search
main
0

Искусство

то внеклассное мероприятие по изобразительному искусству – своеобразное подведение итогов изучения на уроках декоративно-прикладного искусства традиций народных художественных промыслов.

К празднику готовились практически весь учебный год. На уроках по мере изучения очередной росписи мастерили поделки из папье-маше, глины, ткани, бумаги, картона, природных материалов. Лучшие работы отбирали для будущей ярмарки. Во внеурочное время творческая группа, члены изостудии подготавливали плакаты, рисунки, панно для оформления зала, костюмы для участников праздника: скоморохов, коробейника, Хозяйки земли Коми, ведущего, петухов и т.д., писали красочное обьявление о празднике.

После изучения всех видов художественных промыслов на уроках из учащихся всех 7-х классов формируем 5 групп (по количеству делегаций на ярмарку) из числа наиболее артистичных учеников и, конечно, желающих. Остальные ребята будут во время праздника составлять группу поддержки. Сформированные группы в тайне друг от друга готовят свое выступление, подготавливают костюмы, в которых обязательно должен найти отражение характер декоративного промысла.

Учитель руководит всей подготовкой, проверяет готовность “делегаций”, занимается с коробейником и скоморохами (на эти роли приглашаются старшеклассники).

Зал в день праздника оформляем с творческой группой, но помогают все желающие. На стенах вывешиваем газеты, которые учащиеся 7-х классов должны заранее оформить к празднику, называются они “Мы едем на ярмарку”. Здесь же устраивается выставка рисунков с изображением элементов росписей, различных изделий промыслов, натюрморты и т.д. Развешиваем пословицы и поговорки о народных умельцах, яркие фигуры клоунов и скоморохов в рост человека, нарисованные и вырезанные из обоев, воздушные шары. За несколько дней до праздника раздаем красочные пригласительные билеты (тоже приготовленные на уроках изо) учителям школы, родителям.

Гостей встречает и рассаживает Хозяйка земли Коми в национальном костюме. Звучит песня “Разноцветные ярмарки” в исполнении В.Леонтьева. Появляются скоморохи.

1-й скоморох:

Почтеннейшие господа!

Пожалуйте к нам сюда!

Выставляйте свой товар

На наш ярмарочный базар!

2-й скоморох:

Товарец важный,

Похвалит его купец каждый!

Пожалуйте!

С добрых молодцов пятак берем,

А красным девицам – даром даем!

1-й скоморох:

К нам в город Мастеров на ярмарку прибыли купцы из города Городец.

1. Под песню “Утушка луговая” входят “купцы” со своим товаром. Проходят вперед зала, где полукругом расставлены стулья, стоят столы и выставочные стенды. Кланяются и садятся на указанные места!

2-й скоморох: – На нашу ярмарку в город Мастеров прибыли купцы из деревни Гжель.

Под песню “Калинка” входят “купцы” со своим товаром, проходят вперед, кланяются и садятся на указанные места.

Так же входят и остальные делегации.

1-й скоморох: В нашей весенней ярмарке принимают участие купцы из села Жостово.

Входят под песню “Валенки”.

2-й скоморох: К нам прибыли на веселую ярмарку купцы из слободы Дымково.

Входят под песню “У нас нынче субботея”.

1-й скоморох: На нашу ярмарку в город Мастеров приехали купцы из торгового села Хохлома.

Входят под песню “Посылала меня мать”.

2-й скоморох (показывает на гостей в зале):

А также у нас на ярмарке люд молодой, удалой да гости заморские.

Входит Хозяйка земли Коми в национальной одежде с хлебом-солью на подносе.

Хозяйка – Ми зэв радпырысь чолцмалам тiянцс Коми му вылын Мастерьяслцн карын.

…Мы рады приветствовать вас на славной земле Коми, в городе Мастеров.

С поклоном передает хлеб ведущей, одетой в русский костюм. Уходит.

Ведущий: Дорогие купцы, селяне, гости. Разрешите и мне поприветствовать вас на гостеприимной земле Коми. (купцам) Вы, купцы дорогие, люди торговые, на нашей ярмарке должны

Себя показать,

Товар свой продать,

Товар купить.

Ничего не забыть,

Все рассказать – не утаить.

Ну, выходите вперед себя показать,

товар описать.

1. Го╡одец

– Дорогие гости, здравствуйте! Приехали мы к вам из старинного-старинного городка, что на реке Волге, – Городца. Когда-то в нашем городе строили корабли парусные, да не простые, а дивно разукрашенные, со всякими резными фигурками и узорами. На носу русалки, их называли Берегинями.

– И дома у нас в Городце украшали и украшают по сей день такой же богатой резьбой, и стоят они, как сказочные терема.

– Сплошь в затейливых узорах у нас и мебель, и прялки, и сани, дуги и другие домашние вещи. Мастерят у нас и деревянные игрушки, и посуду деревянную. А уж как все это расписывают!

Раскладывают на обозрение настоящие изделия Городца, все, что смогли собрать по поселку.

– Самое примечательное в росписи – это конь. Красивый гордый конь с сильной шеей и тонкими пружинистыми ногами.

– Его рисуют на дверцах шкафов и шкафчиков, на спинках детских стульчиков, на тарелках, которые вешают на стены.

– И обязательно окружают яркими сказочными цветами. Здесь же иногда рисуют людей, диковинных птиц и зверей. И получается, как будто мчатся кони в каких-то сказочных веселых садах.

– Мчатся кони, летят кони, словно они и кони, и птицы одновременно. Таких летящих коней нигде, кроме Городца, не увидишь. В Городце всегда любили сказки, поэтому и изделия получаются такими сказочными.

Ставят на выставочный стенд деревянные кухонные доски, расписанные на уроках изо.

Частушки:

Наши доски расписные,

Посмотрите, вот какие.

Все хотим вам показать

И подробно описать.

Тушки-татушки

Про них споем частушки.

По розанам и купавкам

Городецкий скачет конь,

И цветами весь расписан.

До чего ж красивый он.

Три девицы молодые

Под розанами стоят.

“Где же хлопцы удалые?” –

Во все стороны глядят.

Вот по улочке Петруша

Едет на коне верхом.

Верный пес его послушный

Бежит вслед за женихом.

Тушки-татушки,

Вот и все частушки.

– Обычно жизненные сцены, увиденные мастером, переносятся на доску. Вот как эта, например (поют):

Конь копытом бьет,

Удила грызет,

А молодушка

За водой идет.

Появляется девушка с коромыслом и ведрами, в старинной одежде.

Молодка, молодка, молоденькая,

Русая коса, голубы глаза.

Девушка (поет):

Не с кем мне молодке

Ноченькой гулять,

Ноченькой гулять,

Темну коротать.

Дружок не придет

Далеко живет.

Далеко-далеко,

На той стороне

На той стороне,

Да за речкою.

Мне б к нему бы перейти,

Брода не могу найти.

К речке ты иди

И коня веди.

Там на берегу постой,

Напои коня водой.

(Уходит).

Поют:

Наш товар весь расписной

Загляденье, хоть куда!

Доски наши до одной

Покупайте, господа!

– Ну, а вы, главный устроитель ярмарки, примите подарки от земли нашей городецкой.

С поклоном вручают несколько расписных досок.

2. ГЖЕЛЬ

– Мы, посланцы небольшой подмосковной деревни Гжель, прибыли на вашу ярмарку.

Кланяются, выкладывают настоящие гжельские изделия, поют частушки.

– А деревня наша Гжель

Не за тридевять земель.

– Под Москвою мы живем,

Глину месим и поем.

– И игрушки, и посуду

Прославлять и вам здесь будем.

– Очень любим синий цвет,

Потому что краше нет.

– Небо гжельское такое

Лучезарно-голубое.

– В речке синяя водица,

Так и хочется напиться.

– Ну а только лето будет

Голубица там и тут,

– Вот поэтому нас люди

Гжелью синею зовут.

(хором)

– Чашки, блюдца, самовары

Знают люди всей земли.

Мы и к вам полно товару

Для продажи привезли.

Ставят на выставочный стенд самодельную посуду из папье-маше.

– Небо у нас в Гжели действительно, как нигде в России, – синее-синее. Вот и придумали мы перенести эту синеву на белый фарфор. Наши изделия ни с какими не спутаешь.

– Все голубое да синее – и цветы, и люди, и птицы, и трава. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они веселые да красивые.

– Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею. Мастера у нас – большие фантазеры. Какую посуду делают – глаза разбегаются.

Поют и плавно ведут хоровод под музыку “Светит месяц…”

Собираю, разбираю

Васильковые цветы.

Я тебя не забываю,

Не забудь меня и ты.

Василек ты, василек.

А лучше – незабудки.

Заплету из них венок

Для сестры Машутки.

– Назови, подружка, цветик,

Самый милый и любой –

А подружка отвечает

– Колокольчик голубой!

Из лазоревого цвета

Наберу я два букета,

Синей лентой завяжу,

Кому в подарок – не скажу!

Разливается заря,

Наряжаются поля.

И полна, полна цветами

Вся родимая земля.

– Посмотрите наши изделия.

(Показывают посуду из папье-маше).

– Вот смотрите, “рыба-кит”,

А под ним вода кипит,

На спине стоит дворец,

Рядом скачет удалец.

– Здесь две барыни сидят,

Пьют чаек и говорят.

Ну а кошка возле ножки

Ждет, когда дадут немножко.

– Чашка с крышкой – просто диво!

Посмотрите, как красиво!

На ней сказочная птица

Так и хочет в небо взвиться.

– А вот чудный куманец,

Ну совсем, как наш купец.

Ручки скрючив на боках,

Стоит в синих сапогах.

– Не проходите мимо красоты невиданной! Покупайте наш товар, не пожалеете!

– Ну, а в память о нас на этой ярмарке подарки примите наши, от души приготовленные.

3. ЖОСТОВО

Выходят, расставляют на столе подносы настоящие, а на выставочном стенде – подносы из картона, покрытые лаком.

Мы приехали к вам в гости

На веселый праздник ваш.

Посмотрите на подносы –

Это ж просто вернисаж.

– Мы приехали из подмосковного села Жостово. С давних пор у нас изготавливают расписные, лакированные подносы. Созданные руками народных мастеров, они прославились повсюду своей красотой. Уже почти два столетия существует наш промысел.

– Сначала из листа железа “выкраивают” подносы разной формы. Бывают они круглые, овальные, прямоугольные, с фигурными краями.

– Потом их покрывают краской, и по цветному или черному фону художники рисуют узоры мягкой кистью масляными красками.

– И расцветают пионы, розы, георгины, маки, незабудки. Подносы получаются один лучше другого: нарядные да яркие.

– На одних – цветы собраны в пышные букеты и расположены в центре. На других – разбросаны по всему подносу или в виде гирлянд идут по краям.

– Затем поднос лакируют, и перед вами такое чудо (показывают).

Под гармошку поют частушки с “выходом”. Во время исполнения желательно задействовать и цветные шали, которые у девочек на плечах.

– Черный фон сияет лаком,

А на нем цветов краса.

Алых, желтых, с красным маком –

Это просто чудеса!

– Колокольцы распустились,

Незабудки встали в ряд,

Засверкали, заискрились.

Покупайте все подряд!

– Алы розы на подносе

Вся природа – Божий дар.

Подходите, вас мы просим,

Раскупайте наш товар!

– В мире нет таких подносов,

Они словно вешний сад.

Лучше их вы не найдете,

Покупайте стар и млад!

– Покупайте, честной народ, наши подносы! Украшайте свой дом красотой неповторимой!

– В память о нашей делегации мы оставляем вам подарки.

4. ДЫМКА

На столе расставляют настоящие дымковские изделия, а на выставочном стенде – барышень и кавалеров, сделанных на уроках изо из глины.

– Почтеннейшие господа!

Посмотрите вы сюда!

Игрушки вятские

На все манеры

– Вот вам – барышни,

А вот – и кавалеры.

– У барышень алые щечки и губки.

Нарядные платья и теплые шубки.

– Хоть весь базар обойдете,

Лучше барышень не найдете.

Игрушки наши повсюду славятся.

Подходите скорее, и вам понравятся!

– Здравствуйте, гости дорогие, народ честной! Заходите к нам на ярмарку, покупать товары яркие!

– Привезли мы их из заречной слободы Дымково, что под городом Кировом. Зимой, когда топим печки, летом, когда туман в пасмурные дни, слобода вся – будто в дыму, в дымке. И река есть красивая – Вятка.

– Здесь у нас в далекую старину и зародилась игрушка, которую нежно и ласково называем – дымка.

– Много лет назад – 100, 150, а может, и более того – придумали лепить из глины игрушки: глиняных конников, сказочных, похожих на жар-птицу индюков, баранчиков в штанишках, нянек и деточек, барышень и кавалеров, водоносок, диковинных оленей, коз да много всякого другого.

– Вылепят мастерицы, обожгут для крепости в печках, побелят мелом, на молоке замешенном, и наступает самая главная пора – роспись игрушки.

– Узор проще некуда: кружочки, полосочки, клеточки, пятна, точечки. Зато краски яркие-яркие. И потому пестро, весело выходит.

– Затем мастерица наносит тонкие, легче пуха, листочки золота, и игрушка засветилась, заиграла, стала ненаглядной.

– На душе становится радостно, празднично. Ноги в пляс так и просятся.

Под звуки песни “Сапожки русские” исполняют задорную кадриль.

– Спасибо, гости дорогие, что выслушали нас. Приходите на ярмарку и в другой раз. Всегда вам всем рады. Низкий поклон вам.

– Ну, а о земле вятской оставляем вам на память подарки наши.

5. ХОХЛОМА

Расставляют на столе настоящие хохломские изделия, а на выставочном стенде – ложки из папье-маше.

– Низко кланяемся вам, дорогие гости!

– Кому посуда для кашки-окрошки,

Чудо-блюдо да чашки, ложки?

Откуда посуда?

Да к вам приехала сама

Золотая Хохлома!

– Вот, посмотрите! Выросла золотая травка на ложке, распустился красный цветок мальва на плошке. Ягодка клюква поспела на поварешке. Клюет эту ягоду хохлатая птица – золотое перо.

– Полюбуйтесь на это чудо-ложки, чашки и бочонки, сахарницы и бокалы, вазы и подносы, широкие блюда и утицы, ковши “братины”.

– Всю эту домашнюю утварь, выточенную из дерева, переливающуюся золотом, с веселящим глаз затейливым узором мы привезли из большого торгового села Хохломы, что под Нижним Новгородом.

– Это от нас разлетаются жар-птицами миски да ложки по ярмаркам.

(Поют песню на мотив “Там, где пехота не пройдет”).

Стоит студеная зима,

Снежинки крутит буйный ветер,

А солнечная Хохлома

Напоминает нам о лете.

Грустят деревья и дома,

Невесел минусовый градус,

Но сохраняет Хохлома

В ромашках, в ложках, в плошках – Радость!

Ладья – цветущий хвост, корма,

Нос – петушиная головка.

Плывет по лету Хохлома,

Расписанная очень ловко.

Бочонок солнечен весьма,

На нем цветы и земляника.

Семеновская Хохлома

Вся золотисто-краснолика.

В тарелочках не полутьма.

Не сумрак в вазах и солонках,

Напоминает Хохлома

Родную, милую сторонку.

– Начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев. Есть такая красивая легенда:

– Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой.

– Это, конечно, легенда. А на самом деле вырезанную посуду покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают и обжигают, после чего и заиграют ее бока золотым светом.

– А узоры с лугов да лесов перенесены – травка да листочки, цветы да ягоды. Просто! А восхищениям да восторгам – конца нет.

– Ударяли ложки

В звонкие ладошки!

Ой, жги – говори!

Заиграли ложкари!

– Не дождик, не град,

А брызги летят

Пляшет эхо, пляшет тень,

Пляшут все, кому не лень.

– Ой, жги – говори,

Заиграли ложкари.

На деревянных ложках исполняют русскую народную песню “Лапти”.

– Мы говорим всем и всюду:

“Покупайте нашу золотую посуду,

Другой такой нигде не сыщете!”

– А от земли нашей нижегородской примите наши подарочки.

1-й скоморох: Дорогие гости торговые

Привезли товары новые.

Вы приехали и себя показать

Да и товары продать.

2-й скоморох:

Аукцион мы сейчас открываем

И цены на все поднимаем.

Если уж очень постараться,

Можно и с покупкой остаться.

Ведущий поясняет ход аукциона: выставленная вещь достанется тому, кто последним назовет достоинство данной вещи. Начинается каждый торг под удар гонга.

ЖОСТОВО (продают поднос из картона):

– Чем поднос у нас не диво?

Посмотрите, как красиво!

За кем слово последнее останется,

Тому и поднос наш достанется.

ГЖЕЛЬ (продают заварочный чайник из папье-маше):

– Покупайте заварочный чайник,

За столом он всем чашкам начальник.

Ну, смелее, не скупитесь,

Вы купить его торопитесь!

ХОХЛОМА (продают ложку из папье-маше):

– Наша ложка – хоть куда,

Ею можно без труда

Кашу есть и по лбу бить.

Продадим вам, так и быть!

ДЫМКА (продают барыню из глины):

– Барыня-красавица

И самим нам нравится.

Наше дело – вам продать,

Ваше – цену назначать.

ГОРОДЕЦ (продают кухонную деревянную доску):

– Продаем шедевр городецкий.

Конь перед вами стоит молодецкий.

Он копытом так и бьет.

Ну кто из вас коня берет?!

1-й скоморох (купцам):

– Распродали все товары

И скорее – тары-бары.

Нет, друзья, так не годится,

Продолжаем веселиться!

2-й скоморох (купцам и зрителям):

– Да и вы все засиделись,

На своих местах пригрелись.

Выходите-ка плясать,

Свои ножки разминать.

Ведущий обьявляет конкурс на самого веселого и стойкого плясуна. Победителю, переплясавшему всех, надевается на шею связка баранок.

Все желающие пляшут “Барыню”.

Ведущий: На каждой ярмарке устраивают всегда “петушиные бои”. На нашей ярмарке без этого тоже не обойтись.

Скоморохи мелом проводят на полу 4 круга. Ведущая вызывает по желанию 8 мальчиков из зрителей, надевает на них пелерины и шапочки с клювом – все это расписано хохломской, дымковской, городецкой и гжельской росписями – по 2 штуки.

Ведущий: Вот купцы торговые из своих сел и деревень привезли с собой таких симпатичных петушков, чтобы они силой померились. Надо, на одной ноге прыгая внутри круга, вытолкнуть из него противника. Посмотрим, какой петушок самым ловким окажется.

В одном круге должны находиться петушки разных видов. Победители соревнуются между собой. И так до тех пор, пока не останется один петушок. Он получает конфеты “Цветной горошек”.

1-й скоморох (вручая конфеты):

– Петушок наш молодец,

Настоящий удалец.

Дам за это немножко

Тебе цветного горошка.

Ведущий: Ну и, конечно, ни одна ярмарка не обходится без карусели. Сейчас и у нас завертится-закружится карусель.

Скоморохи ставят 10-15 стульев кругом. Ведущая вызывает желающих на одного больше, чем стульев. Под песню “Разноцветные ярмарки” ребята бегают вокруг стульев. Музыка внезапно обрывается – все должны занять стулья. Оставшийся без стула выбывает. Затем один стул убирают, и карусель вновь завертелась. И так до тех пор, пока не останется один игрок. Ему приз – яблоко.

2-й скоморох (вручая приз):

– Конь в “яблоках” на карусели

Быстро привез тебя к цели.

За ноги твои “летящие”

Вот яблоко тебе настоящее.

1-й скоморох:

Хватит всех нам веселить,

Пора гостей уж одарить.

2-й скоморох:

– Коробейника встречайте

Да частушки вспоминайте.

1-й скоморох:

– Надо спеть одну частушку,

А за это – погремушку.

2-й скоморох:

– Иль свистульку, бусы, шар

Здесь получите вы в дар.

Ведущий: Коробейник – это человек, без которого ни одна ярмарка не обходится. Ходит он со своим коробом, песни поет да товар продает. У нашего коробейника тоже товар, вам надо постараться раскупить его. И цена невелика – пропеть всего лишь одну частушку.

Под звуки “Коробейники” выходит коробейник в русской рубахе, у него на широкой ленте лоток с различными предметами, сделанными на уроках изо: бусы из рябины, глиняные мелкие игрушки, свистульки, погремушки из папье-маше, тряпичные куколки, каргопольские, филимоновские игрушки, шарики воздушные и т.д.

Коробейник (обходит весь зал по кругу):

Купи-ка, мамаша, папаша,

Деточка-то ваша,

С этой игрушкой пусть

Он поиграет, повеселится,

Потешится, порезвится.

Ай да кукла,

ай да Малаша,

Неслыханное чудо,

Невиданное диво!

Наша хата

Утехами богата –

Расчески-гребешки,

Свистульки-петушки…

Покупайте за частушки

Ученические игрушки.

Ну, а кто заупрямится,

Тот без подарка останется.

Начинается конкурс частушек. В обьявлении о празднике обращалось внимание на “домашнюю заготовку” частушки, желательно фольклорной.

Когда все желающие частушки пропели, входит Хозяйка земли Коми с подносом в руках, на котором лежат украшения – коми кулоны, сделанные на уроках изо в 6-х классах.

Хозяйка: Дорогие гости, купцы незаморские! Мы рады, что на нашей земле Коми прошла такая веселая ярмарка. Спасибо вам за подарки ваши щедрые. Мы тоже хотим подарить в память о нашей земле, о ярмарке наши скромные сувениры-кулоны. Такие кулоны делают из меха, кожи и замши.

Хозяйка раздает всем “торговым людям”, прибывшим на ярмарку, и группе поддержки кулоны.

Затем приглашает “купцов”, участников ярмарки, родителей на чаепитие.

Под песню “Разноцветные ярмарки” участники ярмарки уходят в класс, где уже все приготовлено для чаепития. Каждая делегация заранее готовила угощение: блины, пирожки, пироги, печенье, ватрушки, шанежки и пр.

После чаепития продолжаются игры и танцы.

Людмила МОРОЗОВА

Республика Коми

Музыкальная гостиная

Реквизит: жетоны (20 штук);

карточки с цифрами 1, 2, 3, 4;

музыкальные ребусы;

эмблемы с нотами.

Фонограммы:

Чайковский “Щелкунчик” – Па-де-де.

Бах “Шутка”; Чайковский “Щелкунчик” – Испанский танец, Марш, Вальс цветов;

Бобеску “Лесная сказка”;

Хачатурян “Танец с саблями”;

Сен-Санс “Лебедь”;

Шуман “Полонез”;

Шопен “Мазурка”, “Полька”;

Чайковский “1-й концерт для ф-но с оркестром”;

Чайковский “Щелкунчик” – танцы испанский, арабский, китайский, русский. “Времена года” – Баркаролла, Осенняя песня.

Ход вечера

Звучит Па-де-де из балета “Щелкунчик”.

– Дарите музыку друг другу!

Пусть каждый день и каждый час,

Подобно радостному чуду,

Она звучит в сердцах у нас.

Весь мир прекрасный и зовущий

Вмещает музыка в себя,

В ней рокот волн, о берег бьющих,

И трепет листьев сентября.

– Волнует музыка, тревожит,

Вновь пробуждая красоту,

И никогда никто не сможет

Сравниться с ней по волшебству.

Ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья. Я приглашаю вас в музыкальную гостиную, в волшебный мир музыки. Мне не хотелось бы в этот прекрасный весенний вечер читать вам скучную лекцию о музыке, поэтому я предлагаю вам “поиграть в серьезную музыку”.

На сегодняшний вечер мы пригласили гостей, которые не только порадуют нас своим выступлением, но и зададут вам свои вопросы.

За каждый правильный ответ вы получите жетоны.

– Исакова Оксана, лауреат районного конкурса самодеятельной песни. (Исполнение песни).

Ее вопрос: “Существуют 2 музыкальных ключа. Как они называются и с какой ноты начинаются?”

– Скрипичный, с ноты “соль”.

– Басовый, с ноты “фа”.

– Вторым нашим гостем будет преподаватель музыкальной школы…

Она исполнит для вас…

Ее вопрос: “Определите инструменты, солирующие в данных отрывках…”

– Я предлагаю вам посмотреть танцевальный номер.

А теперь вопрос: “Назовите современные и старинные бальные танцы”.

– На сцене преподаватель фольклорной группы музыкальной школы… Послушайте русскую народную песню в исполнении ребят этой группы. Вопрос: “Назовите русские народные музыкальные инструменты”.

(Гармонь, балалайка, трещотки, ложки, бубен, жалейка, рожок, гусли, дудка, свирель).

– На сцене танцевальный коллектив…

Вопрос: “Послушайте фонограмму и определите характер произведения?”

(Марш, вальс, мазурка, полька).

– Послушайте романс в исполнении учителя музыки…

Его вопрос: “Назовите музыкальные размеры. Продирижируйте размер польки, вальса, марша”.

– Прошу всех, кто получил жетоны за правильные ответы, подняться на сцену. Назовите русских и зарубежных композиторов-классиков.

Идет игра по кругу. Не дающий ответа выбывает.

– У нас определилось семь участников, т.е. семь нот. Каждый выбирает эмблему с нотой и цифры от 1 до 4. Прошу присесть на сцене и познакомиться с жюри.

Звучит фонограмма 1-го концерта Чайковского.

– Средь леса смычков – дирижерский

остров

Занял пианист у рояля место.

Конферансье обьявляет: “Чайковский.

Первый концерт фортепиано

с оркестром”.

Вошел дирижер под рукоплесканье,

Кивнул музыкантам, у пульта встал

строго.

Волшебную палочку взял: “Внимание!

Ни звука!” (Как силы в руках его много!)

Все замерло, стихло, глядит в упоенье

На палочку, что над оркестром застыла.

И вдруг… С ее взмаха взорвалось

мгновенье.

Взорвалось, дыханье перехватило.

Вы слышите? Это шумят наши реки,

Вы слышите? Это поют наши птицы!

Вы слышите? Золотом брызнуло в веки,

Волнуясь, безбрежное море пшеницы.

Летают прекрасные умные руки.

Мелькают в нотах: фортиссимо, престо…

Здесь жизнь, здесь радости,

горести, муки,

Не просто концерт фортепиано

с оркестром.

За сердце великое, скромное, русское

Спасибо, спасибо вам, Петр Ильич!

Вы жизнью своею наполнили музыку.

Вы музыкой сделали вашу жизнь!

– Наша конкурсная программа посвящена великому композитору П.И.Чайковскому. Ему принадлежат многочисленные пьесы, романсы, оперы и балеты, концерты и симфонические произведения.

– Сегодня конкурсанты поделятся с нами своими знаниями о Чайковском и его творчестве. За каждый правильный ответ вы получаете один балл. Вы отвечаете на мои вопросы поднятием карточки с нужной цифрой.

Вопросы:

1. Город, где родился Чайковский? (Петербург, Клин, Воткинск, Москва).

2. Год рождения Чайковского? (1800; 1812; 1840; 1870).

3. Чайковский написал три балета-сказки. Какое из названных произведений не принадлежит ему? (“Снегурочка”, “Щелкунчик”, “Лебединое озеро”, “Спящая красавица”).

4. Отмечая скудный репертуар детских пьес, легких и интересных, он пишет целый детский сборник, состоящий из 24 пьесок. Туда вошли: “Игра в лошадки”, “Марш деревянных солдатиков”, “Баба Яга”. Как назвал Чайковский этот сборник? (Детский альманах, Детские игры, Детские забавы, Детский альбом).

5. Какое из названных произведений вошло в “Детский альбом”? (Болезнь куклы, Похороны куклы, Новая кукла).

6. …Далеко на много верст кругом видны башни старинного замка. Сегодня здесь сын принцессы Зигфрид отмечает свое восемнадцатилетие. Столы накрыты прямо в парке. Последний солнечный луч скользнул по острым верхушкам башен. И в лучах заходящего солнца блеснуло что-то ослепительно белое.

– Смотрите, смотрите, – закричали присутствующие…

Как называется этот балет-сказка? (“Спящая красавица”, “Щелкунчик”, “Лебединое озеро”).

7. Один за другим прибывали гости со всех частей света: импульсивные испанцы, плавные арабы, непонятные китайцы и зажигательные, вихрем подхватившие всех в пляске русские. Послушайте фонограмму четырех танцев. Найдите среди них испанский.

8. В Петербурге издавался журнал “Нувелист”. Однажды здесь появились ноты небольшой фортепианной пьесы Чайковского. В каждом последующем номере появлялись другие пьесы, образовав целый цикл. Как он назывался? (Цикл русских романсов, Двенадцать вальсов, цикл “Времена года”, “Картинки с выставки”).

9. Фонограмма “Времена года”, “Июнь”. Как называется эта пьеса? (“Баркаролла”, “Серенада”, “Розолинда”).

10. Каким русским праздником назвал Чайковский одну из своих пьес? (Рождество, Пасха, Троица, Масленица).

11. Фонограмма “Времена года”, “Октябрь”. Какой месяц характеризует эта пьеса? (Декабрь, октябрь, сентябрь, июль).

Наша конкурсная программа подошла к концу, и я благодарю всех участников и прошу их пройти в зал. А пока жюри совещается, я предлагаю несколько музыкальных ребусов.

1. Участь, выпавшая человеку или часть от целого? (Доля).

2. Единица расстояний в некоторых европейских странах? (Миля).

3. Бобовое растение? (Фасоль).

Слово жюри, награждение

– Я благодарю всех, кто пришел сегодня в нашу “Музыкальную гостиную”. Надеюсь, что вы с удовольствием встретились с этой прекрасной, серьезной и такой близкой нам музыкой.

– Спасибо, музыка, за то, что ты меня

не оставляешь,

Что ты лица не закрываешь, себя

не прячешь ни за что.

Спасибо, музыка, за то, что ты –

единственное чудо,

Что ты – душа, а не причуда,

что ты с мечтою заодно!

Елена ЩЕРБАКОВА

Самарская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте