search
main
0

Ищите родники в пустыне. Надо уметь искренне радоваться даже маленькому успеху

Конкурс «Учитель года» имеет свои особенности. Участие растягивается на два года. Сначала городской, потом краевой, затем российский и еще год – особая миссия победителя – открытые уроки, встречи, командировки. Вот почему уже полгода как я не классный руководитель. Однако… классное руководство не бывает в прошедшем времени.

Любящий и мудрый

После победы на краевом конкурсе журналисты задавали моим детям из прежних выпусков вопрос: «Когда «классный» на самом деле классный?»

Королева Маша: «Знаете, есть такие учителя, с которыми, кроме как по предмету, общаться не хочется. А есть такие, к которым тянет как к магниту. И на уроки его бежишь сломя голову, и на уроках слушаешь так внимательно, что забываешь шевелиться, чтоб ничего не пропустить. Когда дружба и строгость, доброта и требовательность одновременно. Это не просто учитель, который дает хорошие и умные советы, а ты прислушиваешься к ним. Это человек, которому ты по-настоящему веришь, как себе, и понимаешь, что он по-настоящему тебе близкий, родной, что он уже часть тебя. Это не просто человек, который просто лично тебе симпатичен. Это скорее друг, авторитет которого для тебя лично очень высок. Почему называем мамой Галей? Не знаю… А почему вообще маму называют «мамой»?»

Белкина Анастасия: «Наш класс – это общество, в котором мы развиваемся и формируемся как составляющие его части. Верно ли то, что этим процессом руководит классный руководитель? Вне всяких сомнений! Про это не написано в учебниках. Вот и миссия «классного», получается, в том, чтобы жить с нами жизнью одной, ежедневно вместе взрослея. Однажды твой «классный» говорит тебе: «Ты стала совсем взрослой…» А ты отвечаешь: «Нет, это вы просто рядом со мной были всегда ребенком».

Уметь быть ребенком! Всегда быть частью их жизни, жить их проблемами и заботами, чтобы чувствовать, чтоб им не приходилось тебе все объяснять. Помните, в «Маленьком принце»? «Трудный народ эти взрослые, им все бесконечно надо объяснять».

Прочитала отзывы. Начала размышлять. Когда это происходит? Когда ты становишься для детей больше чем учителем? Может, когда к каждому пришла домой, когда пила чай, рассматривая семейные фотографии, книжные полки, компьютерные игры, знакомилась с тем, что каждому ребенку дорого и близко, может, когда учила в походах чистить картошку, находить родники, вязать узлы на карабинах, может, когда рассказывала сказки на ночь и замечала в сгущающихся сумерках дрожь рук, впервые прикоснувшихся друг к другу, может, когда вытаскивала занозы из ладошек и вытирала слезы или когда слушала тайны про первые поцелуи и исправляла ошибки в записках… Может быть.

Однако классный руководитель – это не только любящий, но и мудрый, знающий руководитель класса. Именно он делает этот класс организованным коллективом, в котором комфортно каждому.

Самый ленивый человек

Суть работы? Принципы, методики? Они просты. Сократ, Руссо, Песталоцци, Монтессори, Блонский, Шацкий, Макаренко, Сухомлинский, Иванов, Амонашвили. Общечеловеческие ценности легли в основу педагогических принципов и опыта. Этот опыт обобщен и прописан – педагогика общей заботы (автор – Игорь Петрович Иванов), педагогика здравого смысла (автор – Алексей Алексеевич Леонтьев). Основные принципы – общее дело и забота каждого о каждом.

У человека только в процессе активной жизни появляется опыт. Опыт включает формирующуюся личность в мыслительный процесс. Мысли, подкрепленные новыми примерами и собственным опытом, постепенно становятся жизненной позицией. Но это потом, а пока, на первом этапе формирования социальной личности, нужен серьезный опыт коллективной деятельности и создание эмоционально богатой событиями среды. Нужно дело важное, полезное для собственного развития, для близких людей, для всего окружающего мира. У нас много таких дел.

Первое – экологическая акция для ребят начальной школы, результат того, что жили одной жизнью с «Маленьким принцем», формулировали законы: «Чтоб баобаба в себе не растить, надо в начале его погубить, вырубить, высушить, выкинуть в печь, в самом горячем огне его сжечь», «Ищите родники в пустыне…». Никто ведь не спорит, что изучаемый материал на уроках должен быть связан жизненным опытом ребенка, он должен обогащать этот опыт. К сожалению, не всегда и не у всех детей этот опыт «красиво организованный», чаще общение с природой – это совместный с родителями сбор подснежников у дороги… А если поход – это экологическая акция по расчистке родников, восстановление братских могил на высоте 1200 метров? А если устраивать ежегодные акции милосердия в детских больницах, в госпитале, в доме престарелых, в детских домах? Это дела, которыми мы гордимся.

Моя роль менялась. В пятом классе я была организатором и довольно часто инициатором (стараясь при этом, конечно, как можно незаметнее это делать). К седьмому инициатива начала исходить только от ребят. А я скорее куратор. В восьмом появились первые достижения и победы. Я помощник, если надо попрыгать на скакалке во время спортивного соревнования, сочинить слоган на интеллектуальном турнире, раздобыть ящики для клубники в трудовом лагере. Ну а к девятому считалось уже совсем неприличным ждать помощи от классного руководителя. Все – сами! И я тут уже совсем ни при чем, я «самый ленивый человек на свете»…

По данным анкет

Размышляя об опыте, пожалуй, нельзя не сказать о рисках. Конечно, рискуем. Психологи говорят, что мои выпускники предпочитают следующие ориентации: экспериментальную, интуитивную, сопротивление социальному давлению. У них низкие показатели по кластеру «Контроль»: правила, план и структура, враждебность, пассивное согласие. Они честолюбивы, чувствительны, конфликтны, свои внутренние проблемы решают эмоционально и энергично, независимы в суждениях, склонны к риску и предприимчивости. Кроме того, ученики отмечают у себя желание быть на виду, превосходить других, проявляют склонность к соревновательности.

Но кто сказал, что это плохо? У ребят к 9-му классу сформировались умение и стремление содержательно общаться, значительно расширился круг чтения, повысилось качество знаний, существенно расширился словарный запас, деятельность стала созидательной. Это проявилось в том, что мы стали самыми активными участниками клубов общения, заняли 1-е место по городу в играх КВН, в играх клуба «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»; стали одними из самых активных читателей городской библиотеки и посетителей художественного музея, у нас появились подшефные коллективы – школы, интернаты, госпитали. Мы пишем очерки, эссе, отзывы, письма, сочиняем и иллюстрируем стихи, баллады, песни, ведем дневники (эти работы побеждают на творческих конкурсах в городе, крае, стране).

Свои и «несвои»

Вспоминаю Новый год. Наши будущие программисты Сережа Горожанцев, Илья Чайкун и Никита Насика готовились, используя интерактивную доску, продемонстрировать свои достижения. Настя Ковтун, Женя Кобылянко и Вика Фалеева сделали фотоотчет о своей первой персональной выставке картин. Анастасия Белкина, только-только выигравшая конкурс «Мисс Краснодар», принесла журнал с интервью. Как мы гордились стилистикой и содержанием ее ответов! Девчонки обступили Стаса Беруса: он в кадетском корпусе, его мы видим только на парадах. Все вместе собрались в актовом зале. Где сегодня (впервые в Краснодаре!) будет выступать рок-группа, свой сольный концерт представит Дима Отяковский, и начнет он его с песни, посвященной своему классу…

А продолжат новогодний праздник ведущие – Катя Коренская и Маша Королева. Они сами писали сценарий, подбирали актерский состав, репетировали, «отработали» 12 «елок» в школе для малышей, потом две благотворительные: в краевой детской больнице и специализированной школе.

Вы заметили упоминание о моей собственной дочери? Нет? Новогодний-то наш праздник как бы случайно был организован 28 декабря, именно в ее день рождения. Куча подарков и поздравлений, торт со свечами и сюрпризы…

Самый «классный» – когда все вместе и когда все – только личные, «безличных» у нас не бывает! Совсем недавно я рассказывала коллеге по конкурсному движению о своих детях. Рассказывала увлеченно, эмоционально и, видно, довольно долго. Собеседник прервал мою речь вопросом: «Подожди, а сколько у тебя детей?» Ответ был незамедлительный: «Много!» Их и правда много. Ведь когда у тебя не одно поколение выпускников, с которыми идешь рука об руку долгие годы, понятия «личные» и «неличные» дети отсутствуют. Разве не одного и того же желаешь «своим» и «несвоим», разве разные цели ставишь, разные решаешь задачи, разных ждешь результатов? Может быть, методы и приемы отличаются? Да нет же. Все одно и то же. Я хочу, чтобы все мои дети были счастливыми, здоровыми, творческими, самостоятельными, предприимчивыми, чтобы умели зарабатывать. И я знаю – чтобы прийти к победе, надо много трудиться и искренне радоваться каждому успеху.

Галина КОВТУН, учитель русского языка и литературы средней школы №48, учитель года Кубани-2007, Краснодар

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте