Новый учебный год будет годом реализации пилотного проекта по развитию общего образования в Москве. Дело это сколь важное, столь и сложное. Сложное отчасти потому, что происходит кардинальное изменение психологии директорского и педагогического корпусов.
Многие годы руководители многих образовательных учреждений испытывали немалые сложности, возникающие от того, что им катастрофически не хватало средств для того, чтобы вывести это учреждение на достойный уровень не только по материально-техническому оснащению, но и, главное, по оплате труда педагогов. В конце прошлого года Департамент образования попросил один из округов подготовить справку о том, какие зарплаты получают педагоги. Изучая справку, я был сильно удивлен тем, как сильно разнятся средние зарплаты в разных школах – от 22 до 70 с лишним тысяч рублей. Признаюсь, меня озадачило, что подчас небольшие зарплаты были в школах, дающих высокие результаты в работе, а большие – в тех школах, которые такими результатами похвалиться не могли. Перед началом подготовки к реализации пилотного проекта мы очень тщательно и серьезно изучили ситуацию с нормативным финансированием московских школ. И тут было немало удивительного: одни школы не получали в полном объеме положенного норматива, другие, напротив, получали до ста пятидесяти процентов от норматива. В результате наблюдалось значительное расслоение в среде московских образовательных учреждений, одни – процветали, другие – прозябали. Все самостоятельно решал чиновник: какую школу поддержать, а какую оставить на произвол судьбы. Может ли это продолжаться сегодня, в новых условиях, когда от педагогов и школы требуют не только высокого качества обучения, но и соблюдения прав каждого ребенка? Разумеется, нет. Мы не можем согласиться с тем, что огромному количеству детей в Москве не повезло и за каждого из них город платит его учителям 50-60 тысяч рублей в год, в то время как за других его ровесников – 120, а то и 150 тысяч рублей. Все дети (за исключением случаев, требующих по объективным причинам особой заботы), равны и имеют право на равноценную поддержку государства, в том числе и материальную. Это и учитывает нормативное финансирование в рамках пилотного проекта, когда в начальной школе норматив равен 73 тысячам рублей, а в старших классах – 120 тысячам рублей в год на каждого ученика. Это одна из существенных составляющих пилотного проекта, о которой, как и о многих других, учителя, родители, к сожалению, не имеют должной информации. Мои летние встречи с кандидатами на должность директоров (а этим летом я встречался с несколькими десятками желающих занять этот пост), обсуждение с ними сегодняшнего состояния столичного образования, задач, которые необходимо решить, программы развития на ближайшие годы дали очень много информации. Я с огромным уважением отношусь к тем знаниям по педагогике и психологии, которые демонстрировали эти люди в беседе со мной, но при этом есть те, кто понятия не имеет о том, что такое, например, управление ресурсами. Они этой темой вообще не интересуются. Значит, если такой человек будет назначен директором школы, то в ней появится просто очень хороший старший учитель, который вряд ли сосредоточится на создании условий для эффективной работы педагогов. Да, нам нужны во главе школ уважаемые педагоги, но, как правило, в каждой школе и так есть хорошие учителя, хорошие заместители директора. Директора тоже уважаемые педагоги, но у них ведущая деятельность, главная роль в создании всех необходимых благоприятных условий для эффективной работы педагогов его школы, а это в свою очередь требует очень грамотного и эффективного управления ресурсами. Если директор не определяет это как свою ведущую деятельность, то тогда мы получим очередные лозунги, декларации, а энтузиазм педагогических коллективов будет заменять управленческую системную деятельность. Подчеркиваю: если директор не занимается созданием условий, управлением ресурсами, то это заканчивается усиленной эксплуатацией энтузиазма учителей. Далеко не все кандидаты на пост директора (а также некоторые действующие директора школ – а их в Москве 1500) изучили постановление Правительства Москвы №86, документы, которые разрабатывал и принимал Департамент образования, и тем более не проработали локальные акты своих школ. Сегодня, независимо от того, участвует школа в пилотном проекте или не участвует, она уже могла модельно прорабатывать все, что в недалеком будущем предстоит ей реализовывать. В каждой школе необходимо было провести модельный просчет финансирования зарплаты учителей на основе нового нормативного финансирования. Из вакуума информации, отстраненности школы от общегородских дел и рождается страх у директоров и учителей перед теми рисками, которых давно, к счастью, нет. Есть коллективы школ, директора которых тоже, к сожалению, не занимаются изучением документов, не повышают квалификацию, не расширяют кругозор. Я очень большую надежду возлагаю на семинары, которые в новом учебном году будут проходить начиная с 6 сентября по вторникам на базе первых пилотных школ. Коллективы всех школ должны знать, какие преимущества дает им финансирование по новым нормативам. Департамент рассчитывает, что наши семинары станут настоящей школой управления образовательными учреждениями, управления ресурсами. Ведь это одна из составляющих пилотного проекта.Уверен, что директора школ в преддверии начала учебного года и в течение учебного года должны внимательно изучать опыт коллег, побывать в их школах, взаимообщение – это основа совместного развития. Я хочу, чтобы на постоянно действующие семинары приглашали глав управ, представителей префектур, они нам нужны, так как отвечают за жизнь того района, где работает школа. Школы должны знать, что делает власть района, округа, города. Если жители считают, что их детей хорошо обучают и воспитывают в детских садах и школах, то тогда образовательные учреждения могут рассчитывать на поддержку управ и префектур. Но в свою очередь образовательные учреждения должны давать информацию о своей работе, они должны быть открыты, их деятельность должна быть понятна и известна всем, это еще одна задача пилотного проекта. Наши семинары должны стать еще и распространением позитивного имиджа образовательных учреждений в социуме. Москвичи должны знать, что власть делает для образования. Я не могу понять директоров школ, знающих, что их коллективам переход на новые нормативы дал бы дополнительно 15-18, 19 и даже в некоторых случаях 20 миллионов рублей в год, но при этом не советующих своим коллективам входить в пилотный проект. Неужели они не хотят жить лучше, неужели им проще плакать по поводу недостатков финансирования? Уверен, что, когда педагоги увидят ясные и четкие расчеты, свои решения они будут принимать осознанно, ратуя за новое качество своей работы и новые принципы оплаты труда. Это важно, потому что у школ есть еще возможность войти в пилотный проект с 1 октября 2011 года, получить дополнительное финансирование уже в четвертом квартале этого года. Не воспользоваться такой возможностью, которую предоставляет мэр Москвы и о которой он объявил на всех встречах в округах, было бы, мягко говоря, удивительным. Те, кто противодействует этому процессу, обкрадывают свои коллективы. При этом хорошо известно, что постановление правительства №86 запрещает снижать финансирование тем школам, которые сегодня имеют бюджет больше нормативно-расчетного. Надеюсь, что те возможности, в том числе финансовые, которые сегодня предоставило участникам пилотного проекта Правительство Москвы, мы будем использовать во благо столичной системе образования. Я думаю, что у директоров и педагогических коллективов московских школ есть много идей, полезных для развития школ, которые возможно реализовать только в условиях равноправного, прозрачного финансирования их деятельности.
Комментарии