search
main
0

Ищете женщину? Найдете сексохват

Что “дать” на уроках словесности из современной литературы? Вопрос этот – мучительная головная боль для многих учителей-филологов. И другой вопрос: а что почитать для “души” из новенького, рожденного нашим нелегким временем? Пришли ли в нашу литературу новые авторы, открыты ли новые имена?

Не берусь нашим читателям советовать, что читать, но хочу кратким своим обзором предостеречь педагогов от некоторых имен и произведений, кои, несмотря на их раскрученность критикой, нужно решительно спрятать от детей, пусть даже и детей семнадцатилетних, одиннадцатиклассников.
Запомните, пожалуйста, уважаемые педагоги, имя поэтессы Веры Павловой. Она – “явление”, “феномен”, “открытие”, “надежда русской литературы”. Лауреат литературных премий, активно участвует в литературном процессе и не исключено, что вскоре будет премировать уже других поэтов, которые превзойдут ее в эпатаже и “мастерстве”. Вот стихи из ее первой книги, которая и принесла Вере Павловой “славу”:
А что кончаю дактилем,
так это c▓est la vie.
А что спала с редактором,
так это по любви.
А что с другим редактором –
спросите у него.
А что завидно некоторым,
так что с того?
Стихи эти, вероятно, должны рождать в нас высокие чувства – сопереживания, человеколюбия, те самые чувства, что приходят к человеку после прочтения “Ямы” Куприна. Но залихватский сексохват ничего, кроме отвращения, не родит.
Умыкнута, замкнута
долгим замыканием.
Пряник – первый зам. кнута.
Шоколад в капкане ем.
“Марс” не слаще “Сникерса”.
Стерпится. Слипнется.
Щадя читателя, я не цитирую основных лирических произведений поэтессы. Поверьте, “стерпится, слипнется” – это даже не “цветочки”, не “бутончики”, это жалкие ростки по сравнению с той развесистой “клюквой”, которая ожидает доверчивого читателя, купившегося на рекламу нашей литературной критики.
Но довольно поэзии. Обратимся к прозе. Маргарита Шарапова – писательница, чьи произведения настойчиво рекомендуются многими литературными изданиями. Она – лауреат премии Международного фонда “Демократия”, премии “Венец” Союза писателей Москвы. Читаем из ее книжки, выпущенной в рамках федеральной программы(!) поддержки книгоиздания России:
“Выпили. Пустую под стол.
– Это чего мы?!
– Чего?
– Последняя?!
– Ну.
– Бля…
– Ну да…
– Эбенть… да как же это?
– Ну!
– Кошмар…
– Ехайды, а то…”
И так на протяжении 9 страниц! Неискушенному читателю поясню, что реплики “Чего? Ну. Ну да… Ну! Ехайды, а то…” принадлежат даме, как следует из повествования, писательнице, сочиняющей рассказы. Финал, конечно, в “лучших” традициях русской литературы:
“Да как же хочется, Господи, чистоты, красоты, светлости, недосягаемости – сыру что ль швейцарского кусок!”
…Я иногда думаю: бедные наши люди! Как они устают от ежедневной, ежечасной грязи! От нашего ТВ, которое стянуло на экраны всю скверну мира, от желтых газет, от “культурного досуга” с такой вот “серьезной” литературой. Да есть ли где спасение замыканной душе в современном мире? Чему и как учить детей? К чему их готовить? Как привить духовную зоркость, позволяющую различать дурное и хорошее?
Лев Толстой говорил: “В сущности, когда мы читаем или созерцаем художественное произведение нового автора, основной вопрос, возникающий в нашей душе, всегда такой: “Ну-ка, что ты за человек? И чем отличаешься от всех людей, которых я знаю, и что можешь мне сказать нового о том, как надо смотреть на нашу жизнь?” Что бы ни изображал художник: святых, разбойников, царей, лакеев – мы ищем и видим только душу самого художника”.
Душа человека – беда человека, и счастье, и спасение его. Я привела всего лишь два примера “модных” имен современных литераторов. Что их объединяет помимо очевидного духовного оскудения? Мог ли Лев Толстой, создатель знаменитых женских образов – Наташи Ростовой, Марии Болконской, Анны Карениной – представить, как низко в век феминизации будет низвергнута женщина?! Могло ли ему прийти в голову, что женские уста будут открываться не для слов любви, а для площадной брани?! Да, пропал мир…
Конечно, “вредной” литературы очень много, и у нее есть своя заслуга: как прыщ указывает, что кожа грязная, так и эта литература свидетельствует о нечистоплотности души” (М.Горький). Но слова классика – слабое утешение. Ведь как избавиться от нечистоплотности души, Горький не говорит. А учителю нужно ежедневно входить в класс… Что он “даст” по современной литературе?!
Лидия СЫЧЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте