По данным Психологического института РАО, в школу в настоящее время приходят 20% детей с различными нарушениями психического здоровья. К концу их обучения в начальной школе эта цифра увеличивается до 60%. Очень пугает тот факт, что среди выпускников школ за последние годы не выявлено ни одного абсолютно здорового учащегося.
У каждого малыша свой индивидуальный маршрут
Сегодня практически в каждом классе начальной школы у нас обучаются дети с ОВЗ. В одном классе могут учиться ребята с разными образовательными потребностями.
Очевидно, что ни один преподаватель не является универсальным специалистом, имеющим системные знания об особенностях коррекционной работы, владеющим специальными методиками и опытом работы со всеми категориями детей. Поэтому система включения ребенка в учебный процесс у нас курируется специалистами внутренней службы сопровождения.
В нее входят учителя-логопеды, педагоги-психологи, нейропсихологи, учителя-дефектологи, социальные педагоги, сурдопедагог, тьюторы. Наша задача – помогать учителю ориентироваться в технологиях, позволяющих индивидуализировать образовательный процесс.
С этой же целью мы практикуем совместное составление индивидуального образовательного маршрута на каждого ребенка с ОВЗ. В просветительской работе специалистов с нашими учителями хорошо зарекомендовала себя технология малых групп профессионального развития. На таких встречах каждый педагог может задать накопившиеся у него вопросы и получить обратную связь от узких специалистов.
Важна каждая мелочь
Первое, на что при комплектовании первых классов специалисты службы сопровождения школы №508 обращают внимание родителей, – это возраст начала обучения. В большинстве случаев у детей с особыми образовательными потребностями в шесть с половиной лет незавершенность формирования функциональных систем психики.
Причина неготовности может быть и в неравномерном созревании мозговых зон. Ребенок в таком случае может уметь читать, считать, но демонстрирует при этом полевое поведение, преобладание игровых мотивов, неспособность усидеть на месте, рассеянное внимание.
В таких случаях наши специалисты ведут работу по разъяснению родителям необходимости более позднего начала сроков обучения с целью минимизировать несовпадения между предъявляемыми к ребенку требованиями и его готовностью к выполнению поставленных задач.
Не менее важное значение для успешного начала обучения детей с ОВЗ имеет размер класса. Большое количество учащихся не только влияет на возможности обеспечения индивидуального и дифференцированного подхода, но имеет ряд не настолько очевидных вредностей для обучения таких детей.
Большое количество детей, лица, эмоции, запахи, шум – все это может запускать у ослабленных ребят стандартные стресс-реакции. Мы должны всегда помнить, что детский возраст является критическим для нейрогенеза. Правильное развитие мозга невозможно в случае пребывания в состоянии хронического стресса.
На практике часто приходится слышать жалобы детей с особыми образовательными потребностями на непереносимость повышенного уровня шума. Такие дети на уроке физкультуры часто затыкают уши руками или чрезмерно растормаживаются. В таких случаях один из уроков физкультуры или часть урока в нашей школе по согласию родителей может проводиться индивидуально или в малой группе с нейропсихологом.
При наступлении утомления в середине учебного дня, после шумных перемен, на уроке дети с ОВЗ часто жалуются на головные боли и чувство раздражения. Поэтому для начальных классов в период адаптации особое значение приобретают перемены с организованными подвижными играми, регулирующими уровень дезорганизации и шума.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей школе предусмотрена персонификация учебной нагрузки, возможность обучения по индивидуальному учебному плану или поэтапного включения ребенка в учебный процесс.
Во время учебного процесса школьные специалисты при необходимости по сигналу, полученному от учителя, стараются предоставить возможности ребенку с особыми потребностями уединиться в «безопасном месте», например в кабинете педагога-психолога или социального педагога. Ребенку обязательно нужно переключиться, успокоиться, отдохнуть, иногда просто посидеть в тишине.
Многие из наших особых детей имеют сложности в пространственной ориентировке, восприятии и внимании. Им бывает трудно ориентироваться в пространстве школы, возникают сложности с запоминанием расположения кабинетов.
Каждого нового ребенка с ограниченными возможностями здоровья специалист школы индивидуально проводит по зданию и обучает маршруту передвижения. В работе используются приемы «рисуем маршрут», «пройди по маршруту», «ищем новый путь», «проведи экскурсию по школе для одноклассника» и другие.
Связь по телефону
Многие дети с ОВЗ не успевают за общим темпом работы в классе, испытывают затруднения при публичных ответах на вопросы учителя, большие трудности по удержанию внимания на задании…
Задача наших специалистов, организующих индивидуальные и групповые занятия, – мотивировать учебную деятельность через предоставления ребенку интересных и индивидуально посильных заданий, обеспечивающих работу в зоне его ближайшего развития.
Мы стараемся дать ученику опыт удовольствия от процесса обучения, сформировать чувство успешности и определяющего для этого возраста чувства компетентности. Работа в этом направлении способствует предотвращению возможных школьных неудач и связанных с ними тяжелых переживаний.
Неудачи и переживания случаются и у подростков. В условиях недоступности в настоящее время очного консультирования мы начали использовать телефонный вид связи как один из самых доступных во времени и на расстоянии и, что важно, не похожих на учебную форму взаимодействия.
При таком способе равенство позиций говорящих – это прекрасная возможность получить опыт доверительного разговора подростка со взрослым. Особенно учитывая, что в этом возрасте часто бывает утеря контакта с близкими взрослыми в семье.
Мы стремимся, чтобы условия образования в нашей школе стали приспособленными к возможностям и потребностям всех без исключения учащихся.
Ирина ЗИМНУХОВА, педагог-психолог школы №508
Комментарии