search
main
0

Исключительно доброжелательно!

Таков настрой у экспертов, принимающих экзамены у взрослых

Сегодня высказываются разные мнения относительно системы профессиональной аттестации педагогических кадров. Кто-то считает ее необходимой процедурой для выявления и понимания собственных дефицитов, кому-то аттестация кажется рычагом давления на неугодных работников. Где же все-таки истина, в чем основная цель экзамена, в частности для управленцев, мы попросили пояснить председателя экспертной группы аттестационной комиссии Комитета по образованию, члена Совета по образовательной политике Комитета по образованию, директора школы №619 Калининского района Ирину БАЙКОВУ.

 

По словам Ирины Григорьевны, учитывая, с какой скоростью спешит система образования в инновации, в «цифру», в новые УМК, каждый руководитель и педагог просто обязаны повышать квалификацию, чтобы соответствовать профессиональному стандарту. Более того, в новом профессиональном стандарте, который уже утвержден и введен в действие, указано, что управленец должен не только заниматься функционированием школы или детского сада, но и обращать пристальное внимание на их развитие. А чтобы заниматься развитием, необходимо развиваться самому.

Аттестационная процедура проверяет профессиональный уровень руководителя: какую программу развития он создал, чтобы школа или детский сад устремлялись в будущее, какой видит свою управленческую стратегию, какие ресурсы затратил и собирается затратить на развитие и т. д. И уже на основании этой программы развития проводится экспертиза деятельности руководителя.

– Ирина Григорьевна, система аттестации руководителей реализуется уже 5 лет. На ваш взгляд, нужны ли в ней изменения, дополнения?

– По моему убеждению, деятельность руководителя образовательной организации не замыкается только на создании программы развития. В эту деятельность включено управление ресурсами и отношениями, вот что я добавила бы в перечень показателей, так это достижения руководителя и его школы или детского сада за истекший период. Потому что сегодня, понимая значение образования в развитии экономики страны, можно смело сказать: руководитель образовательной организации должен быть выдающимся деятелем.

– За время вашей работы в аттестационной комиссии были ли случаи неподтверждения профессиональной компетенции?

– Система образования Санкт-Петербурга по праву считается одной из лучших, а вперед ее двигают и педагоги, и управленцы. Поэтому можно с уверенностью сказать, что наше педагогическое сообщество суперпрофессионально. Конечно, были случаи неаттестации руководителей, но они единичны. Представьте класс, там ведь учатся, скажем так, не только отличники. Кстати, в любых сферах и отраслях есть преуспевающие, а есть те, кто не успевает. Думаю, в этом и кроется основная причина тех редчайших случаев, когда руководитель не проходит аттестацию, он просто не успевает за временем. Сегодня время быстрых реакций, важны мобильность, интерактивность. Сегодня если ты не бежишь за изменениями, то стоишь на месте. Так что задача руководителя – успевать за молодежью и помогать зрелым мастерам. Этот баланс нужно удерживать. Тому, кто чувствует неуверенность в себе, необходимо определить свои дефициты, восполнить их и подать документы на переаттестацию.

– Исключен ли в нынешней системе аттестации субъективный подход?

– Аттестация состоит из нескольких этапов. Если говорим о тестировании, то там человек один на один с компьютером. Если говорим об экспертной комиссии, то тут априори не может быть никакого сговора: аттестовать или не аттестовать. Мы все из разных школ, районов. Ни у кого нет задачи приехать из другого района города, чтобы дать засыпаться коллеге. Мы не единолично устанавливаем, подходит или не подходит руководитель для управления школой или детским садом. Это делает экспертная комиссия в составе 5-6 руководителей. Атмо­сфера на процедуре аттестации доброжелательная. Даже если у руководителей есть профессиональные дефициты, мы все равно относимся к ним с большим уважением, потому что они работают, выпускают детей, качество образования в их образовательных организациях так или иначе соответствует ФГОС и т. д. Как можно подходить к этим людям с предвзятым отношением?

Вспоминаю, что когда я проходила аттестацию, то сильно волновалась. Казалось бы, столько пройдено, столько достигнуто, качество образования многократно подтверждено, но все равно переживаешь. Это нормальное состояние. И в экспертной комиссии сидят живые люди. Поэтому мы все понимаем и ко всем относимся максимально объективно.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте