search
main
0

Ищут давно и не могут найти…

Еще раз о причинах дефицита педагогических кадров

Накануне учебного года Департамент образования администрации Нижнего Новгорода бодро отрапортовал о том, что все городские школы укомплектованы кадрами. Чиновники не стали уточнять, каким именно образом укомплектованы. Для них главное, чтобы «костюмчик сидел» и чтобы все дырки были замазаны. Пусть даже на день-два – бутафория вполне годится для отчета.

Подробности «полного комплектования» выяснились буквально в тот же день. Нижегородцы не прошли мимо оптимистичной информации, опубликованной в официальных СМИ, и дали свои комментарии во всех известных соцсетях. Деталями делились и педагоги, знающие ситуацию изнутри, и родители, успевшие ее прочувствовать, что называется, всем сердцем. И кошельком, ибо нехватка кадров компенсируется развитым рынком репетиторских услуг. К слову, оборот его исчисляется миллиардами, казенной системе образования и не снились такие суммы (налогами гонорары репетиторов чаще всего не облагаются).

Я не имею возможности процитировать все комментарии, их очень много. Напишу лишь некоторые, наиболее показательные: «В нашей школе все работают на две ставки. Кто не хочет трудиться за двоих, тот остается без премий и надбавок – это жесткая позиция директора. Вот такая у нас мотивация. Одна коллега попробовала отказаться, потому что много проверки, а она физически не успевает проверить тетради у шести классов по двум предметам. На это ей было сказано: «Задавайте поменьше письменных работ, проверяйте выборочно». Но как учить русскому языку без письменных заданий и проверки?» На этот комментарий посыпались ответы родителей: «У нас давно тетради не проверяют. Только диктанты и изложения иногда».

Еще отнюдь не уникальные комментарии: «У нас вакансии закрываются пенсионерами, в прошлом году вызвали всех, кто еще может ходить, даже с палочкой и паркинсоном», «В нашем классе русский язык ведет учительница изо. Больше некому. Нас уверили, что сама она очень грамотная, мы вынуждены были согласиться. Все с репетиторами занимаемся, само собой». Еще из обсуждения выяснилось, что достаточно часто в 5‑х классах нижегородских школ уроки ведут учителя начальной школы. И русский ведут, и литературу, и математику, это уже стало нормой.

…Буквально через несколько дней после обсуждения в режиме онлайн прошло общее собрание для родителей учащихся Нижегородской области, на котором министр науки и образования прямо и честно сказала, что в регионе фиксируется острая нехватка кадров, причем как в сельской местности, так и в городских школах. И что министерство пытается ее решать теми средствами, которые доступны области. Например, сейчас решено привлечь к преподаванию студентов старших курсов.

Это заявление главы ведомства тоже вызвало бурное обсуждение среди родительской общественности. По мнению многих, современные студенты в силу непродуманного содержания программ настолько плохо подготовлены, что поручать им вести уроки без руководства со стороны наставников никак нельзя. Не самые лучшие выпускники школ, идущие в педагогический, и по природе-то не слишком грамотные. Но раньше они хоть в вузе успевали грамотность подтянуть. А теперь часы сокращены, практикум по русскому языку, например, уменьшен на треть… Чего ждать от студента, если даже по окончании института выпускник лишь по истечении трех лет становится специалистом. Основная эмоция родителей была, конечно, негативной. Почти все написали о том, что это не выход, что такое управленческое решение никак не назовешь продуманным и взвешенным.

А какое решение было предложено самими родителями? Да то самое, которое лежит на поверхности и первым слетает с языка всякого разумного человека, – поднять зарплату, и не путем увеличения нагрузки, а установив достойную ставку. Только так можно вернуть в школу ушедших в репетиторство или в другие сферы профессионалов и привлечь талантливую молодежь. «Если бы нижегородским учителям платили хотя бы половину того, что платят московским, ситуация бы заметно улучшилась» – это написал учитель, который сам два года назад поменял место работы – уехал из Нижнего и устроился в московской школе. Первый год жил один, снимая комнату, на второй год подкопил денег и перевез семью. Ему, молодому специалисту, не имевшему опыта, категории, со стажем 2 года, уже на старте предложили 80 тысяч за 21 час. На второй год зарплата была увеличена. Сейчас, на третий год московской жизни, он будет получать больше 100 тысяч. А в нижегородской школе он за 19 часов получал 11 тысяч.

Существенно поднять зарплату в регионе якобы не позволяет бюджет. Об этом чиновники не раз уже говорили с искренней печалью в голосе. Говорили в надежде, что родители посочувствуют региональной власти и, невзирая на миллиарды, потраченные из бюджета на празднование 800‑летия города, раскошелятся на образование своих чад с помощью репетиторов.

Школу уже и так воспринимают не как образовательное учреждение, а как передержку или огороженное пастбище, где пастухи-учителя присматривают за детьми. А среди пастухов всегда текучка, их всегда ищут… Кто пойдет на низкооплачиваемую и ответственную работу, сопряженную с разного рода рисками? Молодежь точно не пойдет. Надежда только на отставных, на ушедших в запас…

Все сетования на низкую оплату покажутся крокодиловыми слезами, если поверить официальным данным Росстата по Нижегородской области о средней зарплате работников региональной системы образования. По данным за прошедшие с начала года 8 месяцев, она составила 49 тысяч рублей. Звучит очень весомо. Беда только в том, что озвученная сумма очень удивила самих учителей, даже двухставочников с высшей категорией и знаками отличия. Возможно, директора, их заместители и работники отделов образования и получают больше 40 тысяч, но рядовые педагоги – крайне редко. Опубликованная статистика не отражает истинного состояния дел, но дает пищу для размышлений: с помощью этих данных педагоги смогли подсчитать, сколько получают их начальники и прочие работники системы, не занимающиеся преподаванием. Если средняя зарплата 49 тысяч при медианной (наиболее часто встречающейся) в 24 тысячи, то сколько же получают руководители? Не менее 74 тысяч, а верхнюю границу даже представить трудно…

А теперь о грустном. Данные статистики еще раз продемонстрировали педагогам, что власть не слишком озабочена проблемой кадрового дефицита и повышением престижа профессии. Она готова и дальше врать людям, не знающим истинного положения вещей, о достойном уровне зарплат. Знаю немало доверчивых родителей, искренне недоумевающих, почему учителя все время просят поднять зарплату, хотя им «и так много платят». И еще они удивляются, что учителей не хватает. Есть чему удивиться. Если бы нижегородские педагоги реально получали так, как уверяет Росстат, в школу стояла бы очередь. Но не стоит. Вакансий много даже на официальных платформах поиска работы. А сколько еще скрытых вакансий, которые не выставляются директорами школ из-за каких-то своих политических или стратегических соображений.

В самом начале сентября я решила внимательно изучить все предложения о вакансиях учителей в Нижнем Новгороде, выставленные на основных серверах поиска работы. Удивлению моему не было конца. Почти в каждой вакансии длинный перечень должностных обязанностей и рядом с ним скромная «цена вопроса» – от 15 до 25 тысяч рублей до вычета налогов. Самое большое предложение – 30 тысяч. При этом почти везде указано, что работодатель готов рассмотреть кандидатуры студентов и пенсионеров. Иногда в условиях указывалось наличие небольшого опыта (1-2 года). В паре предложений цена не была указана, но были многообещающие слова – «зарплата по договоренности» или «определяется по результатам собеседования».

Помимо вакансий от школ и техникумов «добрый» сервер то и дело подбрасывал мне «педагогические» объявления от частных лиц и коммерческих фирм. Видимо, робот очень хотел, чтобы я непременно куда-то устроилась. Ему же неведомо, с какой целью я просматриваю вакансии.

Сравнить условия и оплату труда он предлагает всем соискателям. Но лучше бы он этого не делал… Согласитесь, что выглядит насмешкой и издевательством частное объявление в соседстве с казенно-школьным: «Требуется няня для двух котов-мейнкунов. Неполный рабочий день. Один выходной в неделю. Оплата 35000 рублей в месяц». Или такое: «Для ребенка 8 лет требуется женщина в возрасте от 40 до 65 лет, желательно с педагогическим образованием. Нужно встретить из школы, 40 минут погулять, если погода позволяет, или поиграть дома, выполнить домашнее задание. Занятость от 17.00 до 20.00 в будние дни. 30 тысяч в месяц. На время каникул оплата оговаривается дополнительно».

Много имеется предложений от негосударственных образовательных центров (сейчас в городе в такие центры выведена продленка, само собой, для родителей платная). Требования к кандидатам на должность там минимальные, должностные обязанности тоже весьма простые, но оплата предлагается гораздо более весомая, чем в государственном секторе. И понятно, что студенты скорее пойдут туда хотя бы для того, чтобы проверить себя и набраться педагогического опыта.

Стоит ли удивляться тому, что кадров нет. Их и не будет. Пока правительство не перестанет лгать и придумывать разные обходные пути решения проблемы, вместо того чтобы сделать профессию по-настоящему привлекательной, местное образовательное начальство, ограниченное бюджетом, будет разводить руками.

И не удивляйтесь, дорогие родители, что учителя не вполне соответствуют высокому идеалу. И хотя остались еще те, кто готов бескорыстно трудиться и следовать благородному предназначению, их будет с каждым годом оставаться все меньше и меньше. Так что приготовьтесь. Скоро в государственной системе образования останутся лишь циничные имитаторы. Они будут искусно делать вид, что учат. Но у кого поднимется рука бросить в них камень? Ведь власть давно уже делает вид, что платит. Так что все претензии к истинному виновнику.

Вера КОСТРОВА, Нижегородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте