Алексей СЕМЕНОВ, академик РАН, академик РАО, ректор МИОО: – Московский институт открытого образования решает проблему непрерывного образования учителей в Москве, но нас беспокоит и другая проблема – поиска и поддержки одаренных детей.
На недавнем всероссийском совещании в Москве, посвященном реализации федерального государственного стандарта начального образования, куда были приглашены представители других регионов, столица показала, как она реализует этот стандарт. Но стандарт начальной школы в Москве был бы невозможен, если бы не информационная среда. Мы просто не смогли бы за два года все школы столицы перевести в состояние принципиально нового подхода к тому, что такое начальное образование.Можно сказать, что сейчас начался цифровой век российской школы. Он начался с начальной школы ровно в этом году. Директора школ знают, насколько это изменило весь климат, всю ситуацию без директивных решений и, прошу прощения, без государственных бюджетных денег. Информационная среда не сводится, конечно, к электронным журналам и дневникам, очень важно, что есть электронная запись в школы, но цельная информационная среда в нашем городе во многом началась со школы Александра Ездова «Технологии обучения», где дистанционно учатся дети с ограниченными возможностями здоровья. Сейчас подавляющее большинство учителей Москвы работают в информационной среде, в том числе по тем самым новым стандартам начальной школы. Работа с одаренными детьми идет с порталом, и это интерфейс информационной среды для каждой российской школы. Я думаю, что мы должны это уже считать законным. Так же, как электронный журнал и электронный дневник стали нормой работы школы, так становится нормой и информационная среда, в которой есть работы учащихся, в которой сейчас можно увидеть работу учителя. Вся работа учителя и школы уже прозрачна, школа становится понятной и привлекательной для общества и для родителей, ты сам можешь увидеть, что происходит на тех или иных уроках твоего ребенка в школе. Я думаю, что это важнейший вопрос, который должен быть поставлен, для того чтобы это было в каждой школе России.Мне кажется, что мы слишком долго придумываем индикаторы эффективности работы системы образования. Есть одно простейшее число – средний возраст учителя в классе. Вот представим себе, что мы рассматриваем все классы в этой стране, смотрим, сколько лет учителям и как они меняются. То, вырос ли средний возраст учителя за этот год на три месяца или снизился на три месяца, будет важнейшим единым показателем того, как мы работаем с кадрами.Что касается поиска и поддержки одаренных детей, то мы обсуждали с Андреем Фурсенко вопрос о том, осмысленно или неосмысленно иметь фонд, аналогичный Российскому фонду фундаментальных исследований, но для одаренных детей. Возможно, именно в рамках фонда фундаментальных исследований для такой предметной одаренности можно было бы создать какое-то отделение, в котором могла бы осуществляться поддержка именно индивидуальных проектов, одного ребенка, одного учителя, одной школы, может быть, с помощью маленьких, например до 200 тысяч рублей, грантов. Это не какая-то глобальная программа поддержки региона, системы, а небольшие гранты, которые иначе, через госсистему, эти отдельные личности или отдельные школы не получат.
Комментарии