Я сравнительно недавно окончил школу, очень люблю своих учителей. Иногда забегаю к ним в гости, пропуская пары в университете. Я прибегаю в школу и путешествую по кабинетам, здороваясь и перекидываясь словами с моими совсем недавними наставниками. С кем-то просто поздороваюсь, у кого-то посижу подольше, послушаю школьные новости, обязательно обмениваюсь рукопожатиями с директором, если он на рабочем месте. Но на самом деле я всегда возвращаюсь к одному и тому же человеку, которого люблю всем сердцем. Именно этот человек, словно магнит, манит меня назад. И я возвращаюсь. Подолгу могу не появляться, но рано или поздно постучусь в дверь кабинета: в дверь моей самой любимой учительницы. Спустя годы я часто задаю себе вопрос: почему именно к ней, почему именно в этот кабинет? А ответ ведь прост. Я считаю этого человека своим другом. Хороший учитель – всегда друг, всегда готов помочь, всегда будет стоять за своих учеников до последнего, а главное – пробудит в них интерес к предмету. Задача настоящего педагога – не вбить знания в голову учащимся, а сделать так, чтобы школьники (или студенты) сами побежали читать нужные книги, сами полезли искать нужную информацию, сами с удовольствием готовили доклады, сообщения или даже творческие работы. Сложно? Конечно, сложно! Но ведь выполнимо. Подружиться с учениками и пробудить в них интерес – а дальше все завертится само.
Наверное, первое, что мы видим, войдя в гимназию №5 Дзержинского, – улыбка. Улыбка человека, который уже 28 лет работает с детьми. Это Нина Граблина.
Дзержинская гимназия № 5 в 2007-м стала победителем нацпроекта. На научно-практическом семинаре «Гуманизация образовательного процесса как условие развития социально значимых качеств учащихся», который прошел в этом году, директор 5-й – заслуженный учитель РФ Надежда Самодоева сказала, что это произошло потому, что здесь стремятся не только оптимально реализовать собственные инновационные программы, но и принимать участие в распространении своего опыта в образовательном пространстве Московской области.
Научный руководитель федеральной экспериментальной площадки по теме «Развитие социально значимых качеств учащихся в процессе личностно ориентированного образования», кандидат педнаук, заслуженный учитель РФ Нина Граблина так определила главный принцип деятельности гимназии: приоритет личности, уважение к человеку как к высшей ценности.
Граблина рассказала о том, что в гимназии созданы необходимые условия для личностного роста и развития ребенка. Педагоги успешно включают в образовательный процесс различные методы учебного познания: метод эвристических вопросов, метод сравнения, наблюдения, исследования, конструирования новых знаний, метод гипотез и прогнозирования. Важнейшим звеном в деятельности гимназии стало широкое внедрение в образовательный процесс одной из самых эффективных личностно ориентированных технологий – ученического проектирования. Научное общество «Поиск», эффективно действующее в течение пяти лет, охватывает все предметные кафедры. Широкое внедрение метода творческих проектов в учебный процесс гимназии позволяет развить и сохранить у детей высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Традиционные ученические научно-практические конференции, творческие мастерские, работа журналистского центра, система воспитательной работы, спортивные секции – все направлено на создание такой среды, которая стимулирует всестороннее, гармоничное развитие личности. Дети и взрослые объединены в воспитательный коллектив через общность целей, участие в совместной деятельности и гуманные отношения.
Нина Васильевна – филолог, в школе она ведет сразу пять предметов: русский язык, литературу, русскую словесность, риторику и историю античной культуры. Особенно интересен последний. Пятнадцать лет назад Граблина принимала участие в разработке «Программы преподавания античной культуры» в гимназии. Проект был одобрен учениками, их родителями и педагогами, с тех пор античную культуру преподают в гуманитарных классах, начиная уже с пятого. Это верный шаг: трудно представить себе образованного человека, не имеющего представления об античности. К тому же древнегреческая и древнеримская культура оказала огромное влияние на многие науки, на развитие человечества в последние тысячелетия, на культуру, на искусство разных эпох – знание античности необходимо. К тому же это интересная тема. Уже в пятом классе дети погружаются в атмосферу Древней Греции, Рима: с Ниной Васильевной они читают мифы о древних богах и героях. Дальше – больше. В программу шестых и седьмых классов включены произведения Гомера. И вопрос не только в прочтении текста, в его знании, в умении его пересказать. Дети учатся формулировать проблемные вопросы, искать на них же ответы. Важная роль отводится детальному анализу художественного текста. Для того чтобы ученикам было легче прочувствовать атмосферу античности, Нина Васильевна регулярно организует театрализованные представления на темы Древней Греции: специально готовятся костюмы, подбирается музыка, пишется сценарий, дети разучивают свои роли, танцы, песни. Стоит ли говорить о пользе таких занятий, если к Нине Граблиной приходят ее выпускники, нынешние студенты и говорят, как помогают им еще в гимназии полученные знания сегодня на сессиях?
У ваших детей есть предмет «Русская словесность»? По словам Нины Васильевны, это нечто промежуточное между предметами «Русский язык» и «Литература»: в далекие дореволюционные времена не было такого разделения, была именно русская словесность. Граблина взяла на себя смелость показывать на своих уроках, как проходили занятия, к примеру, в пушкинские времена в Царскосельском лицее. Такое не может не понравиться. Что же касается урока литературы, то Граблина старается не ограничивать детей исключительно программными списками книг: не повредит же детям немного современной прозы или заграничной классики разных веков, не входящей в план? Конечно, нет. Да и ближе нам современное искусство: рождается оно рядом с нами, в нашем мире, и точно должно родить в ребятах интерес к литературе, а может, даже и подтолкнуть их к творчеству.
Кстати, о творчестве. В гимназии под руководством Нины Граблиной выходит альманах. Согласитесь, в школьном возрасте стоит всячески поощрять попытки ребят творить: загляните в тетради своих учеников. Скорее всего, у очень многих поля исписаны неаккуратным почерком, помарки тут и там, неровные столбики. На ваших уроках дети пишут стихи! Школьные годы: столько эмоций, переживаний, слез и смеха. И если все это выходит на бумагу, пусть даже в неумело-дилетантском виде, – всегда такие попытки самовыражения надо поощрять, стимулировать детей на дальнейшее творчество. Если цветок не поливать, он завянет, правда? У Нины Васильевны, можно сказать, клумбы. Ну какой юный поэт не хочет, чтобы его творение было напечатано, тем более в полноценном, «всамделешном» альманахе «Парус». Ну или эссе, рассказы, зарисовки, миниатюры – всему найдется место на страницах.
Нина Васильевна настолько разносторонний человек, что и не верится, что на все это у нее хватает фантазии, досуга, сил. Она была инициатором создания патриотических кружков гимназии: «Искорка» – для младших классов и «Лад» – для учеников постарше. Старшие ученики выпускают одноименную газету.
Под руководством Граблиной в 5-й гимназии проходят разноплановые конференции. Нина Васильевна фактически готовит своих детей к последующей научной работе: по ее словам, многие из работ, написанных гимназистами, по качеству можно приравнивать к серьезным исследовательским трудам вузовского уровня. На конференции обычно приглашают представителей городской общественности и специальных гостей из столицы. Самые лучшие доклады и труды ребят из пятой гимназии отправляют в научные издания и местную прессу.
Нина Граблина ведет в гимназии научное сообщество «Поиск». Под девизом «В XXI век – с добрыми помыслами и смелыми идеями» старшеклассники пытаются проникнуть в тайны мироздания. Их кредо: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь».
В 5-й гимназии Нина Граблина преподает пять предметов, курирует два патриотических клуба, организовывает и участвует в конференциях, и это еще не все. При этом она должна проверять работы учеников и, разумеется, отдыхать. Но ведь хватает у человека сил, а главное – желания работать за пределами гимназии и даже города. Нина Васильевна читает лекции в Педагогической академии последипломного образования, она там доцент. Это действительно сложно. Опытным педагогам необходимо дать более глубокие сведения, более новейшие методические разработки, свежую информацию, открыть им взгляд на их предмет под каким-то иным углом, наполнить его светом и жизнью… Их всех надо заинтересовать, обратить их внимание на себя. В своих лекциях Нина Васильевна ориентируется на свой опыт, а потому занятия проходят на самые разные темы, зачастую и неожиданные для «учеников». Она может прочесть лекцию про античность или про старославянскую культуру и будет просто рада, если кто-то из собравшихся в аудитории почерпнет что-то новое, что-то свежее для себя.
Нина Васильевна – лауреат 1997 года конкурса «Педагог года Подмосковья». Сначала Граблину отправили защищать честь 5-й гимназии на городском уровне; так она стала лучшим учителем Дзержинского, а затем успешно выступила на областном. Теперь Граблина – член клуба лауреатов этого конкурса – коллектива победителей соревнований, коллег, а теперь уже и друзей. Они приглашают друг друга в гости в свои школы и гимназии, демонстрируют свои достижения, безвозмездно делятся опытом. Так, в пятой члены клуба – частые гости научных конференций.
Уроки Граблиной интересны, все, что она делает, оригинально, свежо. Самое главное, она предоставляет свободу мысли своим детям, призывает их думать и высказывать свою точку зрения, причем аргументированно, по-взрослому; она учит доказывать свои идеи словами из книг, цитатами. В классе она скрыто провоцирует диалоги между учениками: на каждый вопрос у каждого человека так или иначе есть своя точка зрения, каждый хочет высказаться, а обсуждать тот или иной вопрос интереснее, конечно, со сверстником, с одноклассником: сразу чувствуешь себя взрослым. Важно научиться правильно вести спор, отстаивать свою позицию. Нина Васильевна воспитывает в каждом ученике личность.
А то, как сильно она любит своих гимназистов, легко читается в ее глазах, в интонациях голоса. Она собирает фотоальбомы каждого своего класса. Жизнь целого класса в течение нескольких лет – в одном альбоме! А как серьезно она разговаривает на философские темы хотя бы и с семиклашками! Она открыта для каждого своего ученика. Выпускники прошлых лет частенько заглядывают в гимназию, проходят по этажам, здороваются с учителями, директором и надолго остаются в кабинете на втором этаже, у своей самой любимой учительницы…
Дзержинский
Комментарии