search
main
0

Исаак КАЛИНА, министр Правительства Москвы: Мы в образовании входим в эпоху стабильности

​Новый учебный год мы начали как обычно. В государственные и частные школы Москвы пришли 850 тысяч школьников. 420 тысяч дошкольников будут посещать наши школы в дошкольных группах.

В общей сложности в этом году мы заселим дошкольниками и школьниками порядка 36-38 новых зданий, в том числе в Молжанинове. Внимание к школе в Молжаниновском районе связано с тем, что там никогда не было никакой новостройки, школьное здание – 1912 года постройки, поэтому так важно именно для этого района строительство новой школы. Возводил школу в Молжанинове Департамент строительства за счет бюджетных средств. Что касается Новой Москвы, то за два года там сделано очень много, построены очень много школьных и дошкольных зданий, но тем не менее прирост населения там идет очень быстро; после того как эти районы присоединились к Москве, строительство там будет продолжаться. Все строительство идет вместе со строительством жилья, то есть инвестор обязан, когда вводит жилье, ввести школы и здания для дошкольников, это сегодня твердое правило по всему городу, частично это идет с опережением: то есть район еще только начал заселяться, а строители уже построили новое здание детского сада или новое здание школы. Тема первого урока во всех московских школах 1 сентября была такой: «Моя малая Родина». Педагоги говорили с детьми о Москве – о городе, в котором живут наши дети, о России. Думаю, вся школьная жизнь – это урок патриотизма. Я очень на это надеюсь, потому что качественное преподавание математики – говорю как учитель математики – это формирование человека, способного использовать математику на пользу себе, городу, в котором он живет, стране, в которой он живет. Я думаю, что обсуждение разных тем на уроках истории, беседы с классным руководителем, учителем истории, обществознания и многих других предметов – это тоже обмен информацией и воспитание патриотизма. Мы все в Большой советской энциклопедии когда-то прочитали определение патриотизма, но, мне кажется, поняли его не до конца. Мы прочитали только слова про любовь к Родине, а там еще есть продолжение: «и умение своими действиями приносить пользу своей Родине». Я думаю, что вся школьная жизнь учит человека приносить пользу миру, стране и городу, в которых он живет, на мой взгляд, единый урок патриотизма – вся школьная жизнь. Если это где-то не так, то тогда очень печально. Накануне Дня знаний мы провели заседание Совета по комплексной безопасности, в котором приняли участие наши коллеги из Департамента региональной безопасности, МВД, ФСБ, МЧС и всех других структур, которые помогают нам обеспечить безопасность московских школ. Силами МВД, Департамента региональной безопасности, Общественной палаты Российской Федерации были проведены очень серьезные проверки всех ЧОПов, которые охраняют школы, я надеюсь на то, что сделано все, что можно было сделать по обеспечению физической безопасности. Сегодня мы оснащаем школы видеокамерами, не секрет, что у меня есть код доступа ко всем видеокамерам, которые установлены в школах. Практически у каждой школы создана очень серьезная система видеообзора, которая, по сути дела, показывает любой подход к школе. С этой точки зрения все, кто собирается сделать что-нибудь, не дай бог, против наших школ, должны понимать: все это будет четко зафиксировано, если есть сообщения, наша охрана моментально вызывает полицию, то есть система видеонаблюдения – очень серьезная и очень действенная поддержка, могу сказать спасибо городу за то, что он пошел на эти расходы. Мы надеемся, что наши психологи, которые в этом году прошли повышение квалификации в Московском городском психолого-педагогическом университете, смогут еще более профессионально подходить к своей работе, взаимодействовать с классными руководителями. В системе образования работают более двух тысяч практических психологов, очень мощный отряд психологов Московского городского психолого-педагогического университета, Московского городского педагогического университета, психолого-педагогических центров, которые есть в городе и округах. Одна из важных тем на различных встречах с родителями – тема групп продленного дня. Могу сказать, что в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязательное наличие группы продленного дня в школе не оговорено. Однако в связи с тем, что финансирование московских школ не уменьшилось ни на копейку, что образовательные учреждения получают его в полном объеме (общей суммой), возможность создания таких групп у учреждений сохранилась. Администрация образовательного учреждения совместно с управляющим советом самостоятельно должны принять решение о создании в конкретном образовательном учреждении для части семей группы продленного дня или использовать имеющиеся финансовые ресурсы на иные дополнительные потребности семей. При этом если школа открывает именно группу продленного дня в соответствии со статьей 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», то она имеет право (но не обязанность) взимать родительскую плату за присмотр и уход. При этом в соответствии с законом школа должна обосновать введенную стоимость и утвердить ее у учредителя (окружного управления образования). В настоящее время пока ни одна школа Москвы не обращалась к начальникам окружных управлений образования за утверждением размера родительской платы за уход и присмотр в рамках предоставляемой услуги «группа продленного дня». В то же время благодаря солидному общему финансированию образовательные учреждения имеют возможность снизить размер платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей несовершеннолетних обучающихся (имеющих детей-инвалидов, инвалидов – членов семьи, статус многодетной семьи). Вместе с тем школа вправе оказывать и другие дополнительные образовательные услуги, в том числе и по организации развития и социализации детей во второй половине дня (вне рамок группы продленного дня). В этом случае Закон «Об образовании в Российской Федерации» не предусматривает согласования с учредителем размера и стоимости платы за оказываемые дополнительные услуги, не предусмотренные стандартом общего образования и не финансируемые за счет средств городского бюджета.Меня постоянно спрашивают, где можно получить информацию о плане или карте объединения школ, но никаких планов объединений, укрупнений никогда не было и быть не может. Укрупнение школ происходит по заявкам школ, администраций и управляющих советов школ. Более того, теперь школам, желающим объединяться, придется очень серьезно доказывать целесообразность, эффективность, потому что я считаю, что было достаточно времени для того, чтобы принять правильное, эффективное решение. Думаю, что сегодня мы входим в эпоху стабильности во многих вопросах в системе московского образования. Нынче постоянно возникает вопрос об электронных учебниках. К сожалению, в массовом сознании под словом «электронные учебники» долгое время каждый понимал свое. Некоторые считают, что электронный учебник – это электронная копия бумажного учебника, но такой, можно считать, есть у всех, это вообще сегодня не проблема. А вот серьезный учебно-методический комплекс в электронном виде, который дает шанс сочетать в себе и возможности текста, и возможности лабораторной работы, и возможности размещения видео, каких-то редких шикарных фотографий, и возможности работать со всем этим в интерактивном режиме, и возможность проверочной работы вплоть до объединения с электронным дневником, электронным журналом и многим чем другим (так и хочется сказать, вплоть до карточки прохода и питания), пока отрабатывают на базе шести московских школ. Это очень серьезный, уникальный проект, по крайней мере я нигде в регионах, да и в мире, подобного не видел. В этой связи можно говорить об электронном учебнике как об очень серьезной учебно-методико-организационной системе. Что касается бумажных учебников, то, по каким учебникам учатся в московских школах, зависит, к счастью, от самих московских школ. Мы ежегодно публикуем в открытом доступе таблицу всех учебников, входящих в федеральный перечень, каждая школа сама выбирает из него те учебники, которыми будет пользоваться, заполняет в электронном виде свою заявку в соответствии со своими потребностями, дальше заявки автоматически суммируют, надеюсь, директора пользуются именно такой схемой.Начиная со следующего, 2015-2016 учебного года, мы установим единые школьные каникулы, но, прежде чем принять решение, мы еще должны провести опрос горожан, используя замечательный ресурс Правительства Москвы «Активный гражданин». Уже был проведен опрос москвичей, их спросили: «Считаете ли вы нужным установить единые сроки каникул?» Подавляющее большинство ответило: «Да, считаем!» Теперь мы запускаем следующий опрос, где будет вопрос: «Какой из графиков вы считаете наиболее удачным?» – предлагаем на выбор три графика, которые отобрали эксперты (родители и директора школ), посмотрим, как распределятся голоса, тот график, который получит абсолютное большинство голосов, мы предложим всем нашим московским школам в качестве единого графика каникул. Что касается пятидневки, то я посмотрел открытие новых ресурсов в Дарвиновском музее и подумал, какой грех мы совершаем, живя в Москве и организуя учебный процесс в московской школе практически так же, как в каком-нибудь маленьком городке, где нет такого городского ресурса. У нас изумительнейший образовательный ресурс города, мы обязаны предоставить нашим ученикам возможность использования этого ресурса для своего развития, своего образования. Поэтому в прошлом году начинались «Университетские субботы», «Музейные субботы», субботы на предприятиях Москвы. Я считаю, что в этом году практически все школы – управляющие советы и администрации – примут решения о переходе на пятидневную учебную неделю. В прошлом году в Москве мы с вузами открыли первые предуниверсарии, эта работа будет расширяться, так как сейчас такое желание есть у многих вузов. Но задача департамента – отбирать те вузы, для которых финансирование предуниверсариев из городского бюджета важно не в первую очередь, которым важно подготовить ребят для получения высшего образования на самом высочайшем уровне, чтобы они могли приносить огромную пользу Москве, стране, ведь это полностью соответствует определению патриотизма в Большой советской энциклопедии. Высшая школа экономики, открыв в прошлом году предуниверсарии, быстро поняла очень важную вещь (все равно всех московских старшеклассников в предуниверсарии не принять, да и задача такая ни в коем случае не стоит) и начала работать по открытию в обычных московских школах «университетских классов». Ровно по той же схеме сегодня хочет работать МИФИ, его ректор говорит: «Замечательно, мы создали предуниверсарии, теперь дайте нам возможность работать со многими московскими школами по открытию инженерных классов». Ректор Московского физико-технического университета Николай Кудрявцев предлагает открыть физико-технические классы в нескольких московских школах, медицинский университет заинтересован в открытии предуниверсария и медицинских классов во многих школах Москвы. В большой школе, где в параллели 12-13 классов, ученик может реализовать свои любые интересы и желания. Дети могут сегодня учиться в университетском классе от Высшей школы экономики, Московского физико-технического университета, медицинского университета, МИФИ или любого другого вуза или просто в своем общеобразовательном классе при школе. То есть увеличивается наиважнейшая в жизни человека вещь – варианты выбора. Наличие выбора – это, на мой взгляд, великолепнейшая школа для того, чтобы люди научились выбирать.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте