Уже будучи на пенсии, довелось мне один год вести «Этику и психологию семейной жизни» в девятом классе – после 12-летнего перерыва в работе. Я не узнавала учеников, настолько они были другими – отчужденными, равнодушными ко всем и ко всему, циничными, черствыми. Совершенно откровенно они сказали мне в доверительной беседе, что ни у кого из них нет контактов ни с родителями, ни с учителями.
Я же, говоря о пагубных последствиях наркомании и алкоголизма, имела неосторожность рассказать этим, в сущности уже взрослым, людям историю, услышанную на днях от моей бывшей ученицы – медсестры в детской больнице. Там в палате умерла трехлетняя девочка: несчастное «отказное» дитя появилось на свет… без обеих ручек, ножек и с одной почкой. Родилась от наркоманов. Скончалась эта малышка от болезни, называемой госпитализмом, – иными словами, от запущенности. Некому было носить ее на руках, ласкать, разговаривать, утешать, ворковать по-матерински, баюкать, петь ей песенки… У нянечек и без того работы было по горло – хоть бы дети были умыты, накормлены и лежали в сухой постельке… Все. До песенок ли тут, если девочка, НИКОМУ не нужная, ТРИ ГОДА лежала в палате!
Да, так вот: не успела я закончить первую фразу, как раздался… громовой хохот. Великовозрастным деткам было невероятно смешно, что мог родиться такой уродец…
Тешу себя надеждой, что они не стали бы так веселиться, если бы своими глазами увидели малышку. Не забываем ли мы об этом, всячески оберегая, ограждая СВОИХ сыновей и дочерей не от фильмов-боевиков, а от вида чужого страдания, чье бы оно ни было, и от немедленной конкретной помощи тому, кто в ней нуждается? Думаю, просто необходимо общение здоровых детей (морально заранее подготовленных) с инвалидами – независимо от возраста последних, в том числе и с немощными и дряхлыми стариками – и в интернатах, и просто с живущими поблизости, не говоря уже о старых людях в собственной семье. Безусловно, правы те, кто ратует за соседство, дружбу и сотрудничество детских и «дедских» учреждений. И неизвестно еще, для кого важнее и полезнее это общение – для подопечных или для самих помощников, которые вольно или невольно развивают в себе лучшие человеческие качества – отзывчивость, чуткость, сострадание, желание помочь. Говорю на основании опыта: те же девочки-девятиклассницы впоследствии совсем по-другому воспринимали крошечных инвалидиков детского дома, куда мы приходили в гости. Как охотно ученицы играли с малышами, брали их на руки, читали сказки, приносили гостинцы… А как весело им было слушать крошечного Ванечку на таких же, словно игрушечных, костыликах, когда он говорил: «Ищите меня! Я спрячусь во-он за то дерево». Да, девочки смеялись, но совсем иначе, чем когда я рассказывала им про смерть несчастной девочки-«отказницы»…
Все мы сейчас находимся под влиянием моды на «вечную молодость». Нас призывают худеть, избавляться от морщин и так далее и тому подобное. Нет, я вовсе не против этого. Но о старости немощной, о больных людях тоже надо не забывать. Надо учить молодых чуткости, состраданию, милосердию.
Лариса ЗАХАРОВА, учительница-пенсионерка, Жуковский, Московская область
Комментарии