search
main
0

Ищем виноватых? Родители уверены – воспитывать должна школа

В Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (СПбАППО) на недавней международной научно-практической конференции «Служба практической психологии в системе образования: достижения и перспективы развития» случился полный аншлаг.

Возможно, одной из причин такой популярности стало то, что данная конференция 20-я, юбилейная. Однако, по мнению заведующего кафедрой психологии СПбАППО доктора психологических наук Сергея Шингаева, более 350 специалистов из Санкт-Петербурга, Москвы, Ленинградской области, Республики Карелия, а также из Казахстана, Беларуси, Украины, Эстонии, Словакии, Германии собрались прежде всего для того, чтобы рассказать о своем опыте и узнать об опыте коллег, а также понять, в каком направлении двигаться дальше. Ведь изменения в общественной жизни, в системе образования требуют четкого осознания перспектив и оперативного решения проблемных вопросов.Одно из новых требований – это внедрение профессионального стандарта педагога-психолога. Как пояснил Сергей Шингаев, принятый в июле прошлого года, он ставит перед специалистами новые задачи. По существу, сегодня профстандарт выступает инструментом внедрения ФГОС, однако пока он для психолого-педагогического сообщества «темная лошадка». Увы, почти 86 процентов педагогов-психологов признались, что еще не знакомы с ним либо прочли его по диагонали. Поэтому первый шаг, который необходим, – это информационное просвещение, ознакомление с профессиональным стандартом и понимание его сущности.Следующее, на что нужно обратить особое внимание, – это работа по тем направлениям, по которым педагоги-психологи раньше не работали. К примеру, сегодня в одном классе будут обучаться дети с сохранным интеллектом и дети с задержкой психического развития. Это требует особого подхода. В этом же классе могут обучаться и одаренные дети, которых к категории стандартных тоже нельзя отнести. Поэтому педагогу-психологу, ранее ориентированному на работу со среднестатистическим ребенком, придется в корне ее менять.Есть еще категория гиперактивных детей, и хотя понятие «гиперактивность» для педагогов-психологов неново, однако сегодня это состояние принимает новые формы.  Не менее значимым становится умение педагога-психолога взаимодействовать с другими педагогами, например с социальным педагогом, в области профилактики и употребления психоактивных веществ, умение работать в многонациональных классах, где русский язык для детей не является родным.Поскольку любые нововведения – это затраты дополнительных ресурсов, а ресурсы не безграничны, то обязательными пунктами в плане работы педагога-психолога должны стать профилактика профессионального выгорания и укрепление профессионального здоровья. Если учитель, заботящийся о здоровье ученика, забудет о себе и останется сапожником без сапог, то продуктивность его работы сойдет на нет. Педагог-психолог должен помочь сделать так, чтобы этого не произошло. Образно говоря, психолог должен сегодня быть в гуще событий, отсиживаться в кабинете не получится.Как заметил Сергей Шингаев, есть все основания полагать, что на все требования времени психолого-педагогическое сообщество отреагирует адекватно и своевременно. Например, в системе образования Санкт-Петербурга удалось создать стройную систему психологической службы. Сегодня в ней насчитывается порядка 1500 психологов, подавляющее большинство из которых работают эффективно. В каждом районе города есть  центры психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, где в штате состоят педагоги-психологи, которые работают как в самом центре, так и по договору в школах и в детских садах. Есть среди них признанные лидеры, например  ППМС-центр Калининского района. Более 20 лет его директор Ольга Викторовна Баранова осуществляет очень эффективное управление организацией.Поскольку сегодня педагогу-психологу требуется гораздо больший набор компетентностей, чем до недавнего времени получал выпускник вуза, то серьезное внимание уделяется повышению квалификации педагогов-психологов. Так, в СПбАППО уже разработаны курсы и по работе с детьми с ОВЗ, и по работе в службе школьной медиации, и т. д.- Сергей Михайлович, служба школьной медиации относительно новое направление. Как сегодня обстоят дела с ее внедрением?- Решение о внедрении службы медиации в образовательные организации было принято чуть больше года назад, и на сегодняшний момент уже создано учебно-методическое объединение служб школьной медиации на базе СПбАППО. Мы проводим выездные заседания учебно-методического объединения, городские семинары, выпустили методические рекомендации. Сегодня нештатная служба медиации создана в каждой ОО. В ее состав входят зам. директора по УВР, педагог-психолог, социальный педагог и наиболее инициативные педагоги. Идея внедрения службы медиации – это научить детей, прежде всего старшеклассников, выходить из конфликтных ситуаций. Дети учатся решать проблемы мирным путем. Если они приобретут в школе первичные навыки, то им легче будет в жизни «разруливать» сложные вопросы взаимоотношений. Это работа на перспективу.- Может ли помочь служба школьной медиации взрослым – учителям, родителям?- Конечно. Мы обучаем технологиям разрешения конфликтов между взрослыми, учим этому на практике. Например, нами уже составлен перечень типовых конфликтных ситуаций между учителями, между родителями и учителями, и есть алгоритм, как их решать. Если касаться типовых конфликтных ситуаций между учителями, то, как правило, это борьба за территорию. Но чаще конфликты, конечно, возникают между родителями и учителями.За годы существования службы практической психологии в школе к педагогам-психологам изменилось отношение руководителей образовательных организаций. К примеру, не может не радовать, что почти 100 процентов управленцев считают психологов умными, грамотными, эрудированными, 35 процентов хвалят их за «умение слушать». В то же время большая часть опрошенных сетует на то, что педагогам-психологам не хватает времени на работу с детьми.А какие проблемы в своей работе видят сами «виновники торжества»? Маленький опрос участников конференции показал, что проблема одна, но зато огромная, – это родители учеников. Увы, многие из них считают, что детей должны воспитывать учителя, психологи, социум, но только не они. Их функция – контроль. Причем тенденция последних лет – поиск виноватых учителей, отсюда и диктофоны в портфелях учеников. Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте