search
main
0

Ищем единомышленников. Анализ материалов учителей начальных классов

Учитель – человек щедрый, он отдает себя, свое время, жизнь, сердце школе, детям. Учитель учит, но и готов учиться. И его желание открыть другим свое видение большого и важного дела, а также прикоснуться к уникальному творчеству коллег объединяет в нашем конкурсе неординарных и талантливых личностей, энтузиастов и новаторов, мастеров и молодых педагогов. И не важно, где мы живем и работаем, от Мурманска до Магадана, от Сыктывкара до Краснодара мы находим ДРУЗЕЙ!

Конкурс «Сто друзей» дает широкий простор для выбора формы представления материала. Но самый, пожалуй, сложный, трудоемкий, требующий структурности, системы жанр – это инновационный педагогический опыт. Блестящая работа у Анны Слинченко, учителя начальных классов средней школы с углубленным изучением отдельных предметов НОУ ВПО «Ставропольский институт имени В.Д.Чурсина» из Ставрополя «Технология проблемно-диалогического обучения как эффективная образовательная технология обучения и развития младших школьников: реализация на практике», победителя конкурса «Сто друзей». В конкурсном материале анализируются теоретические вопросы проблемно-диалогического обучения, рассматривается сама технология проблемно-диалогического обучения на современном этапе развития образования, что отвечает требованиям стандартов второго поколения, раскрывается сущность метапредметного подхода в обучении в начальных классах, подчеркивается необходимость развития универсальных учебных действий. На конкурсе устанавливается особая атмосфера взаимопонимания, и на уроке Жанны Степановой (гимназия №4 Великого Новгорода) по теме «Равные фигуры» также реализуется технология проблемно-диалогического обучения, детально рассмотрены методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, создания проблемных ситуаций и диалогический выход из них. Дистанционный характер конкурса не мешает дружеской поддержке.Приоритетна номинация «Сценарии уроков». Ей отдала предпочтение добрая половина конкурсантов. В этом нет ничего странного, практикующий учитель знает, как дать грамотный, красивый, содержательный урок! В этом разделе кроме традиционных (к ним же отношу уроки-путешествия, уроки-беседы), представлены интересные формы уроков: урок-исследование, урок-конференция, урок-игра, интегрированные уроки, сочетающие различные предметные области. Восхищают глубокие содержательные уроки мэтров педагогической профессии. Урок «Зима-волшебница в лесу» Светланы Гребенкиной (начальная школа №5 города Лысьвы Пермского края) эмоционален, лиричен, включает всевозможные методические приемы работы над текстом. Содержательно насыщают урок межпредметные связи с литературой, живописью, музыкой. Урок-исследование «Почвы поселка Первомайский», разработанный Натальей Быченок (средняя школа №10 города Горячий Ключ Краснодарского края), имеет колоссальное воспитательное значение. От простого к сложному ведет педагог своих питомцев к главному выводу: кто, если не мы, защитит и сбережет родной край, родную землю, лес и поле? Учитель умело переплетает культурологический материал с научно-познавательным, показывает актуальность исследовательской работы обучающихся, его значение в изучении программного материала. Особый стиль и почерк отличают конкурсные материалы учителя начальных классов лицея №51 города Тольятти Самарской области Галины Дымченко – уроки и внеклассные мероприятия, пропагандирующие идеи деятельностного метода. На уроках успешно применяется проблемный диалог, устанавливаются обширные межпредметные связи. Учитель выстроил свою систему развития мышления, эрудиции обучающихся, результатом которой стала высокая плотность уроков, возможность обучающихся работать со сложным учебным материалом, демонстрировать навыки работы с различными источниками информации, делать самостоятельные выводы и умозаключения. Урок Татьяны Крутовой (Едемская основная школа Архангельской области) посвящен Великой Победе 1945 года, включает архивный материал, собранный ребятами. Рассказ детей о своих прадедах – ветеранах Великой Отечественной войны – действенное средство воспитания. Активные участники конкурса – педагоги коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Занятие-игра «В гостях у новогодней елки», разработанное Еленой Бетехтиной (коррекционная школа №565 Санкт-Петербурга), содержит актуальный материал, направленный на социализацию детей. Через эмоциональное восприятие темы учитель показывает каждому ученику его роль в судьбе природы. Красивый, грамотный урок! Досадно, что среди прекрасных многогранных уроков встречаются посредственные разработки. Не всегда педагог оправданно выбирает сюжет, тот или иной прием для достижения учебной задачи. Случается, что учитель так увлекается межпредметными связями, что основной предмет обсуждения на уроке становится второстепенным. Несмотря на то что в задачах урока обозначены здоровьесберегающие аспекты, учитель порой перегружает урок дополнительными сведениями, заданиями. Возможно, такое стремление насытить урок содержательно, расширить и углубить изучаемый материал дань современной образовательной моде в стиле уверенно надвигающихся на начальную школу новых стандартов? В номинации «ИКТ в образовательном процессе» качественные, яркие презентации к урокам продемонстрировали Наталья Ермилова (средняя школа №8 города Кинель Самарской области) – сценарий «Правописание слов с сочетанием жи-ши», Ольга Выговская (средняя школа №18 города Норильска Красноярского края) – занятие по математике «Составные уравнения». Эта номинация замечательна еще и тем, что наши конкурсанты прежде всего создают качественные уроки, мероприятия, а авторские медиапродукты используют как средство для достижения поставленной цели. Учитель гимназии №1 города Данков Липецкой области Юлия Понятовская использует электронную презентацию PowerPoint, выполненную на основе шаблона с макросом DragAndDrop, что позволяет выводить медиапродукт на интерактивную доску. Учитель использует компьютер на всех этапах урока. В презентации отражено не только содержание изучаемого литературного произведения, но есть и упражнения по скорочтению и аудированию, творческие задания. Цель цифровых образовательных ресурсов Валентины Шуруто (основная школа №14 города Нижневартовска ХМАО – Югры) – формирование орфографических навыков. Презентации PowerPoint на основе шаблона с макросом DragAndDrop разработаны по основным орфограммам, изучаемым в начальных классах. ЦОР можно использовать в классе во время урока и индивидуально за домашним компьютером. Подготовка такого рода презентаций – занятие трудоемкое, требующее от педагога основательных знаний и умений. И если уж материал заявлен в этой номинации, то предполагается наличие качественного медиапродукта. К сожалению, порой интересные идеи теряются за плохо отсканированными изображениями, низким разрешением картинки. Учителям начальных классов трудно удержаться, чтобы не поиграть, не раскрасить, не «потанцевать» (это я про анимацию и прочие наши причуды в слайдах презентаций). Но все же нужно помнить о здоровье наших учеников! Номинация «Здоровьесберегающие подходы к учебно-воспитательной работе» включает не только занятия непосредственно на валеологические темы, но и уроки различного предметного содержания, учитывающие здоровьесберегающие аспекты. Так, Людмила Асейкина (средняя школа №25 Саранска Республики Мордовия) предложила на конкурс интегрированное занятие «Золотые узоры хохломы». Урок носит прикладной характер. Смена видов деятельности, разнообразие форм ввода информации, учет индивидуальных возможностей каждого ребенка – все это позволяет педагогу добиться превосходных результатов. В конкурсной номинации «Организация внеклассной работы по предмету» – беседы, классные часы, викторины, игры. Воспитание уважения к культуре, обычаям, традициям своего края, народа ярко выражено в материале педагога средней школы №2 города Усинска Натальи Нигматуллиной «Коми посиделки на день Кузьмы и Демьяна». Викторина Ларисы Цыганковой (средняя школа №4 Великого Новгорода) «Знатоки родного края» включает разнообразные вопросы и задания, учитель делится уникальной подборкой вопросов о природе. Необычная затея с праздником осени в 1-м классе «Арбузник» возникла у Светланы Цукановой (средняя школа №11 станицы Новоплатнировской Краснодарского края). Так важно первоклассников объединить общей идеей! Вот и праздник – веселый, непринужденный, с театральными постановками, играми, танцами. Подготовка, суета… Все делаем вместе! Интеллектуально озадачила своих выпускников Ирина Гардер (Вертикосская средняя школа Томской области). «Своя игра» ждала четвероклассников на выпускном празднике. Каждый смог проявить себя, выбрав вопрос по силам. Были и дружеские розыгрыши, стихотворения, песни, шуточная лотерея. «Дидактический материал по русскому языку» для 2-го класса заявила в номинации «Материалы к уроку» Надежда Гусева (Вертикосская средняя школа Томской области). Это уникальная разработка для организации орфографической работы со слабоуспевающими учащимися. Грамотность нынче хромает! Звонкая, дерзкая номинация для юных, начинающих, подающих надежды – «Я – учитель». Ярко заявляет о себе Татьяна Секунова (средняя школа №75 Пензы). Ее система упражнений включает задания на развитие устной и письменной речи учеников, подборку авторских текстов для литературного анализа стихотворных и прозаических произведений, зарисовки, этюды, содержащие изобразительные приемы, упражнения для осмысления и использования в своей речи эпитетов, метафорических образов. Фразы учителей, мимо которых не пройти: «Задание на дом: нарисовать рисунок здорового человека», «Соня, выбери насекомых, а я прикреплю их на доске», «Будем кормить бабочку вашими жетонами с насекомыми», «Пользуйтесь только своими одеждой, обувью, расческой и другими предметами туалета»; практическое задание «Вымой ноги» – предлагаются таз, мыло и мочалка. Любой конкурс – это не только возможность диссеминации собственного опыта и публикации материалов, но и импульс для творческой активности, профессионального роста, самосовершенствования и обретения… друзей и единомышленников. Желаю вам целеустремленности, уверенности в своих силах и успеха! Рада знакомству с вами, уважаемые коллеги!http://www.elena-kuzmina.ru/

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте