search
main
0

Ищите точки роста. Молодых директоров нужно поддерживать

Как бы ни была полна теория, но только на практике можно узнать о многих важных и полезных вещах, которые потом пригодятся в работе. Тем более когда эти вещи касаются управления такой организацией, как школа.

Наверное, даже непосвященному человеку понятно, что быть директором образовательной организации непросто, особенно молодым директором. Именно в помощь начинающим руководителям и тем, кто состоит в кадровом резерве, был организован семинар «Школа молодого директора», идейным вдохновителем которого является Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования.Как пояснила доцент кафедры управления и экономики образования СПбАППО, кандидат педагогических наук Татьяна Шаляпина, проекты, подобные этому, существуют достаточно давно. Их основная задача – ознакомить молодежь с опытом действующих руководителей. Правда, недавно от потенциальных управленцев поступило любопытное предложение: молодые резервисты попросили привозить их в школы, где руководят вновь назначенные директора, у которых небольшой управленческий опыт. Поэтому с прошлого года начал реализовываться проект «Молодые – молодым». При этом школа вольна сама выстроить программу семинара.Например, в школе №372 Московского района, на базе которой прошла очередная встреча, будущих руководителей решили ознакомить и с работой дошкольного отделения, и с внеурочной деятельностью в начальной школе, и с воспитательным потенциалом, и с проектной деятельностью. Но прежде всего, конечно, директор школы №372 Артур Шепелев, управленческий опыт которого чуть больше года, рассказал о том, как он пришел на должность руководителя образовательной организации, с чем пришлось столкнуться в первые дни и какие задачи нужно поставить, чтобы развитие школы было продуктивным и эффективным.По мнению Артура Шепелева, начинающему директору в любом случае придется столкнуться со сложностями. Это процесс неизбежный. Однако эти сложности можно минимизировать, если новый руководитель прошел многие направления педагогической деятельности. Если взять его пример, то до должности директора образовательной организации он работал учителем географии, ОБЖ, физкультуры, экологии, естествознания. Также был заместителем директора по воспитательной работе, руководил структурным подразделением дополнительного образования, а на время отсутствия директора всегда оставался исполняющим обязанности. Таким образом, Артур Шепелев уже был знаком с экономическими вопросами. Присутствуя на балансовых комиссиях, понимал, как заключаются контракты, сколько выделяется денег, на какие статьи, как перебросить средства с одной статьи на другую и т. д. Этот опыт впоследствии оказался бесценным.Примечательно, что сегодняшнего директора школы №372 назначили не в начале учебного года, а в середине. По словам Артура Шепелева, это сделало поле для маневров крошечным, однако позволило не принимать каких-то революционных решений.- Я шел с такой установкой: прежде чем что-то менять, нужно узнать, понять, каков кадровый потенциал, материально-технический потенциал и т. д., – подчеркнул Артур Викторович. – То есть первый бесспорный шаг – это анализ всего поля деятельности: от кадровых вопросов до социальных запросов. Я, конечно, могу прийти и сказать, что у нас будет театр миниатюр, но где гарантия, что он кому-то нужен? Надо понимать, чего хотят дети, родители и что могут учителя. На основе анализа уже можно начинать работать над программой развития школы, и первым пунктом в ней должно стать создание условий для самореализации не только детей, но и педагогов. Могу с полной уверенностью сказать, что профессиональное выгорание – это не пустые слова. Оно действительно имеет место быть, и в этом случае человек либо снижает требования к себе и к тому, что делает, либо вообще бросает это дело и уходит. А у нас в школе многим педагогам удалось переключиться на другой вид деятельности. Например, редакцию школьной газеты возглавил учитель ОБЖ, причем так этим увлекся, что создал целую информационную службу. Другой педагог пришла к нам работать из Дома ребенка, теперь она руководит дошкольным отделением. Наша методист детского сада ранее работала музыкальным руководителем в школе. Смена видов деятельности принесла педагогам радость открытия собственного потенциала. Сегодня у наших учителей море новых идей и искренний интерес к работе.- Артур Викторович, но все же, когда беретесь за управление школой, что важнее сделать вперед: ремонт или кадровую перестановку?- По моему мнению, эти процессы должны идти параллельно. Нельзя заниматься только одним, не занимаясь другим. Но важно, видя какие-то экономические проблемы, определить точки роста и весь имеющийся потенциал, все ресурсы бросить на эти точки роста. Одновременно направить ресурсы и на самые проблемные участки. Поиск точек роста неслучаен, он настраивает людей на победу, на успех, дает уверенность в собственных силах.Мы, например, начали с того, что отремонтировали холл. Захотелось, чтобы человек, заходя в школу, чувствовал себя уютно. В коридорах поставили скамейки, украсили стены стендами, экспозициями, экранами. Мало того, когда я разговаривал с коллективом, многие признались, что отсутствие педагогов-мужчин в школе – это действительно проблема. Полтора года назад мужчин в нашей организации, включая меня, было всего двое. Сейчас педагогов-мужчин девять, и мы не собираемся останавливаться на достигнутом.Как заметил Артур Шепелев, новому директору необходимо уделять большое внимание локальной документации. Что греха таить, можно взять и скопировать нормативные акты у соседа, но тот документ, который рождается общими усилиями, который выстрадан, принят и понят родителями, учениками и всеми учителями, гораздо важнее. Он становится по-настоящему рабочим. Если его принимают, то по нему и действуют. От такой работы и отдачи будет больше, и конфликтов меньше.Кроме того, нужно создавать поле для социального партнерства. Потому что в одиночку в школе проблемы трудно решать, а подчас невозможно. Социальное партнерство – это фактор развития образовательной организации. И этому также нужно учиться. Например, опыт тесного и продуктивного взаимодействия с различными организациями есть в школе №371, где Артур Шепелев проработал порядка 20 лет. Многие элементы этой деятельности возможно теперь перенести в условия школы №372.Вообще проведение таких семинаров – прекрасная возможность для молодых действующих директоров остановиться, взглянуть со стороны на свою деятельность. Мало того, многим из них помогают районные информационно-методические центры. В последнее время обучение здесь стараются сделать максимально практико-ориентированным. Сильную поддержку также оказывает кафедра управления и экономики образования СПбАППО, где можно учиться, уже будучи назначенным директором. Как подчеркнул Артур Шепелев, на все вопросы, с которыми сталкиваешься в качестве руководителя, можно сразу же получить компетентные и полные ответы. Это и есть необходимое профессиональное сопровождение.Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте