Среди творческих работ, присланных на конкурс “Сто друзей”, оказалось несколько методических рекомендаций по гражданско-правовым дисциплинам. Все они опубликованы в сентябре-октябре 2001 года в приложении к “Учительской газете” – “Граждановедение”.
Эти работы – оригинальное осмысление тем, разработки уроков, “маленькие находки”… Они напечатаны под разными рубриками, предназначены разным возрастным группам учащихся, но есть в них и общие черты: учитель оказывается в роли режиссера за сценой, а главные действующие лица – сами ученики, которые благодаря тщательно продуманной композиции урока, умело поставленным вопросам на разных его этапах самостоятельно исследуют проблему, предложенную темой занятия. Ученики сами в конце его приходят к цели, заявленной учителем в методической разработке.
Особняком в этом списке работ находятся методические и дидактические рекомендации к модулю “Конституция РФ”, опубликованные в двух номерах приложения под рубрикой “Авторские методики”. Автор их Н. Шушарина – учитель истории и обществоведения из Курганской области. Они включают разного вида уровневые задания для самостоятельной работы, а также планы 23 уроков. Такая детальная разработка наверняка позволит всем без исключения ученикам составить четкое представление об Основном Законе страны.
И. Статычнюк из Брянской области прислала на конкурс урок по праву для 8-9-х классов на тему “Ты и закон”. Она предложила воспользоваться методом критического мышления. В основе занятия – курс “Мой выбор”, который базируется на естественном праве человека быть свободным в своих потребностях, в своем выборе. Учитель предлагает ученикам жизненную ситуацию, исследуя которую каждый из них определяет свою собственную позицию.
Учительница начальных классов Л. Абрамовская в двух взаимосвязанных темах “Наш класс” и “Добро”, опираясь на жизненный опыт детей, учит их анализировать сказочные сюжеты. В результате такого урока ребята получат правильное представление о дружбе, коллективизме, добрых делах.
Н. Казак, учитель истории и права из Иркутской области, предложила свой вариант непростого по теме урока для 11-го класса “Путь к демократии”. Он представляет собой урок общения, урок совместного поиска истины в вопросах, которые стоят перед человечеством в течение двух тысячелетий.
А. Драхлер, учитель из Москвы, рекомендует такую сложную тему, как “Надо ли говорить о холокосте в современной России?”, проводить в виде гражданского форума. На основе диалога, столкновения разных точек зрения ученикам предстоит прийти к созданию общей платформы.
Две методические рекомендации посвящены судебным процессам. Учитель права из Пскова С. Зайчкин составил урок-суд. Здесь ученики учатся коротко, четко, аргументированно отстаивать свое мнение, уважительно относиться к оппоненту. Другой урок-суд – Жанны Салалыкиной из Волгограда – носит более конкретный характер. Это суд над виновниками смерти Эсмеральды по роману В. Гюго “Собор Парижской богоматери”. Тема занятия “Идея нравственности и гуманизма” раскрыта автором методики глубоко и всесторонне.
Маргарита КУРГАНОВА,
шеф-редактор приложения “Граждановедение”
P.S.
Обзор конкурсных работ будет продолжен в следующих номерах “УГ”.
Комментарии