Недавно один из современных интернет-телеканалов пригласил меня на передачу, посвященную тому, как в наши дни преподается история XX века. Еще до начала эфира удивила мизансцена: студия была оформлена в виде класса, где за ученическими партами сидели мы, приглашенные учителя истории, напротив в креслах вальяжно расположились эксперты (ученые-историки, авторы учебников, философы и культурологи), чуть поодаль на возвышении сидел чем-то похожий на Саваофа из классицистических росписей сельских храмов ведущий – в отдаленном прошлом учитель истории, а ныне главный редактор одной известной радиостанции. Стало ясно: диалога не получится, будут учить.
Нам дали немало дельных советов, указали на недоработки. В целом было произнесено много правильных слов, и ближе к концу эфира один из моих уважаемых коллег – Иван Федоров, учитель истории, один из победителей конкурса «Педагог года Подмосковья», – произнес слова, с которыми я полностью согласен: «Мы бы рады были преподавать историю так, как вы предлагаете, но нам приходится не преподавать, а спасать ее».Большие люди от управления образованием, от высокой педагогической науки, возможно, будут разочарованы перечислением того, от чего, собственно, на мой взгляд, нужно спасать сегодня историческое образование в школе. Но многие школьные учителя со мной согласятся.Начну с того, от чего преподавание истории в школе точно спасать не нужно. Не нужно спасать от недостатка учебников (от чтения которых у некоторых политических деятелей России иногда встают волосы дыбом), от идеологического давления вертикали власти, которое любят под микроскопом выискивать наиболее ревностные сторонники либеральных идей, от устаревших стандартов прошлого века.А вот спасать историческое образование надо от открытого и скрытого сокращения часов, отводимого на преподавание истории. За последние десятилетия объем часов истории в общеобразовательной школе сократился почти вдвое. Количество же времени, которое отнимает у учителя ворох документации, не поддается подсчету.Его нужно спасать от перегруженности программ, курса и учебников количеством дидактических единиц. Сокращая часы, вопреки логике и здравому смыслу мы хотим увеличения объема знаний. В итоге на тему «Вторая мировая война» в 9-м классе по всеобщей истории мы имеем 2 часа, а на Великую Отечественную войну – 4. Стоит ли после этого гневно удивляться тому, что школьники весьма поверхностно знакомы с этой темой?Историческое образование нужно спасать от негативно-нигилистической или неуклюже-патриотической информационной среды, генерируемой средствами массовой информации. Воистину мы добились формирования в сознании подрастающего поколения настолько извращенно-критического отношения к собственной стране, что, судя по социологическим опросам, более половины представителей молодого поколения готовы искать свое будущее за ее пределами.Спасать преподавание истории приходится и от нежелания, а в ряде случаев от возрастной неспособности учеников понять проблематику преподаваемого курса. И, конечно же, от бесконечных непродуманных изменений, которые осуществляются в угоду сиюминутной политической конъюнктуре.Я был участником первого съезда учителей истории и стал свидетелем того, что обо всех, в том числе и перечисленных мною проблемах, в присутствии третьего лица в государстве говорилось с высокой трибуны. Что изменилось с тех пор? Ничего. Какие глобальные сдвиги и изменения произошли за истекшие полтора года? Никакие. Что я могу с этим сделать как учитель?Второй съезд учителей истории пройдет в учебные дни, посреди рабочей недели. Как учитель я все-таки кое-что могу. Могу не пойти на съезд и не отменять своих часов. Могу постараться провести несколько хороших, крепких уроков, проконсультировать ребят, выбравших историю как направление своей годовой творческой работы. Могу подготовить новую презентацию, постараться увлечь интересным рассказом, заинтересовать галереей изображений. Буду стараться привлекать школьников к обсуждению трагизма и величия отечественной истории, буду знакомить с биографиями выдающихся деятелей прошлого, буду приглашать на экскурсию в Исторический музей. Я считаю себя счастливым человеком в профессии, потому что мне достаточно часто удается пробудить у ребят интерес к истории.Я не буду участвовать во втором съезде учителей истории, потому что не вижу смысла менять пусть малое и незаметное, но все-таки дело, на высокие, но праздные разговоры.Владимир КРУЖАЛОВ, учитель истории и обществознания Ломоносовской школы, учитель года Москвы-2009
Комментарии