search
main
0

Исаак КАЛИНА, министр правительства Москвы, руководитель городского Департамента образования: Вместе со свободой приходит ответственность

​В оценке работы системы образования есть две составляющие – результаты и требования к условиям. Департамент образования как учредитель заинтересован в результатах, а профсоюз – главное заинтересованное лицо в обеспечении условий. При этом мы понимаем, что департамент как учредитель должен создавать условия для достижения результатов.

По большому счету основная цель развития системы образования Москвы – создание условий для социальной и образовательной успешности москвичей. В этом мы совпадаем с профсоюзом и выстраиваем наше социальное партнерство. Департамент образования и Московская городская организация Общероссийского Профсоюза образования заключили соглашение на 2014-2016 годы. За последние годы педагоги получили 159,6 тысячи компьютеров и ноутбуков, 27,8 тысячи мультимедийных проекторов, 16,3 тысячи интерактивных досок. У московских педагогов достойная заработная плата: если в 2010 году средняя зарплата учителей составляла 39,2 тысячи рублей, то в 2014 году – 68,7 тысячи рублей, воспитатели в 2010 году получали 25,4 тысячи рублей, в 2014 году – 49,2 тысячи. Понятно, что достойные результаты работы московских педагогов должны быть нормально вознаграждены городом. Хорошо, что средняя зарплата учителей выросла до 68,7 тысячи рублей, но то, что средняя зарплата воспитателей увеличилась до 49,2 тысячи, признаюсь, для меня более значимо, потому что мы все должны понимать: нормальный ученик начинается с дошкольного отделения. Я рад, что директора больших школ стали вкладывать серьезный ресурс в дошкольные отделения, в людей, которые там работают. При этом мы все понимаем, что раньше учитель не работал на одну ставку в 18 часов. Я, когда был учителем математики, работал 34 часа в неделю, сегодня, к счастью, в Москве на такую нагрузку идут очень редкие люди. Средняя нагрузка на педагога сохраняется много лет, она составляет примерно 1,2 ставки, и по этому показателю мы находимся на 57‑м месте в России, то есть в конце шестого десятка, у нас нагрузка одна из самых небольших в Российской Федерации. Учителя, работающие в школах Топ-400, проходят аттестационные процедуры в своих школах. Деньги на повышение квалификации мы передали в школы, и они сами ими распоряжаются.Мы не проводим реформу, мы адаптируем систему к тем новым законам, которые готовили на федеральном уровне лет шесть-восемь и которые были приняты в 2009-2011 годах. В стране подготовка к жизни по этим законам шла начиная с 2006 года. Президент РФ объявил приоритетный национальный проект «Образование», и 34 субъекта РФ отрабатывали, апробировали огромное количество механизмов, которые с учетом тех ошибок, которые были в регионах, удач или неудач сегодня используют в Москве. Реформа – изменение целей и задач. Цели и задачи системы образования неизменны, а механизмы, которые используют, могут меняться. Нельзя хранить традиции в инструментах и механизмах, их надо хранить в целях, задачах, ценностях и результатах. Они неизменны, но инструменты не могут оставаться теми же, что приносили успех 20-30 лет назад. Сегодня нужно просто спокойно переходить к новым инструментам, в том числе инструментам управления.Главная беда, которая, на мой взгляд, была прежде, – это ручное распределение ресурсов. Для того чтобы получить повышенное финансирование, директор школы ходил по кабинетам Департамента образования, выпрашивал какие-то индивидуальные штатные расписания и под них получал индивидуальные (только для этой школы) деньги. Так и возникали огромные контрасты между школами Москвы. В 2010 году был подготовлен Федеральный закон «О бюджетных учреждениях», был уже готов Закон «О закупках». Они, по сути дела, давали школам то, за что те так долго боролись, – свободу. Мы, конечно, понимаем, что свобода никогда не ходит без ответственности – это, можно сказать, сиамские близнецы, поэтому на школу вместе с огромной свободой легла и огромнейшая ответственность – юридическая, хозяйственная, финансовая. Чтобы управлять этими полномочиями, директору школы нужна команда, в которой были бы специалисты по разным направлениям – финансисты, юристы, хозяйственники (сегодня мы даже думаем, что аттестацию директор должен проходить вместе со своей командой). Без перехода от ручного распределения средств к формульному распределению ресурсов школы не смогли бы жить по новым законам, которые – нравятся они кому-то или нет – можно назвать законами о свободе бюджетных учреждений.Приоритетными направлениями развития системы образования Москвы в 2010-2014 годах стали:- предъявление равных требований к результатам деятельности школ;- обеспечение равных условий реализации деятельности школ;- повышение эффективности в системе образования;- обеспечение открытости и прозрачности системы образования.Базовые понятия столичной системы образования: ученик – стандарт как совокупность обязательных требований к образованию – норматив финансового обеспечения на реализацию образовательного стандарта.Четыре года назад московская школа №874 не прошла аккредитацию. Доля ее учащихся, получивших неудовлетворительные оценки по итогам контрольных работ, была такова: 50% – по математике, 62% – по русскому языку, 68% – по химии, 70% – по английскому языку. Это случилось до моего прихода в Департамент образования, и можно было выбрать один из двух вариантов – сделать вид, что ничего не случилось, или разобраться, почему столичная школа не показала должных результатов своей работы. Мы выбрали второй вариант. История с этой школой заставила нас задуматься о том, как повысить эффективность системы образования. Одним из первых и важных шагов стало внедрение диагностик учебных достижений – предметных и метапредметных: в 2011 году в диагностике приняли участие 36774 учащихся, в 2014 году – 762315 учащихся. Мы уделяем значительное внимание развитию олимпиадного движения. Каждому школьнику предоставлена возможность участия в Московской и Всероссийской предметных олимпиадах.Должен сразу сказать, что наши победы во всероссийских олимпиадах стали не самоцелью, а возможностью реализации разных способностей учеников. Наверное, поэтому сегодня очень значимо выросли результаты участия московских школьников во всероссийских предметных олимпиадах (см. таблицу 1). Количество школ, подготовивших победителей и призеров городского этапа, выросло с 421 до 637. Что еще важнее – победителей и призеров заключительного этапа, а это высочайший уровень, практически чемпионы страны – раньше готовили 74 школы, теперь такие победители и призеры есть в 145 школах, то есть практически в два раза выросло количество школ, которые способны выдавать такие результаты. Количество школ, где есть победители, выросло с 43 до 68, и это тоже значимый рост. Этот массовый результат, пожалуй, даже важнее единичных побед на Всероссийской олимпиаде.Понятно, что массовые результаты на олимпиадах невозможны без хорошей учебы в школах. У нас сегодня нет другого объективного измерителя качества образования, кроме ЕГЭ, и мы им пользуемся (см. таблицу 2).Начиная с 2011 года мы стали ежегодно публиковать рейтинги школ, показавших высокие результаты образовательной деятельности. Все хотят сравнивать себя и свои результаты с другими, поэтому рейтинг стал серьезным мотивационным фактором повышения качества работы столичных школ и педагогов. Сначала это был Топ‑300, с 2013 года – Топ-400. С 2011 года школы, попавшие в этот рейтинг, получают гранты мэра Москвы в области образования: в 2012-2013 годах на эти цели было выделено 750 млн рублей, в 2014 году – 1050 млн. Мы рады, что по нашему примеру уже два года составляют всероссийский рейтинг школ Топ-500 и Топ-25, показавших высокие результаты образовательной деятельности (с 2014 года появились рейтинги по профильным областям). В прошлом году в Топ-25 лучших российских школ вошли 7 московских, в нынешнем году уже 13, в Топ-500 в 2013 году – 89 московских школ, в 2014 году – 126.Конечно, очень важно было создавать условия для повышения результативности школ. Тут мы решали несколько важных задач:- внедрение равновысокого норматива финансирования на реализацию образовательной деятельности для каждой школы;- установление коэффициентов финансирования с учетом особых потребностей детей-инвалидов;- формирование бюджета школы за счет субсидии (по формуле);- самостоятельное определение школой приоритетов в расходовании средств субсидии (на зарплату, коммунальные услуги, содержание имущества, укрепление материально-технической базы);- выделение целевых субсидий (сверх субсидии по нормативам) на:    повышение квалификации педагогических работников;    проведение текущих ремонтов;    обеспечение безопасности обучающихся;    приобретение оборудования;    реализацию программ дополнительного образования;    выполнение государственных работ.Москва перешла на электронное комплектование дошкольных учреждений, сегодня нет очереди на получение мест в дошкольных учреждениях для детей старше 2,5 лет, а количество мест для детей старше 2,5 лет возросло в полтора раза. Сегодня идет электронная запись в первый класс, в 2010-2011 учебном году мы приняли 78 тысяч детей, в 20134-2014 учебном году – 95 тысяч, в 2014-2015 учебном году, который еще не закончился, – уже 51 тысячу детей. В этом году 86,7% детей перейдут в первый класс из дошкольного отделения без всяких очередей. Они были воспитанниками дошкольных отделений тех школ, в которые хотят поступить.В Москве существенно уменьшилось количество образовательных учреждений, так как созданы 750 многопрофильных образовательных центров, максимально удовлетворяющих образовательные запросы москвичей в непосредственной близости к месту их проживания. Из 750 образовательных организаций 612 имеют дошкольные отделения. У нас нет и не было задачи объединения школ в комплексы. Объединение – следствие многих других изменений, целей. Если у нас нормативно-подушевое финансирование, то от того, что школы объединились, мы ни копейки больше или меньше им не дадим, расходы городского бюджета поступают не на школу, а на ученика. Есть у нас 850 тысяч московских учеников, эти 850 тысяч и будет финансировать городской бюджет.Стране нужна элита, но элита разноплановая. Поэтому в каждой крупной школе есть возможность создавать предпрофильные, профильные классы по многим направлениям. К нам в школы идут солидные научные корпорации. Когда в параллели один-два класса, их можно делить (так делали раньше) только по очень странному принципу: для тех, кто умеет решать задачи, – математический класс, для тех, кто не умеет, – гуманитарный. Сегодня же в самом деле можно сделать классы с литературным, математическим и многими другими профилями. В этом году в школах Москвы открыли 70 кадетских классов, никогда у нас такой возможности не было. Если бы в параллели были один-два класса, всем пришлось бы идти в кадеты, а у всех такого желания нет. Многокомплектная школа автоматически становится многопрофильной, это позволяет развивать очень разные таланты детей. То есть учатся они во многом по-разному, но живут вместе и общаются вместе, уважают таланты друг друга. Очень важно, чтобы люди умели уважать другой талант. То, что у нас с 25 до 39 процентов выросла доля районов, в которых вырастили победителей Всероссийской олимпиады, хорошая динамика. Но у этой динамики есть очень далекий ориентир: уверен, что в каждом районе должны расти победители. Когда в школе будет много победителей городского этапа Всероссийской олимпиады, – огромный выбор профилей, возможностей, кружков, тогда мы сможем утверждать: конечно, у каждого московского ребенка есть способности! Тот, кто понял, что все дети талантливы, что все дети способные, и работает по-другому. Весь вопрос в том, что способности у детей разные, у кого-то это способности к математике, у кого-то – к литературе, у кого-то – к технологии в широком смысле слова. Я бы сказал, что способности, которые в народе называют «золотые руки» или «умные руки», нынче много дороже остальных, потому что людей, умеющих что-то делать руками, к сожалению, становится меньше. Стоимость практического интеллекта возрастает, и мы не должны забывать об этом. Вообще главная задача системы образования в том, чтобы талантливый ученик встретился с талантливым педагогом. В большой школе учителей больше и вероятность встречи способного ученика с талантливым учителем математики, физики, литературы гораздо выше, чем в маленькой школе, где один учитель физики работает на полставки.Существенное изменение в системе образовании Москвы – прозрачность, объективность оценок. Все желающие могут воспользоваться открытыми ресурсами Департамента образования: по понедельникам в Интернете идет трансляция совещаний по информационным технологиям в образовании, по вторникам – заседаний аттестационной комиссии, по средам – заседаний Кадровой комиссии, по четвергам – пресс-конференций и селекторного совещания руководителей системы образования. Все это люди смотрят не только в Москве и в России, но и за рубежом. Все результаты деятельности педагогов и образовательных учреждений, которые учитываются как результаты, несфальсифицированы. Все, что происходит в системе образования, в Департаменте образования, стало абсолютно прозрачно. У нас в департаменте есть небольшой зал на 70 мест, любое мероприятие, которое там проходит, транслируется в Интернете, и это видят все. Еще один фактор – открытая система подбора директоров, когда заседания аттестационной комиссии и кадрового совета идут с прямой трансляцией в Интернете: если человек выходит на аттестацию, то понимает, что должен выйти с результатами.Сегодня в Москве нет назначения директоров на должность руководителя комплекса в ручном режиме, а есть процедура. В соответствии с Законом «Об образовании в РФ» занимать эту должность может только тот, кто прошел соответствующую аттестацию. Это государственная аттестация, состоящая из двух этапов: человек сначала проходит компьютерное тестирование по нескольким блокам вопросов, демонстрируя теоретические знания, затем приходит на заседание городской аттестационной комиссии, в которую входят опытнейшие директора, доказавшие своей многолетней работой, что они самые авторитетные и уважаемые люди в городе. Довольно часто мое мнение не совпадает с голосованием аттестационной комиссии, и я спокойно воспринимаю то, что большинство коллег-специалистов приняли для себя иное решение.После заседания аттестационной комиссии кандидаты в директора обязаны пройти еще так называемый Кадровый совет, в который входят не только уважаемые директора, но и депутаты Мосгордумы, видные ученые в области образования. Кандидаты, получившие в совете большинство голосов (их 60-70 процентов), приходят в школы. Не менее двух кандидатов мы направляем в управляющие советы школ, которые входят в Топ-400 и своей работой доказали, что оказывают москвичам очень качественные образовательные услуги. Того, кого выберет управляющий совет, утверждаем. Но бывает так, что управляющий совет отвергает все представленные кандидатуры, тогда все начинается сначала. В те же школы, которые не входят в Топ-400 и, к сожалению, пока еще результатами своей работы не могут вызвать доверие, мы на один год назначаем исполняющего обязанности директора, а через год, когда люди его узнают, возвращаемся к той же процедуре утверждения директора на управляющем совете. Закон такого не предписывает, но мы понимаем, что москвичи – люди особые, очень внимательные к судьбам своих детей, поэтому в большинстве случаев можем довериться решению управляющих советов. С учетом размера заработной платы, которую нынче получает директор московской школы, мы могли бы пропустить в директора людей, которые имеют большой опыт управленческой деятельности, но не имеют педагогического образования или опыта педагогической работы. Как правило, ни аттестационная комиссия, ни Кадровый совет такие кандидатуры – при всем уважении к их менеджерскому опыту – не пропускают. Все равно 99 процентов проходящих эти барьеры – люди, имеющие педагогическое образование, достаточный педагогический опыт работы на руководящих должностях, а то, что они к тому же еще становятся грамотными управленцами, – их сегодняшняя обязанность, иначе город не сможет доверять им огромнейшие ресурсы. Сегодня у школы финансовые ресурсы в 500-600 миллионов рублей, эти бюджетные деньги город обязан доверять только очень грамотным управленцам. Сегодня благодаря рейтингу, который выстраивают в столице, каждый директор, каждая административная команда крайне заинтересована в высочайших результатах школы, а такие результаты могут обеспечить только очень квалифицированные педагоги.Давно известно, что в столичных школах были значительные поборы. Полностью победить это позорное явление пока не удается, но жалоб стало существенно меньше. Во многих программах развития школ теперь есть термин «внебюджетные доходы». Слово «зарабатывать» для школы – очень хорошее слово. Оно было скомпрометировано тем, что она зарабатывала на родителях. Сегодня школа де-факто зарабатывает государственные бюджетные деньги, потому что и новые законы, и переход на нормативное подушевое финансирование, или личностно ориентированное финансирование, изменяет содержание этого слова. Главное в том, что мы финансируем. Одно дело – мы финансируем статус школы (гимназия, лицей, школа с углубленным изучением предметов), который хотят получить все, независимо от результатов, другое дело – результаты работы. Если мы финансируем ученика, который приходит в школу, то школа, естественно, заинтересована в том, чтобы ученики хотели тут учиться, а для этого она должна значительно повысить качество образования, которое дает детям. Тогда жители Москвы будут приносить в школу не свои деньги, а деньги городского бюджета. Школы, которые привлекают учеников качеством своей работы, получают достаточное количество бюджетных средств. Те школы, которые не привлекли учеников качеством своей работы, пытаются предпринимать не самые удачные, на мой взгляд, шаги и еще больше усугубляют свою ситуацию. Ведь родители, которые понимают, что им предлагают платить за отсутствие качества, постепенно перейдут в другие школы. Мы собираем факты по каждому такому случаю.Повышение эффективности для нас – это передача школами «необразовательных» функций, перевод на аутсорсинг организации питания, уборки и охраны, сокращение школьных чиновников, что приводит к сокращению бумажной работы педагогов, оптимизации штатного расписания, возможности увеличения заработной платы педагогов. Мы следим за тем, какая часть ФОТ идет на оплату труда учителей, преподавателей, воспитателей, в 2010 году это было 44%, в 2014‑м – 51%, мы считаем, что эта цифра должна быть равна 60%. В Москве идет сокращение чиновников, что дает возможность передавать детям освобождающиеся здания. Это помогает созданию новых мест для школьников и воспитанников, позволяет предоставлять здания для открытия частных школ – уже переданы 23 тысячи квадратных метров для реализации образовательного процесса.Мы уделяем серьезное внимание развитию государственно-общественного управления в системе образования. Практически во всех школах работают управляющие советы, при Департаменте есть Общественный совет, в районах – межрайонные советы руководителей образовательных учреждений, кроме того, при Департаменте есть Экспертно-консультативный совет родительской общественности.Могу сказать, что у московской системы образования есть резервы. Это:- повышение качества и унификация управления системой образования на городском уровне;- повышение качества сервисной поддержки школ городскими службами;- повышение качества менеджмента в школах;- повышение требований к профессионализму учителей, в том числе через отбор высококвалифицированных специалистов;- обеспечение многопрофильности школ.Проблемы системы образования делятся на общие проблемы и проблемы мегаполиса. И если с проблемами мегаполиса мы стараемся справляться сами, то в решении общих проблем готовы принять участие вместе с Московской городской организацией Общероссийского Профсоюза образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте