Цели: Развитие мотивации к заботе о собственном здоровье. Показать последствия вредных привычек.
Ожидаемые результаты: ориентация на здоровый образ жизни.
Оборудование: плакаты о вреде наркомании, видеофильм “О наркотиках” (видеосюжет периода ломки), наркомания – narke – оцепенение, онемение, mania – сумасшествие, безумие; выставка книг “Хоть немного еще постою на краю…” о Д.Лондоне, В.Высоцком, записи песен В.Высоцкого.
План подготовки классного часа:
1. Ролевая игра “Вот как начинается”.
2. Выпуск информационного листа “Имя беды – наркотики”.
3. Приглашение подросткового врача-нарколога, инспектора ОППН.
4. Выпуск плакатов о вреде наркомании.
Краткое содержание классного часа.
Учитель: Американский писатель Дж.Лондон в своих книгах рассказывал о смелых и отважных людях с несгибаемой силой воли и силой духа. Однако прославляя мужество других, сам оказывался беспомощным перед врагом, имя которому алкоголизм.
Ученик: Актер театра и кино Вениамин Смехов писал: “Он умер от себя. Кто был его злейшим врагом? Каждый из нас знает – не кто, а что… Умер Высоцкий 24 июля 1980 г. в сорок два года. Говорят, если бы врач, который дежурил у него в ту ночь, не задремал – он был бы жив. Только вряд ли его мог спасти врач. Владимир сам предчувствовал свою смерть, много писал о ней…”
(Запись песни “Кони привередливые”)
Учитель: Высоцкий был сторонником силы. И не только душевно-поэтической, но и физической. Он сопротивлялся инерции падения. Более 600 песен, роли в театре, съемки в кино. “Его длинное 42-летнее самоубийство, – писал Ю.Визбор, – стало оборотной стороной медали – его радостного желания жить”. “Чуть помедленнее кони…”, “Хоть мгновенье еще постою на краю”.
Ученик: Трагическая судьба Высоцкого подтверждает мысль Дж.Лондона, что алкоголь собирает с человечества чудовищную дань, пожирает молодость, подрывает силы, губя лучший цвет людского. Эти слова можно отнести к кумиру молодежи Виктору Цою.
(Рассказ учащегося)
Учитель: Имя этих бед – алкоголизм и наркомания. Попробуем определить причины этой страшной болезни. Наркотики – непременный атрибут вечеринок, дискотек, концертов музыкальных групп. (Ответы учащихся о моде, подражании кумирам, любопытстве, псевдоколлективизме, о безвольных ребятах и т.д.).
Учитель: Поднимите руки, кто любит читать книги, особенно классическую литературу? А кто смотрит фильмы ужасов, мультфильмы о звездных войнах? Видимо, творчество, остроумие уже не щекочет наш мозг, психика огрубела. Наша нервная ткань нуждается в других раздражителях. Тяжелый рок, наркотики будоражат психику, поэтому они всегда вместе.
Учитель: Посмотрим типичный сценарий вхождения в мир наркомании.
Ролевая игра “Вот как начинается”
Автор: Летний теплый вечер. Тусовка во дворе дома. Здесь все приятели. Каждый может рассказать о своих проблемах.
1-я девушка: Мои предки меня замучили. Паспорт в кармане, а на дискотеку не пускают, за каждым шагом следят. У подруги после девяти вечера задержаться не могу. С Игорем проблемы, больше недели не встречаемся.
2-я девушка: А у меня тоска. Книги надоели. Хотела за лето подзаработать на фирменные кроссовки, не берут нигде. Делать нечего. Один пляж – вот и все развлечения.
В беседу вмешивается один из парней. “А вот как насчет оторваться? Забудем о сегодняшних проблемах. Классные вы девчонки, и для вас у меня кое-что есть. (Он вынимает пакетик травки, звучит музыка, все танцуют).
Учитель: А что дальше?
Предоставляется слово врачу-наркологу. Затем просмотр видеосюжета “период ломки”, его обсуждение. Происходит деградация личности, сужается кругозор, возникают новые проблемы.
Учитель: Очень часто бывает, когда подростки, употребив наркотики, переступают черту закона. Тенденция к “омоложению” наркопреступности наблюдается правоохранительными органами последние 2-3 года.
Учитель: Ни один наркоман не намеревался попасть в наркологическое рабство, тем более на скамью подсудимых. Все совершается под девизом “Один раз попробую, и все”, но за первым случаем будет второй. И чтобы не катиться в пропасть, вспомним, что здоровье и счастье в его собственных руках. Нас никто не застрахует от этой страшной участи, кроме нас самих. В любой ситуации.
Послушаем исповедь.
Ученик: Тяжелый период наступил неожиданно. Единственный человек, которого я уважал, меня предал. Он ушел из семьи. Для мамы это было большим ударом, сейчас она лежит в больнице, лекарства ей купить не могу, не на что. А тут знакомые из соседнего двора стали предлагать таблетку. “Попробуй, – говорили они, – и тебе сразу станет легче”. Я долго колебался. Страха не было. Просто я знал, что это пропасть, из которой не выбраться. Вместо этого я решил сделать вот что…
Учитель: Закончите исповедь (групповая работа). Учащиеся придумывают контрприемы против вовлечения в наркоманию. Вот что получилось у ребят: “А! Это я уже пробовал, нет ли у вас что-нибудь получше!” “У меня очень сильная аллергия на таблетки” и др.
Учитель: Каждый может быть хозяином своей судьбы, но не каждый им становится. Подумаем о способах самозащиты.
(Ребята в группах придумывают способы самозащиты, пишут на “бегущей” строке, наклеивают на плакат “Способы самозащиты от наркомании”):
каждый должен знать о вреде наркомании;
умей сказать “Нет!” в ответ на предложение;
работай над характером, приобретай волевые качества;
лень, безделье, бездуховность, неумение проводить свой досуг – опасность!
научись справляться с психическими депрессиями.
Учитель: А как можно поднять свое настроение?
(Проводится тренинг)
Учитель: Имея такие заготовки в памяти, пощадим свое здоровье, тело, душу.
Когда посмотришь видеофильм, можно нажать кнопку “пауза”, даже “стоп”, можно подумать, как включить перемотку назад. То есть дать обратный ход. В жизни обратный ход сделать труднее.
Татьяна СЕКИРОВА,
учитель истории и граждановедения
Муром
Комментарии