search
main
0

Ищите женщину. И пусть вам повезет найти такую, как Ирина Рабер

Мы продолжаем публикацию материалов, рассказывающих о главах городов и районов, которые сумели много сделать для своего образования, для учителей («УГ» №1 за 9.01.03, №8 за 25.02.03, №14 за 1.04.03).

СтатфактВ Северо-Восточном округе система образования объединяет свыше 20000 специалистов разного профиля, из них 14000 – педагоги.Количество пенсионеров и молодых специалистов приблизительно одно и то же – каждой категории по 1000 с небольшим. Причем половина молодых специалистов – выпускники окружных школ, решившие выбрать профессию учителя и работать в своих учебных заведениях.За последние три года в школах Северо-Восточного округа в два с половиной раза стало больше учителей с высшей и первой категорией, на два с лишним процента стало больше тех, кто имеет высшее образование, в 1,4 раза возросло число тех, кто повысил свою квалификацию.На территории округа работают 76 экспериментальных площадок, из них 22 – городского уровня. Число реализованных проектов составляет 85 процентов от разработанного.

Кто в регионе губернатор, тот в Москве был бы мэром. А уж мэр точно бы оказался префектом. Не потому, что в регионах руководители рангом пониже, чем в столице, просто в Москве своя структурная раскладка. Что касается хозяйства, то главный город страны по размеру и в самом деле как иной российский регион, а округ (иначе префектура) уж точно по экономике, по размаху хозяйства, не говоря о территории, сравним со средним муниципалитетом. Префектурам нужно всегда соответствовать столичному уровню, ведь все горожане, независимо от округа, должны жить по единым законам, с едиными благами, словом, по единым стандартам в социальной сфере. Но, с другой стороны, они должны чувствовать, что живут не только в едином городе, но и в особенном, отличающемся от других округе, где префектура вносит в заботу о них свою неповторимую ноту. Впрочем, что это я? Как раз опыт работы одна префектура у другой заимствует, но потом обогащает своими идеями. И если стране известно, что мэр Лужков «хозяйственник на все сто», то десять префектов, десять его соратников и единомышленников претендуют на неменьшее количество процентов.

Быть префектом в Москве, что и говорить, сложно. Трудная, тяжелая, словом, мужская работа. Тем удивительней, как с ней справляется единственная женщина-префект, возглавляющая Северо-Восточный округ, Ирина Рабер. Когда Ирину Яковлевну назначили префектом, все увидели, что она спокойна и выдержанна, никогда не позволяет себе отсутствовать на работе, даже если неоздоровится. Она всегда была и остается в курсе всего, что происходит на северо-востоке столицы. Но есть у Ирины Яковлевны в социальной сфере область, которой она интересуется более всего, – образование. Начинала Рабер трудовой путь в ПТУ, где была директором. С тех пор, где бы ни работала, чем бы ни занималась, всегда именно образование приковывает к себе ее пристальное внимание. Многие годы она умело, тонко выстраивает политику взаимоотношений исполнительной власти и социальной сферы. Например, «отбила» у милиции замечательное здание и отдала его окружному управлению образования, до того ютившемуся у префектуры на правах бедного родственника. Теперь каждый входящий в здание окружного управления потрясен евроремонтом, оформлением, новехонькой мебелью и всем прочим, что сегодня обычно есть у фирм, которые считаются респектабельными.

Спрашивается, зачем это Рабер так заботится о чиновниках? Школы бы так отделывала, все бы поняли, а тут управленческий офис. Но у Ирины Яковлевны на это свой взгляд. Считает она, что именно с управления начинается образование: сюда приходят те, кто может оказать школам округа спонсорскую помощь, кто рассчитывает на сотрудничество с ними, на подготовку специалистов по заказу. Тут и директора предприятий, и ректоры вузов, и руководители всяческих – и государственных, и частных – фирм. Нехорошо же вести с ними переговоры на равных, сидя на поломанном стуле в ободранном кабинете! Сегодня посетитель сразу оценит великолепные интерьеры, красивые жалюзи, мягкие стулья. Так что новое здание – это не бесполезное вложение средств, а трата, которая должна дать проценты на капитал. Причем моральные выгоды тоже немаленькие.

– Наша задача не строить потемкинские деревни, а показать, как то или другое можно сделать на практике, – говорит Ирина Рабер. – Когда просят денег, мне главное – понять, на что их потратят и как. Я уже знаю по собственному опыту, что в двух одинаковых учебных заведениях одна и та же сумма может быть потрачена по-разному. В одном ею распорядятся эффективно и сделают нечто гениальное, а в другом уже сделанное гениальное могут с легкостью необыкновенной загубить. Лично для меня важно, чтобы неординарно работала окружная педагогическая команда, потому что тогда я могу думать о том, как поддерживать эту работу материально.

Особая проблема: жилье для работников образования, ведь это не где-то, а в Москве надо дать квартиру. Учителю с его малой зарплатой покупка жилья даже в самом дешевом доме «не грозит», поэтому есть отчего впасть в уныние, разочароваться в работе и, может быть, даже отказаться от нее. Это Рабер понимает хорошо. Она еще в бытность директором ПТУ выбивала квартиры для работников образования у исполкома, горсовета и базового предприятия. Теперь времена другие. Нужна не пробивная сила, а деньги. Лет семь-восемь назад она предложила довольно сложную финансовую схему, которая легла в основание программы «Комбинвест». Схема настолько сложна, что реализовывать ее решился еще только Южный округ. Суть в том, что на 15 площадках были выстроены 15 домов-доноров, где квартиры стоили много больше, чем в обычных, за счет высокой комфортности. Квартиры те продали, а за счет разных котировок стоимости жилья сумели создать внебюджетный, постоянно пополняемый фонд, из которого теперь черпает средства округ для того, чтобы выдавать в дополнение к каким-то имеющимся у педагога небольшим личным средствам внебюджетные субсидии. Это раз. Второе – существует накопительный сервис, когда опять-таки небольшие личные средства педагога пускают в оборот и за несколько лет собирается нужная для покупки квартиры сумма. Выстроить дом только для педагогов префектура не может – не по карману (хотя несколько лет назад и такой дом был построен), а вот, соединяя бюджетные и внебюджетные возможности, смогла, например, выделить работникам образования 75 бесплатных квартир. Даже по московским меркам это совсем немало. Квартирный вопрос округ не портит, напротив, он подтолкнул к тому, что все проблемы нужно решать превентивно, еще до того, как они возникнут.

У Рабер есть 17 помощников-единомышленников – главы управ. 17 мужиков, которые руководят районами, – сила, причем искусно направляемая префектом в нужное русло. Не случайно главы управ всегда участвуют в коллегиях префектуры и управления образования округа, когда рассматриваются важные проблемы. Например, подготовка к новому учебному году или организация воспитательной работы по месту жительства. Как ни крути, а интересы все равно у префектуры и управ общие, так что решать проблемы нужно сообща. Например, финансовые. То, что Рабер сумела глав управ заинтересовать, сделать единомышленниками, помогает находить финансы даже при не очень больших фондах, которыми управы располагают.

Секрет в том, что именно на территориях управ располагаются предприятия, и если установить нужные отношения с их директорами… Ну сами понимаете, как могут помочь такие отношения системе образования. Но если у кого-то разговор идет в основном в разрезе «абы» да «кабы», то на северо-востоке он укладывается в русло реальных поступков и дел, поддерживаемых и из целевых резервных фондов развития территорий, и из спонсорских вливаний. Во многом потому, что в районах есть советы директоров, и, когда нужно решить какую-то задачу, объединить усилия и даже скинуться, проблем не бывает. Но такое возможно только тогда, когда районы видят, что префектура прикладывает свои усилия во многих направлениях – показывает пример и в финансировании тоже.

Например, несколько лет назад мэр поставил перед всеми главами управ и префектами сложную задачу – благоустроить все дворы. Сказано – делается, управы ищут средства, вступают в контакты с предприятиями, и дворы преображаются. Но каждая организация, предприятие, фирма свои дворы преображает сама, на свои средства. Что делать со школьными дворами? Директора школ тряслись как в лихорадке: денег – ноль, а требования высокие, школу нужно сдавать к новому учебному году в преображенном виде, а как – неизвестно. А отвечают за школьные дворы и управы тоже. На их плечи можно было бы переложить груз проблем, спросить по всей строгости, но Рабер пошла другим путем. Она многое взяла на себя, и теперь благоустройство школьных дворов планируется так же, как благоустройство всех микрорайонов.

Специалисты подсчитают, во что обойдется асфальтирование, ремонт отмостков, возведение контейнерных площадок и ограждений, словом, все то, что не под силу сделать детям и родителям, которые во всех школах округа помогают в работе без всякого на то понуждения. На эти четыре затратные позиции выделяются деньги из средств префектуры. Но просто благоустройство префектуре теперь не нужно. Уже заказаны за ее счет проекты, которые позволят сделать каждую школу культурно-образовательно-спортивным центром всего микрорайона.

И уже возникают в микрорайонах семейные зоны отдыха, успешно в течение нескольких лет реализуется программа «Межшкольный стадион», позволяющая не только развивать детский спорт, но и устраивать семейные спортивные праздники в выходные дни. Кстати, тема семейного досуга как лучшего средства для укрепления семьи, воспитания детей, развития демографической политики находится под личным контролем Ирины Яковлевны, потому что она убеждена: семья и только семья определяет все в жизни округа; не будет крепкой семьи, не будут созданы для нее все условия, никогда не подняться ни экономике, ни образованию, ни культуре. Правильное, между прочим, убеждение.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте