search
main
0

Искра пытливости и любознательности

Игровая музыкальная педагогика

Новый век – стремительный век. Век главенства гаджетов и обилия информации. Каким должно быть музыкальное образование сегодня? Как сделать его современным и интересным для нового поколения детей? Возможно, кто-то найдет ответ в принципах и приемах игровой педагогики.

Общеизвестно, что основной вид деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста – это игра. Огромное значение игры подчеркивали ведущие педагоги и психологи нашей страны.

«Игра – это один из видов деятельности, заключающийся в воспроизведении действий взрослых… одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания» (Российская педагогическая энциклопедия).

«Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества» (С.Т.Шацкий).

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.А.Сухомлинский).

В образовательной педагогике игра используется как один из методов организации учебной деятельности, способ стимулирования познавательной деятельности детей, прием контроля и диагностики эффективности обучения.

Хорошие игры должны обладать следующими критериями:

– актуальность и точное попадание в возраст ребенка;

– вариативность, дающая возможность повторения игры на каждом уроке;

– качественные компоненты и оформление;

– решение конкретных учебных задач и возможность встроить игру в учебный процесс;

– доступные правила и ограниченность по времени.

Главные преимущества игрового обучения в работе с дошкольниками и младшими школьниками:

– привычная и любимая форма деятельности детей;

– прекрасный способ вовлечения в учебный процесс;

– развитие воображения и творческого начала;

– хорошо работает в групповых формах деятельности;

– высокий эмоциональный отклик учащихся.

Какие виды игровой деятельности можно использовать на уроках сольфеджио?

Приведу несколько примеров.

 

Игра-действие

Этот вид игровой деятельности предполагает коллективную работу всех учащихся. Двигательные игры направлены на развитие координации и чувства ритма, формируют навыки коммуникации и совместного музицирования. Сюда относятся все двигательные игры под музыку, песни с элементами логоритмики, телес­ная перкуссия, круговые танцы, интонационные игры, ритмические игры с инструментами.

Знакомая с детства игра «Сломанный телефон» активизирует слуховое внимание, помогает развивать чувство ритма и умение работать в команде. Вначале дети делятся на две команды и встают друг за другом. Ведущий стучит короткий ритмический рисунок по плечу первому игроку каждой команды. Далее ритм передают по очереди все участники игры. Последний игрок хлопает ритм в ладоши. Выигрывает та команда, которая точно передала заданный ритмический рисунок.

Двигательные игры в начале урока помогают собрать внимание учащихся и настраивают весь класс на рабочий лад. Игра-действие в конце урока помогает снять эмоциональную и физическую усталость, создает приятное послевкусие от занятия и желание вернуться на урок в следующий раз.

 

Игра-тренажер

В настоящее время в сети Интернет огромное количество музыкальных видео­пособий, которые в интерактивной игровой форме презентуют детям основные музыкальные понятия, знакомят с нотами, длительностями, тональностями. Это музыкальные раскраски, ритмические оркестры, тесты.

Интерактивные игры-тренажеры хорошо работают в онлайн-обучении, помогают учащимся в игровом формате присвоить новые знания. Также онлайн-тренажеры хорошо использовать в качестве домашнего задания, так как ученики с удовольствием играют в такие музыкальные игры дома.

 

Настольная игра

Это музыкальные вариации на привычные для детей настольные игры. Например, ритмическое домино, нотный пазл, игра-ходилка с различными музыкальными знаками.

Игра «Нотный пазл» помогает запомнить расположение нот в различных октавах и ключах, помогает находить ноты на клавиатуре фортепиано и нотном стане. Предполагает как самостоятельную, так и командную работу. Такой вид игровой деятельности можно использовать в качестве закрепления пройденного материала или для проверки усвоения новых знаний и понятий.

 

Игра-мотивация

Этой игрой можно заканчивать зачетные и итоговые уроки в четверти. Дети получают листы достижений, в которых прописаны основные виды деятельности на уроке. Например, чтение с листа, устный ответ, выполнение домашних заданий и тому подобное. Ученики заполняют лист достижений, самостоятельно оценивая свои успехи. Такая мотивационная игра учит детей дисциплине, развивает самооценку и критическое мышление.

Игровая музыкальная педагогика ориентирована на возрастные особенности учащихся и строится на базовых принципах игры как основного вида деятельности дошкольников и младших школьников. Музыкальные игры на сольфеджио делают урок многогранным, разнообразным, динамичным и помогают раскрыть творческий потенциал каждого ребенка.

Рашида ХАНОВА, педагог дополнительного образования Детского музыкального театра «Домисолька»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте