Одно из самых распространенных учительских заблуждений таково: учебная деятельность – ведущая в школе. Но чаще всего мир интересов ребенка и мир учения не совпадают. Как их приблизить друг к другу? В нашей школе эта проблема решается прежде всего через создание ситуаций, в которых творческая деятельность помогает ученику определить свое будущее. И помогает в этом учителям, ученикам и родителям проект «Творчество». Помочь ребенку адаптироваться к быстро меняющейся социокультурной ситуации, способствовать созданию ситуации успеха каждого, организовывать деятельность учителя и ученика, результатом которой должно стать ценное отношение к жизни, избежать однообразия во внеурочной деятельности, искать эффективные формы работы – вот какие задачи решает этот проект.
Организация образовательного пространства, учитывающего возраст и потребности ученика, наиболее эффективна для реализации его творческого потенциала. Сказки, стихи, которые пишут ребята, коллективные работы по изо, оперы, поставленные руководителем музыкальной студии, – яркий пример того, что каждый ребенок способен к творческой деятельности. И ее надо развивать с первых лет пребывания ребенка в школе.
Еще лучше, когда это коллективная творческая деятельность, в которой принимают участие и дети, и учителя, и родители.
В школе в этом году открылась театральная студия «Литература и театр» для ребят 5-11-х классов. К празднованию Нового года готовится спектакль по пьесе Маршака «Двенадцать месяцев».
Участие в театральной студии, на мой взгляд, дает возможность ребенку в творческой обстановке проявить себя, оказаться в ситуации успеха, вести диалог с учителем на равных, перевоплощаться, играть. Театр в школе – это не только зрелищные постановки в актовом зале, но и безусловный органичный интеллектуальный и творческий рост ребенка.
Во время занятий сценическим искусством развивается не только устная речь школьника (идет «формирование» речи, она становится выразительной, четкой, содержательной, поскольку ребята работают с идеальными образцами русской речи – классическими произведениями литературы), улучшается память и соответственно повышается успеваемость; ребенок излечивается от массы поведенческих комплексов, свободно чувствует себя в незнакомом коллективе, легко общается со сверстниками. Театр помогает ученику раскрепоститься, непосредственно прикоснуться к великим творениям мастеров, вжиться в образ, создаваемый на сцене. Творческое волнение перед премьерой, награждение и поздравления после показа спектакля рождают в душе ребенка долгое ощущение праздника, возвышенности происходящего.
Творческие объединения учащихся возможны в школе, где сформирована культура творческой деятельности педагогического коллектива. Профессия учителя – профессия творческая. Будем мы позитивно относиться к творчеству, это проявится и в учениках. В нашем коллективе выработано несколько принципов, которым мы стараемся следовать при организации творческой деятельности: ищи истину вместе с учениками; учись вместе с ними; прими ребенка таким, какой он есть, и стимулируй его творческую самореализацию. Эти принципы родились из живого опыта, из реальной жизни реальной школы.
Комментарии