивному искусству, они не прошли академического обучения. Их работы отличаются прямотой и бесхитростным видением, искренностью и человеческим теплом. И не случайно с каждым годом все больше галерей и выставочных залов Москвы приглашают наших ребят с их работами на выставки и фестивали. Так, выставки декоративно-прикладных изделий обучающихся колледжа проходили в ЦДХ, в Доме актера имени А.Яблочкиной, в Центре современного искусства «Гараж», в Центре дизайна и архитектуры «Artplay», в РАМТе, в Геологическом музее МГУ, в библиотеке А.Сент-Экзюпери, в МГХПА имени С.Г.Строганова. В 2014 году выставка «ЭТО МЫ» успешно прошла в Дизайн-центре «Винзавод». В небольших московских галереях проходят и персональные выставки наших выпускников Андрея Демина, Николая Филиппова, Владимира Шнирмана. Конечно, далеко не все ребята обладают большими художественными способностями и могут создавать действительно интересные работы, но в условиях ремесленной мастерской мы стараемся найти место и доступное дело для каждого. Смысл работы мастера в сотрудничестве с психологом во многом и состоит в том, чтобы нащупать тот вид деятельности, в котором ученик почувствует свою успешность, чтобы потом вести его по этому пути.В 2010 году мы переехали в новое здание на Ивантеевской улице, здесь появились новые профессии. С 2011 года мы организовали цветоводческую мастерскую, где ребята осваивают профессиональные навыки в рамках профессий «рабочий зеленого хозяйства» и «садовник». При обучении этим профессиям мы также делаем акцент на творчестве, уделяя внимание занятиям изобразительным искусством, созданию декоративных композиций с использованием природных материалов. В сентябре 2015 года мы набрали первую группу аутистов с сохранным интеллектом для обучения их в колледже по профессии «оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» в условиях социальной инклюзии. Дело в том, что аутист с сохранным интеллектом, но большими поведенческими проблемами практически обречен на невозможность получения профессионального образования. В то же время особенности, характеризующие высокофункционального аутиста, являются профессионально важными качествами для специалиста, работающего с компьютером. Это способность к высокой концентрации внимания, точность в исполнении, устойчивость к монотонной работе. Сейчас у нас уже обучаются две группы по этой профессии. Мы считаем опыт очень удачным, ребята с большим удовольствием приезжают в колледж, осваивают профессию, меняются просто на глазах, и мы очень надеемся, что по окончании трехгодичного обучения мы сможем найти для них места для трудоустройства.Обучение в Центре социальной адаптации и профессиональной подготовки для молодых людей с расстройствами аутистического спектра с выраженными ментальными нарушениями – такое официальное название имеют наши особые мастерские – ведется по адаптированным программам профессионального обучения, разработанным педагогами нашего подразделения колледжа. На занятиях мы стараемся создавать обстановку, комфортную для всех обучающихся. Конечно, огромную часть времени занимает индивидуальная работа, особенно это касается первокурсников, когда иногда месяцами приходится только устанавливать личный контакт педагога с учеником-аутистом, а потом постепенно вводить его в группу. Педагоги не гонятся за хорошими оценками, не торопятся и не подгоняют своих учеников, они медленно и терпеливо помогают ученику выразить себя, создавая то или иное изделие из глины или бумаги, дерева или льна. При организации работы с обучающимися мы исходим из принципа перехода от общего к частному: сначала мы стараемся выработать у молодого человека интерес к профессии, формируем желание быть причастным к данной профессии, и только потом начинается освоение конкретных технологических операций. Практические результаты – успехи наших учеников – подтверждают правильность такого подхода. Созданные в особых мастерских изделия продаются на благотворительных ярмарках, в городских магазинах оригинальных подарков. Мы принимаем заказы на корпоративные подарки к праздникам, тем самым внося свой посильный вклад во внебюджетную деятельность колледжа.Конечно, профессиональное обучение молодых людей – наших учеников – имеет смысл только в случае возможности дальнейшей их трудовой занятости. Не секрет, что люди с более легкими формами инвалидности не могут устроиться на работу на открытом рынке в условиях жесткой конкуренции и отсутствия у работодателя экономических стимулов приема работников-инвалидов. Тем более все усложнилось в условиях экономического кризиса. Но мы можем сравнить ситуацию десятилетней давности с тем, что происходит сейчас. Конечно, наше общество очень медленно, но безусловно движется по пути интеграции и принятия человека с ментальной инвалидностью. Повторяю, движется очень медленно, и для конкретной семьи, в которой вырос ребенок с тяжелыми ментальными нарушениями и надо что-то с ним делать, это катастрофа. Но мы твердо верим в благоприятное изменение этой ситуации. Безусловно, надо внедрять в России систему поддерживаемого трудоустройства, финансируемую за счет государственных социальных программ (которая успешно действует во всем мире), надо создавать социальные интегративные предприятия с рабочими местами для особых людей. И сейчас на государственном уровне уже постоянно идут обсуждения, как внедрять систему сопровождения ментальных инвалидов при трудоустройстве, как поддерживать социальное предпринимательство, как мотивировать работодателей не бояться брать на работу людей с ментальными нарушениями. А пока маленькими шагами благодаря работе энтузиастов и неравнодушных людей дело все-таки движется. С 2011 года из особых мастерских ушли 107 выпускников. 65 процентов из них охвачены трудовой занятостью: на открытом рынке труда, на специальном участке действующего в городе предприятия, на объектах социального предпринимательства, в мастерских НКО, на адаптационных рабочих местах в колледже. Мы не выпускаем из вида никого из своих бывших учеников, помогаем им найти места для трудовой занятости. К сожалению, некоторые родители рассматривают обучение в колледже как очередное место, куда их ребенок будет ходить в течение 3-4 лет, а не как этап пути к трудовой деятельности. Это огромная проблема, когда родитель не верит в своего сына или дочь, не отпускает его от себя, не признает за ним права самостоятельной личности. Поэтому работа с родителями требует огромного внимания специалистов нашего центра. Перед нашими глазами прошло много примеров, когда успешное сотрудничество с родителями позволяло добиться больших успехов с очень сложными учениками, в то время как развитие на первый взгляд более сохранного ученика тормозилось из-за отсутствия родительской поддержки.Мы очень стараемся рассказывать о своем опыте, привлекать к работе новых людей, расширяя тем самым круг специалистов для работы с молодыми людьми с тяжелыми ментальными нарушениями. За 10 прошедших лет наши специалисты участвовали в работе более 160 региональных, всероссийских и международных конференций, форумов, круглых столов, научно-практических семинаров не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Казани, Иркутске, Пскове, Ереване. Педагоги знакомились с опытом аналогичной работы в Германии, Швеции, Финляндии, Израиле. Наши мастерские посетили специалисты из Японии, США, Англии, Германии, Финляндии, Швеции, Норвегии, Беларуси, Грузии, Азербайджана, Украины, стран Балтии. Безусловно, нашими постоянными гостями становятся специалисты из российских регионов, приезжающие в Москву на конференции, стажировки, курсы повышения квалификации, организуемые Департаментом образования города Москвы, ФИРО, РБОО «Центр лечебной педагогики», МИОО и другими организациями. Свыше 560 студентов МГППУ, МГПУ, Высшей школы психологии, РГСУ прошли ознакомительную и педагогическую практику в стенах особых мастерских.5 апреля 2011 года наши мастерские посетила бельгийская принцесса Матильда (ныне королева Бельгии). Этот визит был организован представительством ЕС в России с целью ознакомить высокопоставленную гостью с наиболее успешным социальным проектом в Москве. И статья Виктории Молодцовой в «Учительской газете – Москва» об этом визите заканчивалась словами: «…Все мы испытали огромное чувство гордости за то, что у нас есть такие колледжи, которые не стыдно показать будущим королевам».Уникальный проектВ октябре 2015 года в технологическом колледже №21 стартовал проект под оригинальным брендом «Факультет Мегадизайн».Сочетая в своей практике классические традиции среднего профессионального образования, инновационные технологии обучения и разностороннюю студенческую жизнь, мы погружаем наших студентов в профессиональную среду с первого года обучения.Учебные программы, созданные педагогами колледжа, ориентированы на развитие креативного мышления и включение студентов в рынок дизайн-технологий. Для этого применяется эффективный маркетинговый инструмент – коллаборация (сотрудничество с известными дизайнерами с целью создания совместных проектов студентов и профессионалов).В разработке и внедрении этого проекта участвует уникальная команда профессионалов, владеющая современными технологиями обучения в таких областях, как: проектирование одежды, головных уборов и аксессуаров; дизайн интерьеров и предметов интерьера; графический, архитектурный и ландшафтный дизайн.Силами преподавателей и студентов в колледже созданы открытые образовательные пространства, в которых есть все возможности для создания студентами собственных перформансов, организации воркшопов, работает «Антикафе Мегадизайн», где регулярно проводятся встречи со знаковыми персонами сферы искусства, дизайна и архитектуры: отечественными и зарубежными дизайнерами, архитекторами, художниками, арт-критиками, социологами, фотографами, арт-менеджерами.Кроме того, студентам предоставляется возможность участия в международных воркшопах, выставках, конкурсах, мастер-классах известных художников, дизайнеров и архитекторов.Значительная часть занятий проводится с использованием профессиональных образовательных площадок города – музеев, выставочных залов, салонов, вузов, в том числе British school of design.Практикуются ознакомительные экскурсионные поездки по древним и современным центрам культуры и искусства России.Интенсивно развивающийся проект «Факультет Мегадизайн» стал интересен не только студентам колледжа, но и широкой общественности. А новые идеи, которые мы предлагаем, востребованы не только в среде нынешних школьников и студентов, но и в среде профессионалов.Ольга ВОЛКОВА, социальный педагог
Комментарии