search
main
0

Ищи ориентиры. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий

Гальперин Петр Яковлевич – русский советский психолог, автор теории поэтапного формирования умственных действий (ТПФУД). Талызина Нина Федоровна – академик РАО, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова, доктор психологических наук. Волович Марк Бенцианович – профессор Московского педагогического университета, доктор педагогических наук.

Продолжение. Начало в №№ 39-48

Целевые ориентиры

Эффективное усвоение программных ЗУН.

Формирование глубины, прочности, фундаментальности системы ЗУН.

Развитие СУД (способов умственных действий).

Концептуальные положения

И.П.Павлов: ориентировочный инстинкт всегда предшествует появлению рефлекса (знания).

Л.С.Выготский: мышление – результат интериоризации практических действий и свойственной им логики.

П.Я.Гальперин: а) решающую роль в усвоении опыта имеет ориентировочная основа действий (ООД); б) понятие ориентировки переносится во внутренние психические процессы, мышление рассматривается как «свернутый в языке» процесс внешней предметной деятельности.

Последовательность обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий (ТПФУД) слагается из этапов:

1. Предварительное знакомство с действием, создание ООД. Происходит предварительное ознакомление с действием, т.е. построение в сознании обучаемого ориентировочной основы действия. ООД – текстуально или графически оформленная модель изучаемого действия, включающая мотивацию, представление о действии, систему условий правильного его выполнения.

2. Материальное (материализованное) действие. Обучаемые выполняют материальное (материализованное) действие в соответствии с учебным заданием во внешней материальной, развернутой форме. Они работают с информацией в виде различных материальных объектов: реальных предметов или их моделей, схем, макетов, чертежей и т.д., сверяя свои действия с ООД (инструкцией).

3. Этап внешней речи. После выполнения нескольких однотипных действий необходимость обращаться к инструкции отпадает, и функцию ориентировочной основы выполняет громкая внешняя речь (образы). Обучаемые проговаривают вслух то действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают. В их сознании происходит обобщение, сокращение учебной информации, а выполняемое действие начинает автоматизироваться.

4. Этап внутренней речи. Обучаемые проговаривают выполняемое действие, операцию про себя, при этом проговариваемый текст необязательно должен быть полным, обучаемые могут проговаривать только наиболее сложные, значимые элементы действия, что способствует его дальнейшему мысленному свертыванию и обобщению.

5. Этап автоматизированного действия. Обучаемые автоматически выполняют отрабатываемое действие, даже мысленно не контролируя себя, правильно ли оно выполняется. Это свидетельствует о том, что действие интериоризировалось, перешло во внутренний план, и необходимость во внешней опоре отпала.

Возможны следующие типы соотношения ориентировочной основы действий и ученья (системы исполнения действий – СИ):

Успешность усвоения обеспечивается правильной организацией ориентировочной основы действий.

Особенности содержания и методики

Вычленив некоторую порцию материала, математическое содержание которого дети должны усвоить, учитель обдумывает, какая именно организация работы учеников соответствует этому материалу.

Основная цель этапа первоначального знакомства – подготовить школьников к самостоятельному выполнению нужной работы и сразу ее организовать.

С точки зрения традиционной педагогики ситуация весьма странная: дети еще ничего не знают, а уже должны начинать работать с новыми знаниями. С точки зрения теории Гальперина ситуация ординарная: надо предоставить в распоряжение детей такие краткие схематические записи – конспекты материала и способы работы с ним, которые позволяют, ничего предварительно не заучивая, непосредственно после разъяснений учителя приступить к самостоятельной работе с новыми заданиями.

При традиционном обучении учитель, закончив объяснение, обычно просит задавать вопросы. Но их, как правило, не бывает: ученику трудно разобраться, все ли ему понятно. Рассматриваемая схема организации обучения предусматривает, что каждый ученик выполняет своеобразные тесты – работает с конспектами. В результате он имеет возможность убедиться, что материал ему понятен, либо у него возникают вопросы, на которые учитель отвечает непосредственно в ходе объяснения.

Школьнику может показаться, что тест выполнен правильно, в действительности же он допустил ошибку. Чтобы этого не произошло, предусмотрена проверка правильности выполнения тестов. Каждый ученик получает шанс избавиться от недочетов в понимании объяснения.

Носителями тестов являются тетради с печатной основой.

Гальперин назвал первый этап усвоения этапом ориентировки в материале и способах работы с ним. Конспекты подлежащего усвоению материала он называет ориентирами, а конспекты, которые выдаются ученикам в ходе объяснения, – ориентировочными картами.

«В проблеме интеллектуальных возможностей ребенка существенное, если не решающее, значение получают четкость и уверенность ориентировки ребенка в задаче и материале действия. Когда ориентиры четко и устойчиво представлены на ориентировочной карте, ребенок уверенно ищет их (и только их!), и его не сбивают даже самые яркие, можно сказать, навязчивые свойства и отношения вещей. Поскольку они не отвечают признакам, указанным на ориентировочной карте, ребенок обходит их и обращается к тем признакам, которые не так заметны, но отвечают заданию. Более того, прочие свойства вещей, даже самые броские, дети начинают считать несущественными не только в данных заданиях, но и «вообще несущественными» (П.Я.Гальперин).

В традиционном обучении учитель имеет возможность судить о правильности работы каждого ученика в классе главным образом по конечному результату (после того как работы учеников собраны и проверены). При данной технологии требуется, чтобы учитель проконтролировал каждый шаг работы каждого ученика. Контроль на всех этапах усвоения – один из важнейших компонентов технологии. Он направлен на то, чтобы помочь ученику избежать возможных ошибок.

В учебном процессе используется четырехурочный цикл.

1. Урок объяснения. Здесь важно создать определенный уровень мотивации и обеспечить ориентировочную основу действий с новым материалом. Для этого применяются различные методы актуализации базовых опорных знаний: фронтальная беседа, сигнальные карточки, математические диктанты (с техническими средствами) и, наконец, работа в тетради с печатной основой. Ориентировочная основа действий дается в готовом виде.

2. Урок решения задач. Предполагает дифференцированные и индивидуализированные варианты: реши с помощью, реши вместе с товарищем, реши самостоятельно. ООД = СИ варьируется от полной до недостаточно полной, подталкивая каждого ученика к самостоятельному решению.

3. Урок общения в форме взаимопроверки, групповой работы, работы в парах. Каждый ученик отчитывается по всем основным теоретическим вопросам. При этом он использует различные варианты ориентировочной основы действий.

4. Самостоятельная работа организуется с помощью дидактических материалов и экспрессовых фронтальных способов контроля и самоконтроля. ООД формируется в самостоятельной работе, совершается постепенный переход от контроля к самоконтролю.

Предтечи, разновидности, последователи

Интегрированная технология обучения математике в начальной школе (Л.Г.Петерсен). Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова на методическом уровне представляет собой не что иное, как ТПФУД. Вот ее алгоритм – последовательность деятельностных шагов:

1. Организационный момент.

Этот этап процесса обучения предполагает, с одной стороны, осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в деятельность. С другой – на этом этапе должно произойти положительное самоопределение к некоторой норме деятельности.

2. Самостоятельная деятельность по известной норме.

3. Реконструкция деятельности по известной норме N.

Учитель, организуя этот этап деятельности, должен предусмотреть коммуникативное взаимодействие, результатом которого станет фиксирование в языке условий применимости известной нормы (или нескольких норм).

4. Критика известной нормы N.

5. Построение новой нормы деятельности N1. На этом этапе в коммуникативной форме строится проект деятельности в новой ситуации.

6. Использование нормы N1 для решения задания, вызвавшего затруднение.

На этом этапе учебной деятельности обучаемый конкретизирует сформировавшийся образ N1 в деятельности по преодолению возникшего затруднения, проговаривая каждый выполненный шаг во внешней речи.

7. Фиксирование нормы N1 в языке.

8. Использование нормы N1 в типовых условиях.

На этом этапе обучаемый самостоятельно выполняет типовые задания, требующие использования нормы N1, и самостоятельно проверяет правильность решения.

9. Этап включения нормы N1 в систему понятий.

10. Этап тренировочных действий по ранее изученным нормам (повторение).

11. Этап рефлексивного анализа деятельности на уроке.

12. Этап фиксирования достижения цели.

Продолжение следует

1. При недостающей информации (ООД < СИ) учащийся вынужден самостоятельно строить ООД путем проб и ошибок, процесс формирования действия идет медленно.

При полной ООД, адекватной СИ (ООД = СИ), возможны два варианта.

2. ООД дается в готовом виде и для конкретного частного случая – это ситуация объяснительно-иллюстративных методик. Действие формируется быстро и безошибочно, но плохо переносится в новые, измененные условия.

3. Ориентиры полные, но даются в обобщенном виде, характерном для целого класса явлений. ООД для каждого конкретного случая формируется (добывается) в самостоятельной работе – это развивающие, проблемные методы. Полученное действие (решение) характеризуется способностью переноса в другие условия.

4. Ориентиры даются в таком виде, что учащийся должен сам открыть метод построения ориентировочной основы, что представляет собой творческое действие.

5. При ООД > СИ возникает ситуация перегрузки информацией, торможение процессов усвоения.

Рекомендуемая литература

Волович М.Б. Все это просто: (О теории поэтапного формирования умственных действий) // Народное образование. 1989. №10.

Волович М.Б. Легкий предмет – математика (О теории поэтапного формирования умственных действий Гальперина) // Народное образование. 1989. №9.

Волович М.Б. Методические рекомендации учителю. М.: Linka-press, 1995.

Волович М.Б. Наука обучать. М.: Linka-press, 1995.

Волович М.Б. Система ориентиров – условие успешности обучения // Сов. педагогика. 1988. №4.

Волович М.Б. Ключ к пониманию алгебры. М.: Аквариум, 1996.

Волович М.Б. Ключ к пониманию геометрии. М., 1996.

Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.

Гальперин П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий // Хрестоматия по психологии. М., 1977.

Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 1999.

Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988.

Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. М.: Просвещение, 1985.

«Школа-2000…»: Математика для каждого: Технология, дидактика, мониторинг / Под ред. Г.В.Дорофеева, И.Д.Чечель. Вып. 4. М.: УМЦ «Школа-2000», 2002.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте