Система госзадания интересна тем, что мы отдаем госзаказ в соответствии с профессиональными способностями вуза и с учетом регионального фактора. То есть, если вуз находится в Тьмутаракани и других там больше нет, то, невзирая на то, какого он уровня, мы не вправе лишать этот регион высшего образования.
В конкурсе 2004 года мы ввели специально две конкурсные категории, характеризующие вуз: с точки зрения его положения в России и в регионе.
Конкурс у нас идет по семи лотам, а лоты – по федеральным округам. Первая задача: определение госзадания на федеральном уровне, вторая задача – определение квоты федерального округа, наконец третья – распределение региональной квоты по вузам. Все определено очень строго, точно, никаких вольностей быть не может, все идет на конкурсной основе.
Мы собираем многотомные данные о вузах, систематизируем их, в результате на стол конкурсной комиссии ложится толстая книжка, в которой каждый вуз представлен по 28 группам, каждый член конкурсной комиссии может составить объективное мнение об уровне и качестве подготовки специалистов в данном вузе. В прошлом году на нас жаловались, что эти данные мы держали в тайне. Особой тайны не было, хотя мы просили конкурсную комиссию вернуть данные в Центр госзадания, поскольку вся эта информация – стратегическая, ибо дает представление о развитии страны в будущем, о наших планах по развитию экономики и промышленности. А как иначе? Ведь потребности в кадрах отражают именно планы развития отраслей.
Информация, которую получает конкурсная комиссия, весьма точна независимо от того, как публично представлен тот или иной вуз, какую рекламу делает сам себе или просит сделать это других. Специальности в любом вузе имеют конкурсные категории А, В и С. Конкурсная категория А – специальности, по которым очень высокий уровень подготовки, подтвержденный выпуском, работой педагогического коллектива и отзывами заказчиков. По этой категории у вуза есть шанс получить госзадание в том объеме, в каком он просит. Конкурсная категория В означает, что подготовка по специальностям, которые заявляет вуз для получения госзадания, не так сильна, как в случае категории А, и решение конкурсной комиссии может быть таким: дадим госзадание как получится. Категория С означает, что госзадание будет сформировано в таком объеме, какой останется. Вот теперь в таком разрезе можем оценить перспективы любого вуза на получение госзадания в том или ином объеме. Например, МАДИ, в общем, на слуху как очень мощный, сильный, лидирующий вуз, но он не имеет ни одной конкурсной категории А. Следовательно, конкурсная комиссия может урезать этому вузу госзадание до минимума, если будет дефицит в госбюджете. Сосед МАДИ, Московский авиационный институт, имеет множество конкурсных категорий А и ни одной категории С, то есть это пример сильного вуза. Берем вуз, который большей частью держится в тени, – Тульский государственный университет: выясняется, что это мощный вуз, который работает практически по всем конкурсным категориям, дает очень хорошие показатели по многим специальностям.
Самое интересное, что ни один ректор до сих пор не предъявил никаких претензий по такой системе оценок при конкурсном размещении государственного задания. Конкурсные категории вузов формируются на основе двух информационных баз. Первая – аккредитационная база вуза, которая формируется в Йошкар-Оле, вторая – рейтинговая база, которая формируется в Москве. Мы обрабатываем эту информацию по нашим задачам, чтобы получить конкурсные категории вузов. Как я уже говорил, федеральная категория – то, что вуз представляет собой с точки зрения России, а региональная – то, что вуз представляет собой с точки зрения региона. Текущая конкурсная категория – категория, на основании которой конкурсная комиссия и будет принимать решение: дать вузу то, что он просит, урезать заявку или не давать вообще ничего. У вуза может быть по двум-трем линиям хорошее положение, а по всем остальным – полный завал. В ходе конкурса мы определяем не только среднюю температуру по вузу, и конкретное состояние дел по каждой специальности.
В конкурсе не участвуют негосударственные вузы, но порядка 60 негосударственных вузов каждый год дают заявки. Мы их обсчитываем, показываем, что они собой представляют (впечатление, кстати, довольно убогое: пока из тех, кто подавал документы, никто претендовать на ведущие роли не может). Здесь есть одно «но»: на основании Бюджетного кодекса деньги выделять этим негосударственным организациям нельзя. Если негосударственные вузы разработают федеральную программу, добьются ее утверждения или внесения изменений в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», то появится возможность выделения им бюджетных средств. Но пока такие шаги не предпринимались.
В декабре 2004 года мы начнем работу по формированию госзадания на 2005-й – вузы должны будут сдать всю рейтинговую информацию. На ее основании, мы попросим вузы подписать письмо следующего содержания: «Вся информация, представленная нами, достоверна и может быть использована в конкурсных делах». Потом, если вуз представил недостоверную информацию, ему придется отвечать. Если недостоверность данных получилась по недосмотру, это плохо для вуза и скажется при определении госзадания. Если обман был допущен в корыстных целях и мы это обнаружили, то вуз может быть вообще снят с конкурса.
В 2003 году на рынке труда наблюдался устойчивый рост зарплат и спроса на специалистов. Рынок труда на подъеме. Всплески спроса происходят в отраслях, которые в данный момент развиваются наиболее бурными темпами. В 2004 году лидеры по привлечению новых сотрудников – производственные компании. Достаточно динамичная ситуация наблюдается в финансовом секторе. Этому весьма способствует развитие потребительского кредитования, обязательных видов страхования и пенсионная реформа.
Довольно интересная ситуация с вакансиями сложилась на рынке недвижимости, который переживает кульминационный момент. Из-за того, что появились новые игроки, в том числе и западные, спрос на квалифицированные кадры значительно вырос. Уже сегодня многие компании-новички вынуждены переманивать специалистов у известных и отлично себя зарекомендовавших компаний, предлагая им при этом более высокие зарплаты и хорошие условия труда. Таким образом, освобождается поле для роста менеджеров среднего звена, появляются вакантные места на начальных позициях. Вследствие этого на рынке недвижимости появилась тенденция к активному увеличению зарплат специалистов всех квалификаций. Прогнозы на развитие рынка труда в этом секторе весьма оптимистичные.
Нехватка производственных кадров особенно чувствуется в промышленном производстве, где образовался дефицит технических специалистов. Это связано с тем, что данный сектор развивается бурными темпами и требует все больше квалифицированных специалистов. А их на рынке немного, так как из-за стагнации промышленного производства, которая наблюдалась практически все 90-е годы, технические работники советских времен или переквалифицировались, или ушли на пенсию. В то же время воспроизводство кадров было на низком уровне, потому что постперестроечная молодежь предпочитает модные профессии: экономиста, юриста, финансиста и так далее. Это привело к тому, что по большей части выбирают не они, а их. Спрос же на «производственников» значительно превышает предложение, и это позволяет рассчитывать на очень хорошие условия оплаты труда. При этом, как отмечают эксперты рынка труда, это справедливо для работников всех уровней.
В 2003 году на производствах особым спросом пользовались наладчики, токари и фрезеровщики, механики, работающие со станками. Большая доля заказов приходилась также на слесарей по ремонту технологического оборудования. В 2004 году в силу острой нехватки производственного персонала предприятия вынуждены брать на работу менее опытных и более молодых специалистов на стажировку и обучать их в ходе работы. Соответственно и требования к ним несколько ниже положенных. Уже сейчас компании готовы платить своим сотрудникам зарплаты, значительно превышающие их реальную стоимость на рынке труда. Среди специалистов в производственном секторе в особом дефиците сейчас инженеры и главные инженеры, а также простые и главные технологи. Сегодня хороший главный технолог может зарабатывать как директор завода. Особенно это касается пищевой промышленности, в которой важны международные стандарты качества. Из-за того, что на квалифицированных специалистов в этой области сохраняется острейший дефицит, работодатели вынуждены за это расплачиваться в прямом смысле этого слова. Например, технолог может зарабатывать от 1500 до 5000 долларов в месяц. Проблема в том, что вузы, которые готовят таких специалистов, можно пересчитать по пальцам.
В то же время, как показывает анализ структуры приема в высшие учебные заведения, в последние годы большинство студентов учатся на экономических, юридических и социально-гуманитарных специальностях. Только в государственных вузах их количество превышает 45 процентов, а учитывая негосударственные вузы, которые специализируются на экономике и управлении, эта доля существенно превышает 50 процентов. Однако и ситуация с выпускниками этих категорий специалистов не совсем проста. С одной стороны, в службах занятости имеются тысячи вакансий на экономистов, но проблема трудоустройства, как и прежде, остра из-за условий работы и оплаты. С другой стороны, среди множества нетрудоустроенных выпускников экономических специальностей организации не могут найти нужных им специалистов. Это связано с тем, что уровень знаний и умений выпускников не соответствует требованиям работодателей.
В последние два года наметился рост экономических показателей страны, который составляет около 7 процентов годовых. Такие темпы развития ожидаются и в последующие годы. Наряду с социально-экономическим и научно-техническим прогрессом это потребует подготовки большого количества кадров по номенклатуре, обеспечивающей развитие экономики страны. Другими словами, требуется целенаправленная подготовка молодых специалистов для каждого конкретного региона. Это тем более важно, что в стране складывается сложная демографическая ситуация.
Решение проблемы баланса рынка труда и рынка образовательных услуг видится в государственном регулировании подготовки кадров на основе государственного задания на подготовку специалистов системой высшего образования.
Объем госзаданий был определен в 2002 году на три года вперед. В постановлении Правительства № 606 записано, что госзадание действует до введения ГИФО. С введением ГИФО дело пока находится на уровне эксперимента.
Комментарии