“Бабэоби пелись губы”
Вечер, посвященный русским художникам
Звучит “Вальс” Г. Свиридова.
В искусстве существуют вечные темы. Одна из них – женщина и материнство. Женский характер всегда привлекал особое внимание художников.
В Древней Руси не существовало светского искусства. Однако свой идеал женственности художники выражали в иконах.
На экране икона “Владимирская богоматерь”
Одна из известных нам древнейших икон, “Владимирская богоматерь”, написана в ХII веке. Это типичное произведение средневекового искусства. Сын тянется к матери, обнимает ее; вопрошает по-взрослому осмысленным взглядом. Мать отвечает спокойным наклоном головы, она прильнула к его щеке, но не смотрит на сына. Она смотрит на зрителя, как бы обращая его внимание на того, кого она боготворит своей любовью, но не в силах спасти.
Склоняся к юному Христу,
Его Мария осенила,
Любовь небесная затмила
Ее земную красоту.
А он, в прозрении глубоком,
Уже вступая с миром в бой,
Глядит вперед – и ясным оком
Голгофу видит пред собой.
(А.К.Толстой)
К концу ХVI-ХVII века в России появляется светское искусство. В моду входят парсуны, которые внешне очень напоминают иконы, но на которых, как правило, изображаются реальные люди.
На экране парные портреты Г. Мусикийского, Петра I и Екатерины
Петровская же эпоха с ее реформами приносит обновление во все сферы жизни русского общества, в том числе и в искусство. Кстати, искусство переносит реформы достаточно легко. Традиционная система иконописи сдала свои позиции без боя. На смену ей приходит портрет, и иконописцы с легкостью становятся живописцами.
И вот к концу ХVIII века русская портретная живопись развилась поистине блистательно. Одной из главных тем здесь становится воспевание идеального образа женщины. Художник должен был прежде всего изображать женское очарование. Женщины на этих портретах кокетливы и обольстительны. В портретах художников-иностранцев дамы напоминают кукол: игриво улыбаются, жеманно наклоняют головку, и очень этим похожи друг на друга. Но русские художники Рокотов, Левицкий, Аргунов, а позже Боровиковский вносят в этот образец психологическое оживление, конкретность характера. В этих портретах облик дам передает живую картину нравов, моды и вкусов эпохи женского всевластья, мы находим в них надменную красоту и нежную мечтательность, прихотливое кокетство и скромность, суровую замкнутость и душевное обаяние. Главное в жизни – властвовать в сердцах мужчин.
На экране слайд Ф. Рокотова “Портрет неизвестной в розовом платье”.
Это эпоха авантюрных биографий: Софии Потоцкой – гречанки, проданной в Стамбуле на базаре за гроши и купленной через 10 лет графом Потоцким у графа де Витта за 2 млн. золотых; племянниц всесильного князя Потемкина-Таврического, которым любвеобильный дядя дарит огромные состояния, прельщающие самых знатных женихов; Екатерины Орловой, вытеснившей императрицу из сердца своего мужа.
Но не только известные красавицы привлекали внимание живописцев. Пример тому – “Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме” И. Аргунова.
В ряде портретов наряду с очарованием, поэтичностью мы видим в образах женщин величие и мудрость, возвышенность мыслей и чувств, о которых так любила распространяться в своих письмах философам Екатерина II.
На экране слайд Д. Левицкого “Екатерина II – законодательница в храме Правосудия”
В ее собственных портретах, портретах Е. Дашковой, статс-дамы Трубецкой они изображены за письменным столом занимающимися научными и государственными делами. Например, портрет Екатерины II Д. Левицкого.
В систему воспитания дворянских девушек как обязательные входят занятия литературой, музыкой, живописью, танцами. Под влиянием идей французского просвещения Екатерина II сама составила программу воспитания “идеальной дворянки”. Портреты воспитанниц Смольного института благородных девиц кисти Д.Г.Левицкого как бы отражают эту педагогику. Художник изображает девушек в театрально-праздничной приподнятости. По этим портретам можно одновременно изучать и воспитательную систему, и характер каждой изображенной, и костюмы эпохи.
На экране Левицкий – “Портрет Алымовой”, “Портрет Е.Н. Хованской и Е.Н.Хрущевской”
Не нимфы ль богинь пред нами
здесь предстали?
Иль сами ангелы со небеси
сошли
Ко обиталищу меж смертных
на земли,
Что взоры и сердца всех
зрителей питали.
Как солнечны лучи, так взоры их
сияют,
С красой небесною краса сих
нимф равна,
С незлобием сердец невинность
их явна,
Конечно, божество они в себе
являют…
Так запечатлел “смольнянок” поэт А. Сумароков, будучи свидетелем их прогулки в Летнем саду.
В 90-е годы ХVIII века в России распространилось стремление художников к героизации и возвышенному стилю в портретах, что диктовалось эстетическими нормами классицизма.
На экране В. Боровиковский – “Портрет Е.А.Нарышкиной”.
Классицизм предписывал при изображении женщин величественно скромную одежду греческих богинь. Ткани естественно облегали стан, поэтому легко было придать изящество позе. Подчеркнутая простота одежды давала художникам возможность уделить особое внимание пластическому совершенству шеи и рук. На портретах художника В. Боровиковского женщины уже не носят пышных обольстительных нарядов, одеты в простые одеяния античных богинь. В самых его известных портретах М. Лопухиной и Е. Нарышкиной героини вполне соответствуют идеалу времени и в то же время неповторимы в своей красоте и обаянии.
На экране В. Боровиковский – “Портрет М.И.Лопухиной”
Чередование самых противоречивых и тонких чувств у Лопухиной отражено нежной живописью, ее мягкой холодной и светлой гаммой. Это создает особую поэзию образа той, которая вдохновляла поэтов на стихи как при жизни, так и после смерти.
Она давно прошла – и нет уже
тех глаз
И той улыбки нет, что молча
выражали
Страданье – тень любви, и мысли
– тень печали…
Но красоту ее Боровиковский
спас.
Так часть души ее от нас
не улетела.
И будет этот взгляд и прелесть
тела
К ней равнодушное потомство
привлекать,
Уча его любить – страдать –
прощать – молчать…
(Я. Полонский)
На экране О. Кипренский – “Портрет графини Е.П.Ростопчиной”
Романтизм – новая эпоха в женском портрете. Тонкие движения души, особая чувствительность, присущая новому идеалу женщин, выдвинутому творчеством Карамзина, Жуковского, оказали большое влияние на Кипренского и других художников первой половины ХIХ века. Их портреты все больше отражают все характерные черты романтизма.
Ее уж нет! Все было в ней
прекрасно!
И тайна в ней великая жила,
Что юношу стремила
самовластно
На видный путь и чистые дела.
Он чувствовал – возвышенные
блага
Есть на Земле! Есть целый
мир труда.
И в нем надежд и помыслов
отвага,
И бытие привольное всегда!
(Н. Языков)
В середине ХIХ века женские образы на портретах уже лишены возвышенности предыдущей эпохи. В портретах К. Брюллова, В. Гау и других художников прежних мечтательниц сменили кокетки. Внутренний мир как особая тема в женском портрете сходит на нет. По портретам этого времени мы можем изучать модные платья и шляпки. Женщины изображаются на фоне нарядных интерьеров своих дворцов, в прелестных парках, с любимыми собачками. В портретах подробно выписаны бархат, кружева, драгоценности и перья на шляпах. Часто художники самозабвенно выписывают дорогие ткани и меха, как бы забывая о самих персонажах, которые кажутся куклами.
На экране К. Брюллов – “Портрет графини Ю.П.Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини”
В парадных портретах Брюллова изображены светские красавицы среди роскошной обстановки, в пышных нарядах. В их бледных лицах – аристократическая надменность, уже нет простоты и сердечной отзывчивости, свойственной женщинам на портретах романтической эпохи.
Я весела средь говора и смеха
В живом кругу знакомых
и друзей.
Я весела… и светского успеха
Отраден блеск для гордости
моей.
Но в тайный час мечты
уединенной,
В раздумья час, в домашней
тишине,
И страх и скорбь встают в душе
смятенной,
И скорый путь на ум приходит
мне…
Улыбки им – всем чуждым,
проходящим,
Им всем – красно иль сладко
говорящим,
Улыбки им – в оплату и в ответ!..
(Е. Ростопчина)
На экране В. Тропинин – “Кружевница”
В противовес таким портретам в русском искусстве первой половины ХIХ века появляется новое движение “простонародного” женского портрета – сентиментального у Тропинина и поэтического у Венецианова.
В начале ХХ века художники начинают искать новые формы в живописи. Некоторые ищут для себя идеалы в будущем, другие обращаются к прошлому. Женские образы теперь часто лишены простодушности, открытости.
На экране К. Сомов – “Портрет дамы в голубом”.
У художника К. Сомова идеал красоты был устремлен в будущее. “Дама в голубом” типична в этом отношении. Ее композиция аналогична парадным портретам ХVIII века. Внешняя атмосфера картины успокоительна, даже несколько театральна, но с этой атмосферой контрастирует лицо женщины – щемяще тревожное, как бы даже тронутое болезнью. Кстати, это лицо соученицы Сомова по Академии художеств Е.М.Мартыновой, которая умерла через 4 года от чахотки.
Твои глаза – как тихая вода в заре вечерней.
Твоя душа – как светлая загадка той воды.
Все в жизни в изменении, и каждый час – неверней.
Твое прикосновение – как белый луч звезды.
Мерцает лишь зарницами – далекий праздник грома.
Замедленные сумерки – лишь просветленный день.
Я долго был в изгнании – с тобой я вечно дома.
Я видел много призраков – твоя отдельно тень.
(К. Бальмонт)
На экране М. Врубель – “Гадалка”
Образу женщины у М. Врубеля присуща драгоценная хрупкость мечты, пожелавшей на краткий миг воплотиться в реальность. Вымышленное у него сплетается с действительным, духовное – материализуется, материальное – одухотворяется. В “Гадалке” выражено интимное лирическое начало. В сложнейших переливах тона и цвета, в ударах багрового и коричнево-черного орнамента слышатся какие-то глухие, звенящие, завораживающие звучания, которые как бы передают вибрацию души женщины, ее тайну. Создавая определенное настроение, вся живопись символизирует ее внутренний мир, пространство ее души.
Нет, никогда моей и ты ничьей не будешь.
Так вот что так влекло сквозь бездну грустных лет,
Сквозь бездну дней пустых, чье бремя не избудешь.
Вот почему я – твой поклонник и поэт!
Здесь – страшная печаль отверженности женской.
За прелесть дивную – постичь ее нет сил.
Там – дикий сплав миров, где часть души вселенской
Рыдает, исходя гармонией светил.
Сама себе закон – летишь, летишь ты мимо,
К созвездиям иным, не ведая орбит,
И этот мир тебе – лишь красный облак дыма,
Где что-то жжет, поет, тревожит и горит!
(А. Блок)
Представители русского авангарда в своем творчестве пытались отойти от традиционных правил живописи и искали часто совершенно новые формы.
На экране В. Кандинский – “Русская краса в пейзаже”
Например, Василий Кандинский начинал писать в реалистической манере, но постепенно стиль его творчества менялся. На пути от реализма к авангардизму Кандинский работает в стиле немецкого модерна. Картина “Русская краса в пейзаже” написана именно в этом духе.
В душу закралось чувство неясное,
Будто во сне я живу.
Что-то чудесное, что-то прекрасное
Грезится мне наяву.
Близится туча. За нею тревожно я
Взором слежу в вышине.
Сердце пленяет мечта невозможная,
Страшно и радостно мне.
Вижу я, ветра дыхание вешнее
Гнет молодую траву.
Что-то великое, что-то нездешнее
Скоро блеснет наяву.
Воздух темнеет… Но жду беззаботно я
Молнии дальней огня.
Силы небесные, силы бесплотные,
Вы оградите меня!
(С. Лохвицкая)
На экране К. Малевич – “Девушка с красным гребнем”
Любопытна картина другого крупного русского авангардиста – Казимира Малевича “Девушка с красным гребнем”. Здесь художник не пишет, а будто бы лепит, воссоздает с помощью мелких спаянных мазков хрупкий и очень жесткий облик, в котором нет ничего сиюминутного, индивидуального, телесного. Женский образ Малевича неконкретен, универсален, но, несмотря на это, в картине чувствуются внутреннее напряжение и драматизм.
Бабэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови.
Лиэээй пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.
(В. Хлебников)
На фоне музыки
Образ женщины за 9 веков русского искусства претерпевал значительные изменения во внешнем облике. Но, по сути своей, сохранил непреходящие вечные достоинства: материнство, нежность, красоту.
Валентина АНТИПОВА
Псков
Комментарии